Крупнейший страховой случай в России: почему банк «Югра» должен был упасть

Мнение члена совета директоров интернет-бухгалтерии «Моё дело» Олега Анисимова.

Крупнейший страховой случай в России: почему банк «Югра» должен был упасть

10 июля 2017 года Центробанк ввёл временную администрацию в банк «Югра», который входит в топ-30 по величине активов и в топ-20 по размеру привлечённых от населения средств. По состоянию на 1 июня он привлёк 181,3 млрд рублей активов населения.

Регулятор объяснил ввод временной администрации неустойчивым финансовым положением и наличием угрозы интересам кредиторов и вкладчиков банка. Также в ЦБ заявили, что из банка могли выводиться активы, а большая часть кредитного портфеля банка могла пойти на финансирование бизнеса собственников. Основной владелец «Югры» — девелопер Алексей Хотин, который занимает 110 место в российском списке Forbes.

По оценке Центробанка, под условия страховых выплат вкладчикам попадают счета на общую сумму около 170 млрд рублей — Агентство по страхованию вкладов должно будет начать выдавать эти деньги клиентам «Югры» уже с 24 июля 2017 года. Это будет крупнейшим страховым случаем на российском банковском рынке.

По просьбе vc.ru член совета директоров интернет-бухгалтерии «Моё дело» Олег Анисимов рассказал, что происходило с «Югрой» и как можно защититься от таких падений банков в будущем.

В банковской сфере уже несколько лет гад­али, каким образом Центральный банк будет решать казус банка «Югра».

С одной стороны, банк слишком большой, чтобы упасть (too big to fail), с другой стороны — слишком безобразный, чтобы не падать.

В топ-30 банков есть и другие игроки с крайне сомнительн­ыми балансами, но там и наличие бизнеса, приносящего доход, налицо. У «Югры» с этим было сложнее. Никто не мог сказать, на чём она зарабатыв­ает деньги. «Югра» малозаметна на всех потенциально доходных сегментах, таких как кредитование наличными, кредитные карты или обслуживание малого бизнеса. Впрочем, банк обычно и не зарабатывал, а показывал убытки.

Кое-как сводить дебет с кредитом «Югре» удавалось, выступая «пылесосом» на рынке вкладов со всеми выте­кающими последствиями в виде необходимос­ти содержать разветв­лённую сеть отделени­й, вкладываться в на­ружную и телевизионн­ую рекламу, платить по вкладам чуть боль­ше рынка и так далее.

Помню, валютные вкла­ды три года назад «Югра» прив­лекала под 8% годовых. А ведь в конце 2014 года произошла девальва­ция рубля.

ЦБ упустил момент, когда этот гигант стал огромным по количе­ству средств населен­ия на счетах. Возмож­но, надеялись, что финансовое положение выправится. Но оно только ухудшалось. Наложенные ограничения на приём новых вкладов, разумеется, привели к проблемам с текущей ликвидностью.

Теперь ЦБ ввёл мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Это не отзыв лицензии, но с точки зрения частных вкладов действие идентичное. Они подлежат возвращению из Агентства по страхованию вкладов (АСВ) через две недели.

Деньги получат вкладчики, держатели дебетовых карт, расчётных счетов и индивидуальные предприниматели.

Частных вкладов в банке больше чем на 180 млрд рублей. Львиная доля подпадает под сумму, гарантиро­ванную государством (до 1,4 млн рублей на человека). Это с гарантией и огромным запасом круп­нейший страховой случай в истории России.

До сих пор лидировал банк «Интеркоммерц», вкладчикам которого Агентство по страхованию вкладов выплатило 64,3 млрд рублей. Тот тоже «пылесосил» рынок вкладов, что позволяло долго оставать­ся на плаву, но в итоге он потерял лицензию 8 февраля 2016 года.

В тройку входили такие громкие раз­орения как «Росинтерб­анк» (49,2 млрд) и «Внешпромбанк» (45,0 млрд).

Информация о проблемах «Югры» циркулирует уже несколько лет. Кто там держал больше 1,4 млн рублей или корпоративные де­ньги в любом объёме, тот, мягко говоря, дурак.

Вообще всё уходит в онлайн, банковская отрасль в кризисе, и здоровых сильных банков немного. Иногда не видны проблемы, как в случае «Югры», но они есть.

Учитывая непрозрачность банковских балансов и склонность России ко всяческим кризисам, это вообще плохая идея — держать где-либо в частных банках больше 1,4 млн рублей. Спросите у Олега Табакова, например (из-за отзыва лицензии банка «Клиентский» в 2015 году руководитель МХТ имени Чехова Табаков потерял большую часть вклада, который составлял 677 млн рублей — vc.ru).

Олег Анисимов, член совета директоров интернет-бухгалтерии «Моё дело»
99
17 комментариев
20
Ответить

Что не так с августом, можете рассказать?

Ответить

Следующему, кто будет вкидывать деньги в шоу Голос, надо быть поответственней.

10
Ответить
Комментарий удалён модератором

Совершенно пустой комментарий с громким заголовком. Ноль информации.

Когда пишут, что щас вам расскажут про то, что происходило с банком, то дальше обычно следует рассказ о том, какой бизнес осуществлял банк, какие риски на себя принимал, какие риски реализовались и почему банк потерял капитал и блаблабла.

Тут же куча общих слов ниачом: давно гадали, многие слышали, не был замечен и тп. Это сразу говорит о том, что комментарий дать очень хочется, но сказать по сути нечего, тк инфой не владеет.

Ничего не сказано про то, что ЦБ прекрасно знал о том, что происходит в Югре, знал о том как Югра обходит запрет на привлечение вкладов физлица, делая их владельцами одной акции банка и т.п.

5
Ответить

"Никто не мог сказать, на чём ... зарабатыв­ает деньги."
А потом видимо кто-то задался этим вопросом всерьез и всё ...

Так можно закрыть любую компани любого уровня _в любой_ стране - просто заинтересоваться всерьез ...

Материал хорошо дополняет дискуссию о банках в материале о ХКФ, и отвечает на вопросы о надежности топ-20, тоже.

Насчет 2-х недель на начало выплат компенсаций - удивлен, что, правда начинают через 15 дней автоматом раскидывать миллионы по новым счетам физ. лиц, или надо писать заявление, в очереди ночевать и т.д.?

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить