Теряет ли Кремниевая долина связь с реальностью Статьи редакции
И почему продукты вроде «бесполезной» соковыжималки Juicero могут стать символом переоценённости стартапов.
Организатор программы Стэнфордского университета SURF Андрей Бакаленко написал обзор широко обсуждаемой статьи из блога Slate Star Codex, посвящённой спорам вокруг завышенных оценок стартапов из Калифорнии.
«После кризиса доткомов в начале 2002 года было нереально найти инвестиции под любой интернет-продукт», — говорит Стюарт Баттерфилд, один из основателей Flickr и Slack. «Индекс Nasdaq упал на 80%, никто не хотел инвестировать в штуки, связанные с интернетом, поэтому мы не понимали, делаем мы хороший продукт или нет — рынок не давал нам никакого сигнала».
Баттерфилд — один из долгожителей Кремниевой долины. После Flickr ему удалось основать еще один нашумевший стартап, который сегодня оценивается почти в $4 млрд — Slack. «Разговоры про то, стоит ли Slack своих денег, не утихают до сих пор. Но рынок говорит нам "да"».
Но действительно ли рынок понимает, что он делает? Пять из шести самых дорогих компаний в мире были основаны благодаря венчурным инвестициям, больше 25% которых идет из единственной точки — Кремниевой долины.
Сегодня разговоры про новый пузырь возвращаются с новой силой. Сначала #fakenews на Facebook, затем скандалы вокруг Uber. В итоге мир поделился на два лагеря.
Противники Кремниевой долины говорят, что стартапы сильно переоценены, и значительная их часть работает над бредовыми продуктами. Защитники утверждают, что это центр инноваций, в котором бесполезные стартапы — лишь исключение из правил, а большая часть компаний работает над стоящими сервисами.
11 мая в блоге Slate Star Codex была опубликована статья Скотта Александра Silicon Valley: A Reality Check, которая собрала огромное количество откликов. Такие популярные в Долине и за её пределами предприниматели, как Дастин Московитц, Тим О'Райли и Стюарт Баттерфилд поддержали автора статьи у себя в соцсетях.
Автор ссылается на Washington Post — «История с соковыжималкой Juicero ярко свидетельствует о том, что с мышлением Кремниевой долины что-то не так» — и на издание TechCrunch, которое назвало Juicero «нелепым олицетворением высокомерия Кремниевой долины».
Издание Newsweek, отмечает Александр, пошло ещё дальше — и назвало территорию «Бестолковой долиной». Такого же мнения придерживается и издание Deadspin: «Juicero — это лучшая история, когда-либо написанная о Кремниевой долине — глупой либертарианской антиутопии, где вампиры-инвесторы — потребители, а деньги обычного человека — это то, что они потребляют».
Juicero — это стартап, получивший $120 млн инвестиций на производство «умных» соковыжималок. Предполагалось, что эта технология станет жизненно необходимой в своей отрасли, но затем издание Bloomberg провело эксперимент и выяснило, что выжать сок из специального пакета можно голыми руками, без помощи соковыжималки за $400.
Скотт Александр решил вернуться «немного назад» и проверить факты, вспомнив несколько компаний, которые занимаются менее спорными разработками.
Александр пишет, что изучил 52 компании с последнего демодня акселератора Y Combinator: тринадцать из них работали в некоммерческом социальном секторе или были направлены на развитие стран третьего мира. Например, приложение Neema, которое помогает бедным людям без доступа к банкам получить финансовые услуги. Или Kangpe — онлайн-сервис для оказания медицинских услуг африканцам, у которых нет возможности обратиться к врачу.
А также Credy — сервис для материальной взаимопомщи в Индии, Clear Genetics — автоматизированный инструмент для консультаций по вопросам генетики для родителей, находящихся в зоне риска, и Dost Education, который помогает обучать людей грамотности в Индии за $1 в месяц.
Двенадцать стартапов занимались действительно захватывающими передовыми технологиями. Например, CBAS работает над производством персональной биоэлектроники, а Solugen производит перекись водорода из растительных сахаров. Компания AON3D создаёт 3D-принтеры для промышленных целей, Indee — новую систему генной инженерии, Alem Health применяет искусственный интеллект в радиологии. И тут не обойтись без стартапа, который работает в направлении доставки товаров с помощью дронов — Volans-i.
Восемнадцать выпускников Y Combinator, пишет автор, выглядят скучными компаниями, создающими решения для корпоративных клиентов в «облачной» сфере или в сфере аналитики.
А остальные девять выпускников — «наши любимые нелепые стартапы из ниши "Uber для тако"». Например Cowlar, который занимается производством трекеров вроде FitBit, только для коров. Или Origin — который производит клон кофе-системы Keurig, но для смузи.
Также есть MoveButter, который сравнивает себя с тремя разными компаниями, о которых Александр никогда не слышал, но, похоже, связан с продуктами. Mere Coffee — кофе-машина для малого бизнеса, LitHit — «умная» мишень для спортивной стрельбы. Автор пишет, что уверен, что кто-то может ему возразить и рассказать, почему FitBit для коров — это на самом деле жизненно важный сервис, который произведёт революцию в сельском хозяйстве, но он сам не стал бы так уверенно об этом заявлять.
По словам Александра, его заинтересовало, действительно ли Y Combinator может быть настолько успешным, что набирает компании из сферы филантропии, а не только настоящие коммерческие стартапы. При этом акселератор берет много международных стартапов, базирующихся за пределами Кремниевой долины.
Поэтому автор просмотрел первые двадцать стартапов в портфолио известной венчурной компании Andreessen Horowitz. Один из них казался явно некоммерческим — это была компания в сфере научного образования. Четверо выглядели высокотехнологичными или просто потрясающими, включая компанию, которая проводит аэросъемку с помощью беспилотных летательных аппаратов.
Двенадцать — «скучные» компании, создающие решения для корпоративных клиентов в «облачной» сфере или в сфере аналитики. И только два стартапа были чем-то банальным, вроде сайта для обмена и печати высококачественных фото («Но не думаю, что это так уж банально, как если бы что-то подобное сделали Kodak или Staples»).
Автор делится своей теорией — если взять среднестатистического обывателя со средним доходом, который видит объявления, предназначенные для среднего класса, общается со своими друзьями из среднего класса, ходит к ним в гости и видит продукты, предназначенные для среднего класса, и так далее, то о чём он будет слышать чаще всего — об оптическом двигателе структурированного света для цитологических исследований или о соковыжималке?
В книге Unsong, пишет Александр, есть глава, где архангел приносит мир на Ближний Восток, разбивая Святую Землю на два параллельных измерения. Любой иудей, который войдет туда, окажется в едином Израиле. Любой мусульманин, который войдет, окажется в независимой Палестине.
И иногда Александр удивляется, не попал ли тот же архангел в Кремниевую долину.
Если в Кремниевую долину войдёт здравомыслящий человек, который будет бороться за лучший мир, он окажется в окружении хороших людей, борющихся за лучший мир. Он увидит мобильные приложения, которые отслеживают тропические болезни, экологически чистые энергетические стартапы, которые борются с глобальным потеплением, напрямую высасывая углекислый газ из воздуха, компании, которые приносят банковские услуги бедным непальским жителям, и фармацевтические лаборатории, изобретающие лекарства для лечения детских болезней.
Поэтому, пишет Александр, он рекомендует людям перестать говорить о том, что Кремниевая долина делает «абсурдные и переоценённые соковыжималки». Это не значит, что она их не делает, но точно так же их делают и в других частях света.
Автор вспоминает слова своего друга из Facebook, который отметил, что еще задолго до нашего рождения компания QVC продавала нашим родителям абсурдные и переоценённые кухонные принадлежности.
Ведущий «магазина на диване» PitchMan Билли Мейс призывал покупать специальную чашу для сухих завтраков EZ Crunch Bowl, обещая, что она «подарит незабываемый опыт».
Уникальность Кремниевой долины не в том, что у неё есть переоцененные товары, предназначенные для богатых людей. Уникальность Кремниевой долины, утверждает Александр, в том, что у неё есть нечто большее.
Александр пишет, что у него создаётся впечатление, что в своей критике издания скорее выражают скрытые опасения о том, что могут найтись какие-нибудь странные умники, которые ещё верят, что смогут вырваться из своего безнадёжного положения, но они неизбежно должны быть побеждены неумелыми работниками.
Спасибо Наталье Кудлаевой за помощь в работе над материалом.
реальность теряет связь с долиной )
лол
Проблема в том, что капитализация и "рыночность" не имеет ничего общего с реальной деятельностью компаний и экономическими показателями и тем не менее от неё зависит слишком многое...
Собственно да.
- инвесторы из Кремниевой долины вложили $35 млн на создание искусственной поджелудочной железы для больных диабетом.
- Juicero — это стартап, получивший $120 млн инвестиций на производство «умных» соковыжималок.
Тоже обратила внимание на это соотношение. К сожалению, очень много стартап проектов нацелено лишь на дальнейшую раскрутку потребления. А "стремление сделать мир лучше" - красивый слоган, далекий от реальных целевых установок.
Сроки окупаемости разные. А в создание искусственной поджелудочной железы должно вкладываться государство и фонды, а никак не инвесторы. Инвестор - он для получения прибыли, и если на полученные от успешных проектов деньги он займется основанием фонда поддержки больных диабетом - честь ему и хвала. Меня вобще поражает, что инвесторы в этом участвуют.
На разных этапах развития компаний требуются разные суммы инвестиций. Не факт, что учёным требовалось больше $35 млн, важно — собрали ли они столько, сколько хотели.
Простое сравнение этих двух сумм ни о чём не говорит.
А вот интересно, если бедному непальцу или африканцу, предоставить доступ к банковским услугам, он станет богаче или беднее.
непальцу? у них соотношение число туристов / население довольно неплохие, скорее всего Непал в целом выиграет от добавления новых средств платежей. Как и от новых каналов интернета.
Это место, где куча людей с деньгами могут днями бродить, не имея возможности их потратить
Возможность потратить - проблема не столько платежных систем, сколько наличия рядом продавцов с нужным товаром. Если продавец будет - то способ расплатиться тоже.
Я так и представляю ситуацию, когда стоят два непальца - один за прилавком, другой перед. Второй пожирает глазами, я не знаю, золотую статую Будды и нервно крутит в руках бесполезную карточку AmEx с миллионом баксов на ней, полученную от богатого американца... Сюр.
Думаю, это уже от непальца зависит.
Это да.
Но всё же кричать по этому поводу - мы делаем мир лучше, не стоит. У нас в стране, этих микрофинансовых улучшаетелей мира, как грязи.
Но хотя, может там вопрос в том, что непальцу с гор приходится спускаться, что бы налоги заплатить. А они этот процесс упростят, тогда другое дело.
Микрокредиты никто не заставляет брать. При этом, альтернатива занятым под высокмй процент деньгам - их отсутствие. И еще неизвестно, что из этого лучше, особенно когда деньги нужны, чтобы поесть.
При правильном использовании финансовых инструментов их разнообразие и доступность - благо.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором