{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Вредные советы для стартаперов: как никогда не получить инвестиции Статьи редакции

Основатель рекламной платформы Clickky и организатор Mobile Beach Conference Вадим Роговский о том, как похоронить свою идею.

Я развиваю свои стартапы с 2010 года, инвестирую на ранней стадии с 2012 года. Это даёт мне возможность смотреть на процесс привлечения инвестиций с позиции предпринимателя и инвестора. Вещи, о которых я расскажу ниже, были актуальны как 5 лет назад, так и сегодня.

Я перечислю те ошибки, часто совершаемые новичками, которые сведут шансы привлечь инвестиции к нулю. Следуйте этим вредным советам, и ваша идея для стартапа будет похоронена вместе с миллионами других, не успев появиться на свет.

1. Бойтесь рассказать о своей идее

В этом мире все хотят у вас что-то украсть. Будьте осторожны. Желательно, чтобы никто никогда не узнал о ваше идее, пока, конечно, о вас не напишет TechCrunch. Увы, обычно в таких ситуациях есть большой шанс увидеть статью про другую команду, успешно реализовавшую вашу идею. Я неоднократно был свидетелем таких ситуаций, и даже один раз сам побывал в этой роли.

Резюме: не делясь своими идеями с другими, вы никогда не поймёте актуальность проблемы, которую собираетесь решить, и никогда не узнаете всех конкурентов, особенно косвенных.

2. Обязательно берите в партнёры друзей или родственников

Запуск стартапа — сложное и рискованное занятие, поэтому в кофаундеры нужно брать не тех, кто поможет закрыть недостающие компетенции, но выбирать исключительно по степени близости к вам, чтобы было комфортно работать вместе. Вы давно знакомы и понимаете друг друга с полуслова, заканчивали один и тот же вуз по одинаковой специальности, с кем же ещё запускать новый проект?

Резюме: к сожалению, это самый неэффективный тип команд. Во-первых, вам все равно придется закрывать области, где у вас не хватает знаний и экспертизы, во-вторых, возникнут трудности с распределением обязанностей на старте, в третьих, у первого же инвестора возникнет вопрос, зачем ему платить зарплату двум основателям с дублирующими навыками.

3. Предлагайте глобальные решения

Мыслите масштабно, ведь именно этого ждут инвесторы. Ваш проект должен решать несколько проблем и быть настолько универсальным, что его будет невозможно внятно описать в одном предложении. Лаконично назовите ваш проект как «платформа для всего» или «сервис для всего». К примеру, мессенджер, который будет одновременно интернет-магазином и соцсетью с элементами сайта для знакомств.

Резюме: при привлечении инвестиций фокус как никогда важен. Например, если ваша компания планирует использовать несколько бизнес-моделей (например, b2b и b2c) — сфокусируйтесь только на одной и привлекайте инвестиции конкретно под нее. Так вы сможете четко объяснить суть проекта и быстрее получите обратную связь от потенциальных инвесторов.

4. Будьте дальновидным

Пропишите с точностью до доллара в executive summary подробный финансовый план на следующие пять лет с растущим по экспоненте денежным оборотом и увеличивающейся маржей. Инвесторы оценят вашу дальновидность.

Резюме: детальный прогноз на длительный срок лишь даст понять потенциальному инвестору, что вы теоретик, не готовый к изменениям и реакции рынка на ваш продукт, и не понимаете, что через пару лет ваш план с стопроцентной вероятностью кардинально поменяется. Оптимальное решение для ранних стадий проекта (pre-seed, seed) — прописать план тестирования ваших гипотез с плановыми KPI (для pre-seed) или маркетинговую стратегию на год (для seed).

5. Будьте навязчивыми

Не стесняйтесь через день напоминать о себе и писать каждому потенциальному инвестору из вашего списка. У них же столько проектов, без настойчивости здесь никуда. Если игнорируют на Linkedin — найдите их аккаунт в Skype или личный электронный адрес и продолжайте, пока не будет результата.

Резюме: не стоит путать настойчивость с навязчивостью. Если вы не получили ответ после двух писем, скорее всего ваш проект не вызвал интереса у инвестора, но в будущем он, возможно, к нему вернётся. Это обычная практика, и надо понимать, что из ста холодных писем инвесторам, с вами не знакомых, получить хотя бы два ответа — уже большая удача.

6. Не анализируйте потенциального инвестора

Зачем тратить время на изучение сферы интересов инвестора и его профессиональной деятельности? Предпочтительное географическое расположение проинвестированных стартапов, стадия проекта? Он же инвестор, у него много денег, и какая разница, куда он вкладывал раньше. У вас настолько невероятная идея, что он точно не останется равнодушным. А если вам повезло и он все-таки ответил, возьмите инициативу на себя и поинтересуйтесь: «А в какие проекты вы инвестируете? Какой ваш средний чек?»

