Семь особенностей российского онлайн-рынка c точки зрения европейца Статьи редакции

Мнение основателя платформы Promokodex.ru Антона Дерябкина, который 17 лет живёт и работает в Германии.

За одного битого двух небитых дают

Первое, что сильно бросается в глаза «из-за бугра» — это молодой топ-менеджмент в России. Если в Европе средний возраст продукт-менеджера стремится к сорока годам, то в России управленцы крупных интернет-проектов гораздо моложе. По моим наблюдениям, средний возраст российского руководителя находится в районе 30 лет.

То же самое можно сказать и о среднем возрасте сотрудников онлайн-бизнеса. Российские офисы забиты двадцатилетними пиарщиками, оптимизаторами, контент-менеджерами и руководителями среднего звена.

Объяснение этому простое — в Европе средний возраст студента-выпускника составляет 27 лет, а в России можно говорить о 22 годах (при поступлении в 17 лет). Как в России, так и в Европе в онлайн-бизнесе работают именно студенты и недавно окончившие вуз специалисты.

А вот разницу в возрасте в менеджерском составе объяснить можно другой причиной, а именно более ранним появлением и распространением интернета в Европе. Лично я впервые столкнулся с интернетом в России в 1996 году. В Европе к этому моменту проникновение сети в общество было куда более глубоким.

Первые онлайн-стартапы уже создавались тогдашними школьниками и студентами. Сейчас этим первопроходцам европейского рынка уже далеко за сорок. Европейские топ-менеджеры давно имеют проседь в волосах и богатейший опыт работы в онлайне.

Поколение Z? Нет, не слышали

В России всё чаще говорят о проблемах с так называемым «поколением Z» (молодёжь, родившаяся в нулевые и с рождения подключенная к интернету). В российском интернете это поколение обвиняют в инфантилизме, лени, отсутствии амбиций и летаргии.

Только за последнее время в России вышло множество публикаций на эту тему: «Поколение Z: как работодателю достучаться до самодостаточных индивидуалистов», «Поколение Z: Как ставить задачи сегодняшним двадцатилетним», «Поколение Z и что от него ждать». Российские менеджеры сокрушаются и плачут от злосчастного поколения Зета.

Как же обстоит дело, например, в Германии? Всё просто, ни про какое поколение Z здесь никто не говорит. Никто не сокрушается по поводу того, как же быть с этой молодёжью.

С точки зрения работодателя всё просто — кто хорошо работает, тот получает деньги и славу. Кто работает плохо — тот больше не работает. С точки зрения маркетолога поколение Z очень удобно, так как эти люди «пасутся» исключительно в интернете, и как с ними работать, давно уже известно. Откуда в России проблемы с новым поколением — непонятно.

Грязные танцы с конкурентом

Отдельно нужно упомянуть славную российскую конкуренцию, где порой больше сил тратится на то, чтобы навредить конкуренту, чем на развитие своего продукта. Если в Германии грязная конкурентная борьба встречается довольно редко и уголовно наказуема, то в России это скорее норма. Завалить сервер конкурента? Классно. Закупить на $10 плохих ссылок на вышестоящего в органической выдаче поисковика? Конечно.

Приблизительно так выглядит конкуренция в России. А что же «за бугром»? Во главе угла стоит качество продукта. Битва состоит именно в улучшении своего продукта, а не в «чёрном пиаре» своего конкурента. За годы работы в Германии мне всего пару раз приходилось сталкиваться с проявлением нечестной конкурентной борьбы. В России, к сожалению, картина совсем другая.

Долг платежом красен

Раз уж разговор зашёл о продукте, то стоит поговорить о коммерческой близорукости российских интернет-маркетологов. А именно с желанием заработать сегодня 100 рублей, вместо того, чтобы подойти к делу с умом и заработать 500 завтра.

Чтобы не быть голословным, приведу пару примеров. С 2013 года я развиваю купонный проект Promokodex.ru. У нас в базе 600 интернет-магазинов, чьи промокоды и акции мы распространяем на широкую аудиторию. Ежедневно наша база промокодов пополняется тысячами новых скидок. Однако лишь 10% магазинов оплачивают нам наш труд.

Каждый раз я слышу от своих российских коллег одно и то же: «Зачем ты работаешь бесплатно? Удаляй из базы магазины, которые тебе не оплачивают размещение». А как же пользователь? А как же качество продукта? Да, сегодня за свой счёт привлекаю трафик на магазины, которые не платят мне ни гроша. Зато я удовлетворяю пользователя, делаю свой продукт лучше, чем мои конкуренты.

Более того, нередко интернет-магазины, чьи промокоды и скидки я бесплатно для них распространяю, обращают на меня внимание и задают вопрос: «Вы можете делать больше?» Бинго. «Да, я могу делать больше. Давайте поговорим о том, как сделать это выгодным для обеих сторон». Именно так работает интернет-коммерция в Европе. И именно это не укладывается в головах российских онлайн-предпринимателей.

Утром деньги — вечером стулья

Ещё одна интересная особенность российского бизнеса — краткосрочность планирования. Большинство интернет-стартапов хотят как можно скорее зарабатывать деньги, вернее, большие деньги. Планирование интернет-проекта делается на год–два. Не больше.

В Европе при запуске стартапа говорят о 3–5 годах. Понятно, что онлайн-бизнес может выстрелить за пару месяцев и принести сверхприбыль, однако в Европе изначально строятся планы на более дальнюю перспективу. В России интернет-предприниматели ожидают результата в перспективах одного года. При этом, если проект не выстрелил, то начинаются попытки монетизировать проект любыми способами, даже если это вредит качеству самого продукта.

Причины краткосрочного планирования для меня очевидны — они кроются в российском опыте. Отсутствие стабильности ведёт к тому, что предприниматель пытается найти экспресс-метод для зарабатывания денег.

Если говорить о той сфере, где я работаю (купонные сервисы), то ситуация именно такая, как я описал выше. Есть лишь небольшие исключения.

Пара российских купонных сервисов являются филиалами немецких компаний. Запустившись в 2013 году, они только сейчас выходят на самоокупаемость. Множество российских проектов в этой области давно уже канули в лету в погоне за быстрым и длинным рублём. Российские спринтеры выдохлись, остались европейские марафонщики. Это очень типичная ситуация.

Продавцы воздуха

Следующее, что сильно бросается в глаза на российском рынке, — это нереально завышенные цены на услуги рекламы в России.

Недавно мы готовили акцию для нашего онлайн-сервиса Promokodex.ru и решили обратиться к российским интернет-журналам, ориентированным на женскую аудиторию. Выяснилось, что цены на публикацию партнёрского материала в разы выше, чем на Западе.

За нехитрую публикацию своего материала женские журналы требуют сумму с пятью нулями. За эти деньги на «загнивающем Западе» можно получить больше и лучше. Российский рынок рекламы нереально раздут и необоснованно дорог. При минимальном качестве услуг и смутных перспективах запрашиваются такие деньги, что проще опубликоваться где-нибудь на сайте Le Figaro.

По мнению моих немецких коллег, ценовая политика российской рекламы прямо пропорциональна профессионализму менеджеров, которые закупают размещения на популярных площадках. Именно они (имея большие бюджеты и небольшое представление о понятии ROI) заливают рынок деньгами, делая его малоэффективным для вдумчивого предпринимателя.

Выводы «из-за бугра»

На первый взгляд описанные выше моменты могут показаться негативным вяканьем свалившего экспата. Однако если приглядеться повнимательнее, то окажется, что речь не о том, что стакан наполовину пуст. Российский рынок очень интересен именно из-за своей первобытности.

Несмотря на некоторые проблемы в отношениях между Россией и Западом, европейский бизнес всё больше обращает своё внимание на Россию. Проработав четыре года в немецкой компании, я видел активную экспансию немцев на польский рынок, затем Индию, Латинскую Америку. Это очень интересные регионы с большим потенциалом. Совершенно не значит, что там не было раньше интернета, отнюдь. Но там не было системного и профессионального подхода к интернет-коммерции.

Когда эти более перспективные рынки будут выжаты и плотно заняты, десятки седовласых европейских управленцев обратят своё внимание на Россию. И тогда «местным» придётся или работать хорошо и качественно, или уступить своё место европейским интернет-конкистадорам. Тут уж решайте сами.

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Мария Боина

Видимо я и Антон живем в разных Европах.
Мой опыт жизни.
7 месяцев Лондон,
2,2 года Париж, Ницца и остальное побережье,
2 года в Болгарии, Греции, Черногории,
1 год (сейчас) Италия, вся.

Черт, тут даже заправить машину ночью проблема!
Европа по сравнению с Россией, это модное слово "ДИЧЬ".
Я уже молчу про банальный интернет. Тут он как бы есть, версии 95 года. Медленный дорогой тупой. Обсуждать интернет бизнес, даже желания нет. В Европе понимание интернет-торговли, на уровне варваров 12 века. Привезут не то, в три раза дороже, откажешься не от своего заказа, еще попросят доставку оплатить, и возьмут деньги за каждый этаж подъема на лифте. А откажешься еще могут и в суд подать за стресс у курьера. Вот это вот интернет-сервис Европы!
Антон, когда ваши хваленые Европы(мн.ч) придут в Россию, их тут на одну руку "положат", второй прихлопнут, выкинут и дальше пойдут, не заметив! И добавлю, что я это говорю еще и как совладелица двух интернет-магазинов в России и одного сервиса услуг. Логично предположить что надо было давно со своими возможностями, выйти в Европу. Но есть проблема - тут продавать не кому! Старая Европа просто интернетом не умеет пользоваться, а вся ваша хваленая европейская Z молодежь, сидит в безработице. Откуда вы взяли их мифическую успешность, а вернее одного просто трудоустроенного на 1000 безработных, и тем более откуда у них деньги на онлайн-шопинг, я не знаю. Странно что вы об этом не упомянули. И об этом есть не три статьи, а тысячи! И кстати мой бизнес успешен только потому, что я продаю европейскую недвижимость русским, потому-что европейцы свято верят телевизору, что у нас в России морозы, денег нет, а интернет для нас заморское чудо, и вообще мы живем хуже Северной Кореи.
Мой знакомый, возрастом 27 лет, живущий в Германии с 5 лет, закончивший вуз с отличием, пытался устроиться на автомобильный завод. Его поставили в очередь, на работу!!!! В Вашей Германии! На приблизительно 2 года! Он чтобы не сидеть без денег, пошел, успел в пионерлагере отслужить (это их армия), вернулся, и все еще ждет работу! Чтобы получать минималку первые пол года! Так что первобытный тут сами понимаете кто.

Ответить
Развернуть ветку
AS

Да у них там и по сайтам все видно - интернеты придумали у них, а сайты полное дерьмище, на уровне начала нулевых в РФ. Исключения есть, но в основном это Гугл (да и у тех с юзабилити полный пиздец местами).

Ответить
Развернуть ветку
Traveluber

Да, такое впечатление, что в США и Европе люди живут реальной жизнью, а виртуальная их мало заботит. Есть сайт и ладно. А в России будто у людей нет реальной жизни, и они от отчаяния обустраивают виртуальную, делая красоту в интернете.

Ответить
Развернуть ветку
AS

При чем тут красота? У людей по всему миру работа завязана на интернете, и от юзабилити зависит продуктивность работы.
А вы сейчас ведете себя как известный персонаж с картинки.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Vasilev
одного просто трудоустроенного на 1000 безработных

Что-то в CIA Factbook ничего подобного нет, откуда статистика такая?

В Европе понимание интернет-торговли, на уровне варваров 12 века.

ASOS? Еще перечислять?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Смирнов

Мадам, я вас плюсую.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kuzmin

Если не секрет - какие у вас магазины?

Ответить
Развернуть ветку
Traveluber

Так вы в Россию возвращайтесь! Тут хорошо, тепло и светло!

