Что общего у облаков и первых электростанций: как менялись источники энергии и IT-инфраструктура
В XIX веке фабрики ставили собственные паровые машины, чтобы получать энергию, — это требовало места, инженеров, постоянного ремонта. В IT до появления облаков компании делали то же самое: оборудовали серверные в офисе, покупали железо про запас, держали айтишников для обслуживания.
Паровые машины стали не просто источником энергии — они открыли новые возможности для промышленного производства, но требовали огромного количества ресурсов. Аналогично в IT: создание собственных серверных позволило компаниям контролировать все процессы «цифровой фабрики», но также требовало специалистов для настройки и поддержки, значительных расходов на оборудование и программное обеспечение.
Как и паровые машины, локальные серверы ограничивали масштабирование: увеличение мощности означало либо покупку нового оборудования, либо строительство дополнительных серверных. Но время шло, и на смену устаревающим технологиям в обоих случаях пришли новые — электростанции и облачные сервисы. Подробности о том, как это было, читайте в статье.
До: паровые машины в промышленности и серверные комнаты в IT
Промышленность
Первые попытки использовать паровые машины в промышленности относятся к 1698 году — тогда был запатентован водяной насос Томаса Севери. Но настоящую эффективность заводам принесли разработки Джеймса Уатта почти сто лет спустя. Он в пять раз увеличил мощность двигателя и сделал возможным вращение станков и мельниц.
Паровые машины стали энергетической основой промышленной революции, поскольку позволили создавать и масштабировать крупные фабрики с механизированным производством, независимо от водяных или ветряных источников энергии. К 1810 году в Англии насчитывалось около 5 тысяч паровых машин, а в следующие 15 лет их число утроилось, что подтверждает их ключевую роль в индустриализации.
Но паровые машины были громоздкими, дорогими, требовали топлива и постоянного обслуживания. Для расширения производства нужно было строить новые машины и нанимать больше инженеров, и это не всегда было экономически оправдано.
IT-сфера
Аналогично до появления облаков компании размещали серверы у себя: закупали избыточные мощности, нанимали системных администраторов для поддержки и обслуживания, обновляли железо по мере его устаревания.
Часто серверы использовались менее чем на 50% своих возможностей. Масштабирование требовало новых инвестиций и расширения помещения, а увеличение мощности — новых закупок и затрат.
После: централизованные электростанции и серверы в облаке
Промышленность
Здесь перелом произошел с появлением централизованных электростанций. В 1882 году Томас Эдисон построил первую угольную тепловую электростанцию на Перл-стрит, снабжавшую электричеством Нижний Манхэттен. Это пример электростанции, которая использовала постоянный ток для питания ограниченного района. С ней появился принцип централизованного производства энергии вместо локальных паровых машин. Однако эту энергию невозможно было передавать на большие расстояния.
Следующим шагом Джордж Вестингауз и Никола Тесла внедрили в электроэнергетику переменный ток. Он позволял передавать электричество на расстояния и подключать несколько потребителей одновременно. То есть техническое усовершенствование решало ограничения постоянного тока и делало централизованное электроснабжение действительно масштабируемым.
Электростанции постепенно позволили отказаться от громоздких паровых машин на предприятиях. Фабрики стали подключаться к сети и платить только за потребленные киловатты. Масштабирование стало проще: нужно больше энергии — подключаешь больше станков, без строительства новых котлов. Эффект масштаба сделал возможными крупные проекты без увеличения количества оборудования на каждой фабрике.
IT-сфера
В IT то же произошло с появлением облаков. Компании Amazon, Google и Microsoft одними из первых сделали мощные дата-центры доступными по подписке.
Центры обработки данных этих компаний гораздо больше и эффективнее, чем любая серверная комната или центр данных, который может самостоятельно построить или поддерживать большинство других организаций. Теперь им это и не нужно: компании больше не покупают серверы и не держат IT-персонал для их обслуживания.
Технологические преимущества облака включают доступ к современному железу, ПО последнего поколения и высокий уровень безопасности, который сложно обеспечить собственными силами. Кроме того, важна возможность масштабирования: нужно больше ресурсов — включаешь их в облаке; нужно меньше — отключаешь.
Облачные сервисы дают компаниям финансовое преимущество: переход с модели закупки оборудования на подписную модель снижает капитальные затраты и позволяет стартовать новые проекты быстро.
Мировой рынок облачных сервисов продолжает расти и сейчас: в 2024 году он увеличился на 22,5%. Рост обусловлен повышением спроса на ИИ, а также тем, что компании мигрируют в облака для оптимизации IT-инфраструктуры. Именно поэтому поставщики облачных услуг активно инвестируют в инфраструктуру и возможности ИИ.
Облако — это электричество XXI века. Так же как электростанции сделали возможным крупное промышленное производство, облака дают возможность реализовывать масштабные цифровые проекты без необходимости расширять собственное оборудование. Подробнее о возможностях облачных технологий и услугах можно узнать на сайте Рег.облака.
Читайте также:
- Облачные хранилища для бизнеса: какие бывают и что выбрать в 2025
- Как защитить IT-проект в облаке: 4 частые проблемы и советы, чтобы снизить риски
- Три истории о том, как облачные технологии помогли настроить работу с ML и Big Data и улучшили бизнес-показатели
- Как облачные технологии изменили индустрию развлечений: от видеокассет к стримингу без границ