Резюме: очевидно, что ваша конверсия в положительные ответы от потенциальных инвесторов на ваши письма многократно увеличится, если вы предварительно подготовитесь (Crunchbase и Angelist в помощь) и отберете тех инвесторов, которые уже вкладывали в похожие проекты на аналогичной стадии из вашей страны.

7. Отправляйте шаблонное письмо всем инвесторам

Подготовьте один шаблон и разошлите 100 идентичных писем всем потенциальным инвесторам из вашего списка, меняя только имя получателя. Если инвестор будет медлить с ответом, у него из-под носа уведут уникальный стартап-единорог.

Резюме: вы выделитесь из толпы других стартаперв, если в письме будете ссылаться на уже профинансированные проекты, демонстрируя, что изучили деятельность инвестора. Например, стоит написать: «Вы вложили в проект А, он мне нравится…, но мой проект лучше в этом и в этом, поэтому прошу вас его рассмотреть».

8. Просите зарплату выше среднерыночной

Высокая заработная плата должна быть у всех основателей без исключения. При этом неважно, насколько активно каждый из них участвует в проекте. Не стоит стесняться, вы — автор идеи и без труда сможете найти того, кто оценит вас по достоинству.

Резюме: в мировой практике инвестирования есть мнение, что оптимальная зарплата для основателей — 50% от рыночной, если бы они пошли работать по найму в другую компанию. И это справедливо, так как основатели уже имеют долю в компании. Закладывая в бюджет высокую зарплату основателям, вы рискуете оттолкнуть потенциального инвестора.

9. Сразу летите привлекать инвестиции в Кремниевую Долину

Как только запустили прототип и добились первой сотни установок мобильного приложения — не теряйте время и берите билет в Долину, где крутятся миллиарды долларов. Конечно же, калифорнийские инвесторы не будут задавать столько вопросов как в России, в Долине ждут визионеров и стратегов, там оценят ваши красивые презентации.

Резюме: представьте, что к вам приехал человек из Юго-Восточной Азии и на ломаном русском предлагает вложить деньги в свой проект. Что вы ему ответите? Вот так же в Долине реагируют на стартаперов из СНГ, прилетающих туда на неделю поднять деньги. На стадиях pre-seed и seed рекомендую привлекать инвестиции в СНГ, так как здесь инвестору будет легче проверить информацию о ваших успехах и вам будет легче «продать» себя. А в Долине стоит поднимать раунд A и последующие.

10. Достаточно уровня английского «yesлибы»

Не нужно совершенствовать свое знание английского языка. У вас настолько потрясающий проект, что будет достаточно взять в команду маркетолога, который подготовит презентацию на английском.

Резюме: даже если вы поднимаете деньги в СНГ, незнание английского — это знак инвестору, что вам не хватило силы воли встать с дивана и выучить язык, не говоря уже о том, что вам не удастся продвинуть проект на международном рынке.

Если вы не хотите следовать плохим советам, стоит научиться правильно взаимодействовать с инвесторами и соотвественно представлять свой проект — в этом вам помогут бизнес-инкубаторы, акселераторы и другие мероприятия для стартаперов. Посещайте их, чтобы получить советы и обратную связь от более опытных предпринимателей и инвесторов.

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Pol Allen

Одного меня заебали бесконечные статьи о том как выциганить у кого-то деньги на свой бизнес? Блять, да самый полезный совет всем предпринимателям - вообще не брать никаких инвестиций. И уж тем более на ранней стадии.

Ответить
Развернуть ветку
Austin Greenwald

Так такой подход тоже существует, бутстрэппинг называется, когда поднимаешься на свои средства. Есть даже библия бутстреппера от. Ета Година, известного маркетолога.

А по поводу инвестиций, народ морально разложили, а кто-то и изначально был ленив на столько, что не думают об альтернативах и инвесторские деньги их изначальная цель.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Буреев

Смотря какой бизнес и какие начальные условия лично у основателей. Не у всех же сразу есть бабло, чтобы вложиться в рисковое дело. Даже не только, чтоб вложиться, но просто, чтобы не работать на время "запила" идеи и соответственно не получать зарплату.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Korenevsky

такой подход Дмитрий Потапенко одобряэъ!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Andrey Harchenko

Вы своим советом кому-то отдалили мечты о праздной жизни и надпись CEO в линкидине =))

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Ryzhkov

нормально изложил)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Я вот вообще удивляюсь как у меня постоянный рост не то, что без инвестиции но и по большому счету без кредитов(почти) )))

Ответить
Развернуть ветку
Фахреддин Мирзоев

Красавец

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Олег Ивахнов
Бойтесь рассказать о своей идее - ага, рассказывайте на каждом углу, начните с конкурентов, у них же нет никаких ресурсов, чтобы начать и закончить проект пока вы ищете средства.

