Конспектирование помогает учиться быстро и лучше запоминать прочитанное

Ученые говорят, что человек забывает 70% из того, что он недавно услышал или прочитал. Поэтому, если вы любите ругать свою память, то расслабьтесь — это абсолютно нормально. Хорошая новость — мозг можно научить запоминать самое важное.

Конспектирование помогает учиться быстро и лучше запоминать прочитанное

Как нас учили запоминать в школе

Каждый, кто когда-то учил стихи или какие-то тексты (например, для школьной постановки) помнит очень простой алгоритм:

  • Прочитай
  • Прочитай еще 10-20 раз
  • Повторять до результата
  • Ты всё запомнил (или нет)

Да, та самая «зубрежка», которая повторяется до тех пор, пока в голове не появляется кристально-ясная картина того, что нужно выучить. В книге «Запомнить все» от Питера Брауна эта древнейшая техника рассматривается с интересной стороны: исследования показывают, что нам кажется, будто знания «вбитые» таким образом становятся частью нас и мы в любой момент можем ими воспользоваться, но по факту — это лишь иллюзия, обманка мозга.

Да, если вы решите подсмотреть в учебник или тетрадку, то вы с легкостью найдете ответ на нужный вопрос, так как будете знать его положение в тексте. Т.е по сути, мозг запоминает расположение слов в тексте, но не создает понимание этого вопроса.

Вопросы, которые требуют ответа

Конспектирование помогает учиться быстро и лучше запоминать прочитанное

Для того, чтобы мозг начал формировать знания на основе новых нейронных связей, нужно использовать одну простую технику — вопросы. Для того, чтобы наш мозг включил процесс сохранения информации, его нужно озадачить, показать, что знания действительно ценные и их нужно приберечь на потом. И в качестве такого инструмента отлично работают наводящие вопросы. Давайте рассмотрим, как это работает.

Группа ученых провела эксперимент, где студентов разделили на две группы. Первая группа после занятий занималась по стандартной схеме, а вторая сразу после занятий проходила тестирование. В результате, уровень усвоения информации у второй группы был в разы больше, чем у первой.

Точно такой же эксперимент проводили в одной из США, где в несколько классов ввели два тестирования — одно перед уроком, которое позволяла ученикам вспомнить пройденный материал, второе по окончанию урока, в котором закрепляли свежие знания. В результате, участники эксперимента на выпускном экзамене в среднем получили оценки, на один балл выше, чем стандартные классы

Исследований на эту тему на самом деле намного больше двух, их все выделили в то, что называют «Testing effect». Вот тут в подборке от Нейро можно удобно ознакомиться с данной темой глубже:

Ответ от <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fya.ru%2Fn%3Fdialog_id%3Dshared%2Fe16f-3e7f-50dc-77e9&postId=231530" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"><b>Нейро</b></a>
Ответ от Нейро

С точки зрения мозга, «зубрежка» и «озадачивание» вопросами — это две большие разницы. В первом случае он не понимает, зачем ему эта информация, а во втором проводит глубокий анализ и запоминает то, что получилось осознать в процессе мышления, т.е создает новую информацию, которая уже сохраняется в долговременной памяти.

Как использовать вопросы

Конспектирование помогает учиться быстро и лучше запоминать прочитанное

Если речь идет об учебной литературе, то тут ничего хитрого придумывать не нужно — большинство глав в таких книгах заканчивается списком вопросов, ответив на которые вы сделаете первый шаг в закреплении прочитанного. После этого останется практиковать это в других формах:

  • Вы можете написать конспект, на их основе
  • Сделать на основе каждого вопроса пост в соц.сетях
  • Рассказать своим друзьям, коллегам и близком ответы на эти вопросы Чем больше возможных итераций «ответ-вопрос» вы провернете. тем лучше усвоится информация.

Если же в книги таких вопросов нет, то вы без проблем можете составить универсальный список и лишь дополнять их конкретикой. Вот какие вопросы вы должны задавать себе в конце каждой главы:

  • Про что была эта часть книги?
  • Что я узнал из прочитанного?
  • О чем бы я хотел рассказать своему окружению?
  • Что из прочитанного я хочу внедрить в свою повседневность или рабочий день?
  • Что мне нужно узнать, чтобы еще лучше разобраться в этом вопросе?

Ответив на эти 5 вопросов вы заложите фундамент, для прочитанного, а после сможете конкретизировать самые важные и интересные моменты. И для того, чтобы информация оставалась с вами на протяжении многих лет, ее нужно регулярно повторять и пытаться воспроизвести в разных ситуациях и форматах.

Если же совсем лень, можно привлечь для этого ChatGPT.

Пользуйтесь ли вы чем-то похожим? Если да, то поделитесь, как это отразилось на вашей продуктивности и памяти. Может быть у вас есть какие-то свои приемы? Рассказывайте, будет интересно обменяться опытом!

11
3 комментария

я уже не помню, что такое учиться, мне поможет если я это законспектирую ?

Ответить

кстати странно ,что утверждение про 70% верно лишь отчасти, например читая книгу помню как раз примерно 70% довольно долгое время, пару лет точно

Ответить

Странно, мы и так в школе конспектировали материал.

Ответить