Почему стартапы — это искусство, а не война

Почему стартапы — это искусство, а не война
Предприниматель из Нью-Йорка Кирстен Ламбертсен беспокоится о том, что большинство стартаперов почему-то ассоциируют бизнес с войной — на самом деле, это очень даже искусство.

Серьёзно, во всех блогах и СМИ о стартапах тут и там натыкаешься на милитаристические метафоры и аллюзии. Цитируют известных полководцев. Бизнес-стратегию сравнивают с военной стратегией.

Да, это может быть полезным, даже аналогии с простой дракой могут быть полезными, пишет Кирстен и вспоминает Майка Тайсона: «У каждого человека есть план, - до тех пор, пока его не ударят в лицо».

[caption id="" align="aligncenter" width="3456"] Художник за работой[/caption]

Но одновременно с этим, абсолютное большинство людей никогда ни с кем не воевало — даже самые отъявленные любители таких метафор. Кирстен тоже не принимала участие в военных действиях, поэтому ей больше нравится сравнивать стартапы с искусством.

Имея некоторое гуманитарное образование и опыт, Кирстен знает кое-что о жизни людей искусства — живущих ныне и давно умерших. Она приводит 5 тезисов в подкрепление своей гипотезы.

  1. Если художник страдает, то это его выбор. Да, многие художники скажут, что у них выбора не было — но на самом деле это не так. Всегда можно пойти жарить котлеты в «Бургер Кинг» и иметь достаточно денег. И страдать ради своего стартапа — дело выбора. Даже после сокрушительного провала предприниматели не могут дождаться, чтобы сделать это ещё раз. А большинство из тех, кто воюет, не делает это по своей воле.  Они хотят поскорее от этого освободиться и никогда больше туда не возвращаться.

  2. Искусство помогает придумывать что-то, чего ещё не существует, чтобы понимать, можно это создать или нет. Любая битва, в которой вы участвуете, происходит в том числе и с вашим внутренним врагом — вашими ограничениями и недостатками. В случае со стартапом, даже если есть жёсткая конкуренция, победа или поражение часто связаны со способностью доводить дела до конца и отличаться от других, понимать, чего хочет рынок (даже если он сам об этом ещё не знает). Война, с другой стороны, сосредоточена на внешнем враге. Победа или поражение зависят от того, как много ущерба вы сумеете нанести. Стартап часто в результате своей деятельности как-то задевает конкурентов, но это обычно но главная цель.

  3. Искусство позволяет создавать новые территории, которых раньше не было. Как и стартапы. В обоих случаях, из этой новой территории можно извлекать выгоду неопределённый срок. Во время войны вы либо захватываете, либо теряете территорию. Кто-то обязательно должен проиграть; и этот проигрыш сказывается ещё на многих следующих поколениях.

  4. Художники могут сдаться — с потрёпанным самолюбием и пустым банковским счётом. Как и стартаперы (это не то чтобы частый случай, но такое может случиться). Сдаться во время войны не так просто. Поэтому можно утверждать, что для искусства и бизнеса нужно гораздо больше силы духа и фокусировки, потому что это, опять же, по выбору.

  5. Когда даёшь людям искусство, они хотят ешё, и чтобы это длилось вечно. Когда я вижу отличный стартап, я определённо хочу ещё, и чтобы он был вечным. Можно ли сказать то же самое про войну? Даже если ваша армия одерживает победу, очень немногие хотят воевать дальше.


Когда Кирстен требуется вдохновение, она читает истории тех людей искусства, которым все вокруг говорили, что те недостаточно хороши, или сошли с ума, но которые при этом доказали свою профпригодность. И это ей помогает гораздо больше, чем переход через Альпы или битва при Аустерлице. Ещё она советует посмотреть фильм «U2: С небес на землю» — о переломном моменте известной группы.
реклама
разместить