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Гец

Вот вы и объяснили, чем европа отличается от тех мест где вам довелось пожить)
Ну а с вашим знакомым видимо точно что-то не так, поэтому его и не взяли и наверное уже не возьмут)

Ответить
Развернуть ветку
Red Fox

Про горизонт планирования европейского бизнеса и бизнеса в России - сущая правда. Ожидание войн, дебильных законов и очередных падений курса рубля настраивают российских предпринимателей получить прибыль как можно скорее, и все средства идут в ход для этого, даже неэтичные. Европейцы менее склонны к риску и готовы ждать.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Мария Боина

Сегодня списывалась с подругой из Парижа) Она переехала в новую арендуемую квартиру ближе к работе. Заказала проводной (проводной, не оптика!) интернет. Мастера обещали прислать через 27 дней!!!!!! ПАРИЖ!!! Почти центр города! 27 дней!!!! Карл!

Я кстати зашла на ваш сайт, Антон.
И меня сразу возникли большие сомнения в вашем экспертном мнении.
Я верю что у вас органический продукт без накруток в соц.сетях.
Вы могли бы купить тысячи ботов для первоначального наполнения своих групп людьми, но группа с 2900 людей, за 4 ГОДА! Даже по европейским (отсталым меркам) меркам, это мизер, это ничто!
По поводу вашего русского купонного сайта, то он тоже уровня 95 года. Вам срочно надо вернуться хотя бы в Волгоград, чтобы вновь вкусить* и увидеть НОРМАЛЬНЫЙ дизайн!
Первый комментатор (Дмитрий Чуркин) просил контакты данного "эксперта" )))) Дмитрий, делюсь)
https://vk.com/thetosik - Антон Волгоградский) автор данной шедевральной статьи) Эксперт с оооочень странной фамилией.

Кстати наш эксперт, и топ менеджер, подрабатывает фотографом, вот его группа: https://vk.com/fotograf_berlin

Я готова вам дать 100 евро за ваш купонный сервис, и после покупки я его закрою ,чтобы он долго не бился в предсмертных конвульсиях.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Я помню в 2005 году заказал интернет в квартиру провести. Заплатил 3200 рублей и ожидал почти месяц.
В 2014 году позвонил в ту же компанию провести линию в новую квартиру. Ко мне специалист приехал на следующее утро, провел линию, подсоединил и настроил wifi роутер(роутер в подарок). А заплатил я за это 300 рублей(причем уже через неделю после того, как начал пользоваться)и то они пошли в часть оплаты первого месяца.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Терехов

Мария, про 100 евро вы конечно плоско пошутили, если не знаете, какой на этом сервисе целевой трафик и как он конвертируюется в продажи, не говоря уже про все остальное.
А по поводу участников в группе, в этой бизнес модели очень большая конкуренция, как в выдаче поисковиков, так в социалках.
Антон рассказывал больше про сервис и его работу в интервью у нас на блоге https://blog.admitad.com/?p=6514

Ответить
Развернуть ветку
Мария Боина

Мне не интересно читать этого человека после его абсурдных сравнений и жалких дизлайков моих постов. Опустившийся эксперт не решившийся дать публичный ответ на мои замечания, а только поставивший дизлайки за правду, не достоин чтобы его читали.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Крылатов
«местным» придётся или работать хорошо и качественно, или уступить своё место

В России всегда есть третий вариант — штрафовать иностранцев за то, что они не наши. Естественно, полностью законными способами.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Aka Bydionis

Первобытность) Видимо в вас очень мощные препараты)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Акулов

Автор прав во всех тезисах. Так всё и устроено. Шарит. Просто вдумайтесь - всего 3% населения страны занимаются бизнесом.

Из этих 3%:
- процентов 20 ленивые бездари-инфобизнесмены, мамашки в инстаграме с ботами-подписчиками требующие 50к за рекламный пост, 20-летние гуру по пиару и прочие "профессионалы", которые на самом деле ничего из себя не представляют, ничего не умеют и ничего не хотят делать в плане продукта. Однако, достаточное к-во лохов на них ведутся, клюют на враньё (извините, пиар) в соц сетях, фотки в арендованной одежде и рядом с чужими дорогими автомобилями, в следствии чего и несут им деньги. А если еще есть фотки из арендованного почасово офиса в небоскребе в Москве Сити, то это вообще Бог и в этот момент ценник от этого горе-"специалиста" взлетает до стоимости трёхкомнатной квартиры в новостройке;
- процентов 30 компании и ИП на нулевке;
- остальные 50% делят между собой крупные корпорации, средний, малый и нано бизнесы.

Да, огромное к-во идиотов, которые ищут волшебные кнопки, думают, что можно научиться бизнесу, читая про это книжки или смотря мотивирующие видосики или ходя на чьи-то тренинги. Это всё равно, что читать, как кататься на велосипеде. Чтобы чему-то научиться - нужно это делать. Падать, подниматься и дальше делать. А не сидеть на жопе и ждать волшебный миллион.

Тут нет конкуренции в куче ниш. Да, онлайн-рынок первобытный. Да, 90% рекламных каналов - это оплата за воздух. Да, все хотят сегодня зарегать ИП, а завтра заработать 1 млн. руб. чистыми без знаний, опыта. Осознание и понимание всех этих вещей даёт конкурентное преимущество здравому человеку. Делаешь на перспективу, много работаешь, улучшаешь продукт, выходишь в прибыль через 3-5 лет и все остальные смотрят на тебя и говорят - "ну понятно, видимо папка бизнес передал", "ясно, муж богатый, насосала", "да ему просто повезло, и вообще это всё из-за того, что у него глаза красивые". Смотришь на этих дебилов, мило улыбаешься, поправляешь очки и уезжаешь на новом mercedes s class в закат.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
робот Вертер

Капитан очевидность подсказывает, что субконтинент Европа (на само деле - полуостров) включает в себя РФ до Уральских гор, а русские - самый многочисленный европейский народ в мире.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Смирнов

"Коммерческая близорукость российских интернет-маркетологов."
Я это еле выговорил.
Чувак явно из поколения газеты Правда.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Red Fox

Еще одно отличие в ведении бизнеса, которое мне бросилось в глаза: институт репутации в европейском бизнесе. Доброе имя продукта, услуги и персональная репутация менеджмента нарабатываются годами и даже поколениями. Это актив, который приносит дополнительную прибыль. Например, если вы планируете выпуск бондов для финансирования своей деятельности, финансовый регулятор проверит репутацию компании, учредителей и директора. Проще говоря - не достаточно иметь деньги, нужно иметь еще и доброе имя.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Aka Bydionis

Стало интересно про интернет-бизнес в Германии, почитал и посмотрел ролики на ютубе и офигел какой там треш в интернет-бизнесе. У всех на ебее магазин и это чуть ли не вершина крутости. И про обман в Германии прикольное видео нашел: https://www.youtube.com/watch?v=AF7UhS2eF4U - страна прям сама честность.
Антон, вы когда писали про первобытность, может вы свою вторую родину имели ввиду?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Belov

В штатах в некоторых нишах так же. Но не во всех.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Чуркин

Как можно с основательном проекта Антоном связаться? Есть предложение...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Терехов

напиши мне, я сконтактирую

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Aibek Sadraliev

прошу прощения за вопрос не относящийся к теме (не нашел ящик отзывов). Почему исчезли изображения? Может это баг какой то. телефон Xiaomi Redmi Note 3

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Traveluber

Теперь без шуток-приабуток комментарий о статье - о захвате конкистадорами рунета тоже много думал)

Ответить
Развернуть ветку
Ринат Юнусов

Пополни свой словарный запас в увлекательной игре!

БуквоПад – это интересная головоломка со словами для Android в веселом бумажном стиле, и занимательный способ скоротать время, а также возможность расширить свой словарный запас.

Ссылка в GooglePlay: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.LetteRain.android

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Раскрывать всегда