{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

С нуля до MVP: почему проще не искать команду, а начинать одному

Основатель сервиса для журналистов и маркетологов по подбору тем для материалов IdeaWrite Александр Вашкевич поделился опытом разработки продукта в одиночку.

Хорошая команда работает быстро, четко и с пониманием дела. Но только в том случае, если у неё уже есть успешный опыт реализации проектов, а её участники вместе ели соль тоннами. Но что делать, если таких людей в ближайшем окружении нет? Стоит ли искать их где-то ещё, или проще взяться за дело в одиночку? Лично я выбрал последний вариант и не пожалел. Разберемся, почему.

Когда один лучше, чем двое

Конечно, не стоит отказываться от помощи, когда она уместна. Особенно если предлагают её люди, которым доверяешь и знаешь, что они скорее обидятся, если не позовешь их в дело, нежели начнут сомневаться «а стоит ли?».

Так уж вышло, что в моем близком окружении есть люди, которые могут помочь только на финальной стадии проекта: подготовить документы для регистрации бизнеса, вести налоговый учет. Но хорошего незанятого разработчика, способного написать бэкенд, или дизайнера-верстальщика, который создаст концепцию интерфейса и реализует её, не оказалось.

Не скажу, что отлично знаком с этими направлениями, но кое-какой опыт работы имею. Поэтому вместо того, чтобы собирать команду из плохо знакомых или неизвестных вовсе людей, решил начать дело самостоятельно. И вот к каким выводам пришел.

В гармонии с собой и своим графиком

Стартап – проект не только затратный по финансам и времени, но и сложный эмоционально. Постоянно приходится балансировать между состояниями «да я же чертов гений» и «как можно тратить столько сил на эту ерунду». Поэтому даже самому увлеченному человеку периодически нужен отдых.

Проблема в том, что «эмоциональные качели» у всех происходят в разное время, и пока один горит, другой может захотеть отдохнуть денек от всего этого. Страдать будут оба. Первый из-за того, что пока он работает, кто-то позволяет себе ничего не делать. На второго будет давить осознание того же факта: он отдыхает, пока другие заняты делом.

Есть и другая проблема. Если один из партнеров имеет много свободного времени и уделяет проекту 16 часов в день, а график другого более плотный и он работает по 7-8, то это тоже может привести к конфликту. В одиночестве же можно распределять свою загрузку как угодно, в любой момент позволять себе выключиться из проекта и никак не рефлексировать по этому поводу.

Никто не тормозит

Хотя бы примерно придерживаться плана разработки необходимо, иначе процесс растянется на месяцы, а то и годы. Для нового проекта это недопустимо. Как показывает практика, если проект не запускается в течение первых месяцев, то, скорее всего, он не запустится вовсе.

Работая в одиночестве, всегда можешь оценить силы, свободное время и примерно назначить дату запуска. К ней, конечно же, ничего не будет готово, но в целом установленные самому себе сроки обычно оказываются близкими к истине. Я в своем планировании ошибся примерно на неделю, что не так критично.

Команда, конечно же, может выпустить готовый к тестированию продукт быстрее. А может, и наоборот, затянуть сроки запуска ещё больше. Всегда найдется человек, у которого появятся срочные дела, и он переключился на них, забыв предупредить остальных. Хорошо, если он занимался не ключевым фронтом работ. А если дизайнил и верстал?

В итоге переделка и доработка проекта за отстающими и поиск людей им на замену может занять куда больше времени, чем если бы всё изначально делалось одним человеком и планировалось под такой тип работы.

Нет обязательств

И нет, речь идет не о деньгах. Скорее, наоборот, было бы приятно заработать на отличном проекте отличную сумму и разделить между всеми участниками. К сожалению, статистика показывает, что в 80% случаев вместо дележа куша приходится говорить «всё, ребята, расходимся».

Два-три неудачных старта вполне справедливо лишат веры в ваш предпринимательский успех даже самого уверенного партнера. Вряд ли он согласится принять участие в ещё одном деле.

Но если начинать работу самостоятельно, ни перед кем нет ответственности за успех мероприятия, и провал не так отпугнет других. Даже если окружающие в курсе неудач, они не принимали в них непосредственного участия. Воспринимаются такие события не так серьезно. И когда наконец получится нечто потенциально стоящее, не исключено, что кто-то из знакомых сам предложит помощь.

Нанимать – не вариант

Поиск подходящего специалиста на рынке труда может показаться поначалу отличной альтернативой. С ним не возникнет таких сложностей, как с кем-то из партнеров. График наемного сотрудника можно подстроить под свой ритм, фиксированная зарплата будет постоянно мотивировать делать работу хорошо, а в случае провала проекта не придется объяснять, почему так вышло.

Но на самом деле проблем куда больше, чем преимуществ. Во-первых, скорее всего, у вас пока что нет ни офиса, ни официальной регистрации бизнеса, ни возможности заключить хотя бы договор подряда с фрилансером. А значит, серьезную работу такому человеку поручить не выйдет.

Помощь с рутинными задачами тоже сомнительна. Иногда может получиться, что проще было сделать работу самому, чем искать для неё исполнителя. Личный опыт: в проект понадобился контент-менеджер, на один-два часа ежедневно. Поиск же сотрудника, который смог бы выполнять необходимую работу, занял почти три полных дня.

Один на то, чтобы составить тестовое задание, техническую инструкцию и разослать предложения нескольким кандидатам. Второй – проверить выполненную работу, убедиться, что никто с ней не справился, отписаться об этом кандидатам и найти новых. Третий – снова просмотреть результаты, отобрать одного неплохого контент-менеджера и обсудить с ним предстоящую работу.

Не факт, что на этом эпопея с поиском сотрудника закончится. В какой-то момент начинает казаться, что проще было самому сделать эту работу, и во многом это действительно так. Вот что думает по этому поводу единственный сотрудник инди-студии Atmos Games, чья игра после четырех лет разработки удостоилась премии The Game Awards 2015. Иногда единственный вариант не потерять изначальную концепцию проекта – «сжать зубы и сделать всё в одиночку».

Не всё так радужно

Разработка продукта в одиночку имеет много недостатков, и к ним надо быть готовым.

Продвижение будет идти медленно

На самом деле, не настолько, как может показаться на первый взгляд, но отставание от слаженной работы команды будет заметным. Ощущению неспешности способствует и то, что задачи придется решать поэтапно, поэтому их будет казаться больше, чем есть на самом деле: вроде уже сделал многое, но ещё больше предстоит.

Придется забыть, что такое еда и сон

Чтобы не отставать от намеченного графика, не сбить свой темп и настрой, придется интенсивно работать.

Цена неудачи выше

Переживать проблемы проще коллективом, когда понимаешь, что это не только твоя вина, а может и вовсе всё пошло не так из-за другого человека. При работе в одиночку придется честно сказать самому себе: «да, это я накосячил». Это сложно психологически.

Больший срок разработки и необходимость уделять много времени приводят и ко второму риску провала, вполне материальному. Когда нагрузка распределна между командой, можно где-то подзаработать в свободное время. Но даже если все силы уделять проекту, время до запуска невелико. Работая в одиночку, приходится просто «проедать» сбережения, и при этом достаточно долго.

Решение проблем занимает больше времени

Даже профессионалы не всегда выполняют все задачи гладко и с первого раза. Самостоятельная разработка осложняется тем, что знания в разных областях неодинаковы, и некоторые вещи будут вызывать затруднения. А спросить конкретного совета или попросить помощи не у кого.

Вывод

Хорошая команда всегда выпусти продукт более качественный, чем одинокий разработчик. Но найти и собрать подходящую команду может оказаться куда сложнее и дольше, чем сделать всё самому. Поэтому не стоит бояться начинать проект одному.

0
56 комментариев
Написать комментарий...
Денис Кулагин

Самая большая проблема "одиночек" в том, что когда вы пойдёте не туда, вам об этом никто не сможет сказать. И будет очень просто утонуть в болоте собственных иллюзий.

Другой вопрос, что если есть идея, которую можно реализовать за выходные — надо садиться и делать, а не собирать команду.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Шарапова

С командой точно такая же проблема - можно пойти не туда, причем с легкостью и гораздо быстрее. Иллюзии ведь не только собственные бывают, у любых людей их полно. Надо работать, пробывать все, смотреть на результат, если что не идет или идет, но плохо - менять, трансформировать и т.п)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

В хорошей команде как раз идёт компенсация мировоззрений и иллюзий. Скажем сильный технарь и сильный бизнесовый человек. Один следит за деньгами и не позволяет проекту скатываться в техническую сложность. Другой следит за осуществимостью и даёт уйти в совсем уж нереалистичные сценарии.

Очень сложно в одной голове совмещать два взаимоисключающих мышления.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Шарапова

Вы говорите об идеале. Конечно, если есть команда, тем более хороший, адекватный партнер, например, то это супер, хоть и ничего не гарантирует. Я лично, естественно за сумму интеллекта в любом случае. Четыре головы лучше, чем две)
На самом же деле все зависит от человека и от воли, и еще от миллиарда факторов)) Поэтому, если нет команды, но есть желание - почему бы и нет? Мотивация и дисциплина. Не время, а энергия. Вот эти вот важные вещи.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Моя мысль исключительно про то, что второе честное мнение очень важнО. Пусть на первых порах это будет не партнёр, а хороший друг, который честно скажет: "По-моему ты что-то не то делаешь." или "Мне кажется, стоит обратить внимание на это, это и это."

И да, отсутствие команды не повод не начать работать над MVP здесь и сейчас. В конце концов имея на руках что-то, кроме идеи, гораздо проще убедить окружающих в серьёзности своих намерений.

Ответить
Развернуть ветку
53 комментария
Раскрывать всегда