Меня еще умиляют компании которые на своем сайте выкладывают "Наши клиенты" (перечень компаний) или отзывы от наших клиентов (Перечень компаний да еще и с указанием лица принимающего решения).
Лично мониторил сайты конкурентов и перетягиал благодаря этой инфе клиентуру.

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Галиев
Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Обыкновенная конкурентная борьба )))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Kon4mat

1. "не делясь своими идеями с другими, вы никогда не поймёте актуальность проблемы, которую собираетесь решить, и никогда не узнаете всех конкурентов, особенно косвенных" - Очень интересно узнать, какую проблему решает стартап " Clickky". В 21 первом веке остались только 3 проблемы - это нищета, болезни и хитровыебанные парни. Во всем остальном стартапы могут только совершенствовать, ускорять, удешевлять, увеличивать удобство.

2. "Обязательно (не)берите в партнёры друзей или родственников". Если не ошибаюсь, автор статьи до сих пор руководит одесским акселератором WannaBiz вместе со своим отцом.

3. "если ваша компания планирует использовать несколько бизнес-моделей (например, b2b и b2c) — сфокусируйтесь только на одной" - ребята из Air bnb, всевозможных сервисов доставки еды/товаров с ресторанов/моллов очень поспорили бы с этой точкой зрения. Есть много бизнес моделей, которые жизнеспособны только в условиях симбиоза b2b и b2c.

4. "конверсия в положительные ответы от потенциальных инвесторов на ваши письма многократно увеличится, если вы предварительно подготовитесь" - конверсия значительно увеличиться, если положить болт на подобные советы. На отправку письма нужно не более 1 минуты (чтоб в теме письма изменить имя инветсора), а на изучение его любимых методик высокормерного выебывания перед предпринимателями - часы ресерча. И то далеко не факт, что эти за этими потраченными часами последует какой-то результат.

5. "вы выделитесь из толпы других стартаперв, если в письме будете ссылаться на уже профинансированные проекты, демонстрируя, что изучили деятельность инвестора" - верно. хрен с тем проектом, важно как подал себя в письме предприниматель.

6. "в мировой практике инвестирования есть мнение, что оптимальная зарплата для основателей — 50% от рыночной" - перспектива минимум год протянуть в коммуналке на дошираке - лучший способ заставить предпринимателя сосредоточиться на проекте.

7. "Сразу летите привлекать инвестиции в Кремниевую Долину" - да, чувак, именно так. Как много проектов проинвестировал WannaBiz и почему через несколько лет сменил гордую вывеску "венчурный фонд" на "акселератор"? Не потому ли, что бабла у вас (впрочем, как и в других "VC made in СНГ") нету? То-то же!

Эссе в таком стиле мог бы еще написать Андриссен или Питер Тиль, но не ты.

Ответить
Развернуть ветку
Куфтинов Сергей

Блин, по ходу очередной российский инвестор из серии "принесите мне работающую копию успешного проекта, и если вы уже зарабатываете больше 100к в месяц, то я инвестирую 500к, если вы сильно попросите".
Ну и самое главное, пункт 3. Если стартапер настолько хорошо изучил рынок, что видит больше одного канала монетизации, то у рашн инвестора кончается оперативная память в мозгу и он выдает фатал эррор.
Короче, если ваш "стартап" - это попытка отбить 2Х от вложений на чьем-то клоне и быстренько слиться в новый "успешный проект", то бегите к Вадиму, он в вас с удовольствием инвестирует.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Sky

Vc вы бы изучали кого приглашаете на роль "эксперта" этот клоун папенькин сынок который сам бы никогда ничего не добился. Он даже не владелец бизнеса о котором пишут в начале. Просто родственник партнера нужного человека, и его назначили на роль молодого и успешного.

Ответить
Развернуть ветку
Alibek Beldinov

Меня одного достали такого вида статьи? Почему бы не написать статью где описывается как лучше делать? Зачем эти анти-паттерны? Думаю здесь многие читатели и без этого наелись всем этим дерьмом.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Виктор Алфёров

всё решают связи, а связи - это умение общаться (понимание человеческого существа)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Анатолий Б.

99% стартаперов полагают, что инвестор просто обязан рисковать и не заморачиваются с возвратом инвестиций.

100% инвесторов хотят вернуть свои инвестиции и заработать на стартапе и лишь 10% из них действительно рискуют.

У меня всё.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Grigory Zarudaev

автор, косит под Григория Остера)))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Фахреддин Мирзоев

Как получить инвестиции? Зачем тебе инвестиции? :)

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Malkov

Давно убедился, что для любого бизнеса и, в особенности для стартапа, главное правило - стараться не следовать чужим правилам.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда