{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

«Мы смирились и с плохим интернетом, и с бюрократией — но нашлись и другие причины переехать» Статьи редакции

Бывший менеджер продуктов «Яндекса» и автор Telegram-канала об управлении проектами Анна Булдакова о том, почему она решила покинуть Берлин спустя год после переезда.

Анна Булдакова

Чуть больше года назад мы с мужем нашли работу в Берлине и решились на переезд. А сейчас мы сидим на чемоданах и собираемся ехать дальше. Расскажу, что мы узнали за время жизни в Германии.

Почему Берлин восхитителен

Если вы идете по улице, а из шпети (уличного киоска) доносится классическая музыка, по правую руку от вас стоит полностью покрытое граффити здание, а слева очаровательный дом 18 века с барельефами и розами на балконах, — значит, вы определенно в Берлине.

Здесь на рок-фестивале можно увидеть миловидных бабушек с внуками, гуляя по парку, наткнуться на ребят, распевающих а капелла Because I’m Happy, а в метро стать свидетелем того, как в вагон заносят стол с закусками и кружками пива и начинают пировать.

Помимо этой уникальной атмосферы, в которой варятся, кажется, люди всех мастей, у Берлина есть еще несколько преимуществ, которые дадут ему фору перед любой столицей:

  • Берлин дешевый. За €1000 в месяц можно снять двухкомнатную квартиру со свежим ремонтом в центре города и в двух минутах от метро. За €5–8 — сходить на ланч, за €10–12 — на ужин с алкоголем в ресторан. Цены на продукты примерно такие же, как в Москве, но по качеству гораздо лучше.

    Проезд, правда, дорогой (хотя по европейским меркам на среднем уровне) — €2,70 за билет с неограниченным количеством пересадок. Зато есть очень доступный каршеринг, который порой обходится даже дешевле метро.

  • В Берлине классная транспортная инфраструктура. Пробок нет. На велосипеде или мопеде можно ездить круглый год — погода позволяет. Общественный транспорт охватывает весь город, за €3,40 можно доехать до любого аэропорта или вообще до Потсдама.

  • Вокруг множество интересных мест. За три часа можно доехать до горнолыжного курорта в Чехии, до моря (правда, Балтийского), до красивейших озер. За пару часов — долететь до Будапешта или Барселоны. И стоить это всё будет копейки: €60 за три дня аренды машины, билеты на самолет — от €10 (в среднем, €60–70).

    За прошедший год в Берлине мы побили все прежние рекорды по путешествиям. Побывали в Мюнхене (три раза), в Париже (четыре раза), Праге, Дрездене, Гамбурге, Амстердаме, Барселоне, Будапеште, Дублине, Лондоне, Инсбруке, Кобленце, Нью-Йорке, пару раз съездили на горнолыжные курорты, а перед отъездом вообще отправились в путешествие на 3000 км по пяти странам. Большинство поездок выпадали на выходные и стоили совсем немного денег.

  • И в самом Берлине есть чем заняться. Поскольку здесь очень много экспатов (в том числе русских), то проводится куча мероприятий на английском и русском языках. Интеллектуальные викторины, вечера настольных игр, совместное рисование, профессиональные митапы, йога и танцы в парках — в общем, чем бы вы ни интересовались, занятие найдется. Да и по русскому языку соскучиться точно не придётся.

Почему мы всё же уезжаем из Берлина

Во всех городах и странах есть свои плюсы и минусы. И тут всего два варианта: либо плюсы перевешивают, и ты радуешься жизни; либо минусов оказывается больше, и ты пытаешься что-то предпринять.

Мы готовы были мириться и с дорогим и медленным интернетом, и неразвитой сферой услуг, и с бюрократией. Но всё же образовалось полтора фактора, которые стали решающими при принятии решения.

Основная причина — это работа, точнее, её отсутствие. Крупных компаний в Берлине — по пальцам перечесть, в основном только мелкие стартапы. Но что в первых, что во вторых очень плохо представляют, что такое продуктовая разработка, как нужно выстраивать процессы и так далее.

Хорошего дизайнера (не того, кто кнопки двигает, а кто задает вопросы и проводит исследования) найти практически невозможно. Толковых продакт-менеджеров — единицы; в основном новички с биздев-бэкграундом. Основатели-визионеры — мифические существа. У многих в Берлине даже нет опыта работы — только бизнес-школа и стажировки.

Конечно, это отличная возможность прискакать на белом коне и построить всё (и всех) самому. С другой стороны, если вам хочется не только брать ответственность, но и учиться, это, возможно, не лучший вариант — наставников у вас точно не будет.

Более того, работать с непрофессиональной командой — это маленький ад: вместо того, чтобы заниматься прямыми обязанностями, ты постоянно продвигаешь и оправдываешь свои решения. Мой муж поначалу работал в крупной компании, затем мы оба перешли в стартапы и испытали всё это на себе.

О похожем опыте нам рассказывали и многие берлинские знакомые. Год назад я радовалась work-life balance и окончанию рабочего дня в шесть вечера, под конец же уже просто приходила в бешенство от общей расслабленности. Дедлайны? Нужно срочно «запилить фичу»? Согласовать цели на квартал? Не, не слышали.

Не спорю, наверняка у кого-то найдутся контрпримеры. Возможно, будут и те, кому не очень важны команда и продукт — лишь бы платили деньги. Несколько моих знакомых, свыкнувшись со всем тем, что описано выше, в итоге выбирали меньшее из зол просто потому, что влюблены в город и не хотят из него уезжать.

Мы же с мужем наконец-то определили для себя цель и поняли, что хотим профессионального роста. И через некоторое время, промониторив рынок и пообщавшись не с одной компанией, решили, что, как бы нам ни нравился Берлин, надо переезжать.

Еще полпричины — это немецкий язык. Я оценила эту проблему в половину, потому что при желании можно было бы подсобраться и освоить язык на среднем уровне. Наше нежелание его учить объяснялось расстройствами с работой и непониманием перспектив. Вообще, знаю ребят, которые параллельно с основной работой ходят на занятия — это тяжело, прогресс идет медленно, но всё-таки идет.

Вы спросите:  «А зачем учить язык?». Ещё год назад я позитивно писала, что все сложности с языком закончились на этапе оформления квартиры и повсюду здесь говорят по-английски. На самом деле, в течение года постоянно случались мелкие, но критичные ситуации, в которых из-за незнания немецкого ты чувствовал себя полным профаном.

Сломалась посудомоечная машина, не доставили посылку, нужно поменять налоговый класс — во всех случаях нужно звонить в какую-то службу и общаться на немецком языке. Не можешь — твои проблемы. Самые большие трудности мы, конечно, познали, когда перед отъездом начали расторгать контракты.

При их заключении с тобой хоть на урду поговорят. А вот процесс расторжения гораздо сложнее: на электронную почту не отвечают, при звонке в поддержку на английском языке с обратной стороны просто вешают трубку. После задействования друзей и интернета выясняется, что писать заявку нужно по определенному образцу и присылать еще 33 бумаги почтой в штаб-квартиру, чтобы сообщить, что ты дислоцируешься. Кажется, за всю жизнь я не отправляла столько бумажных писем.

Всё это, конечно, логично. И я сама бы хотела посмотреть на российских водопроводчиков или сотрудниц в паспортном столе, которые говорят по-английски. Дело в том, что не стоит строить иллюзий: надо либо учить язык страны, в которую едешь, либо ехать в страну, язык которой ты знаешь.

В итоге мы, кстати, так и сделали: муж едет в лондонский Facebook, а я — в дублинский Intercom. Процесс занял почти полгода, подготовка к переезду — около двух месяцев (и мешочек с золотом) — и вот всё готово. Держимся за четырехлистный клевер на удачу.

Ещё несколько выводов по мотивам уже двух переездов

  • Будьте готовы к тому, что переезд — это очень-очень дорого. Да, хорошие компании обычно возмещают расходы, но они делают это уже после того, как вы начали работать — а до этого момента может пройти несколько месяцев. Более того, из-за сложностей с открытием аккаунта в банке вы можете остаться и без зарплаты за первый месяц.

    Поэтому предварительно посчитайте, сколько вы потратите денег на оформление документов, расторжение контрактов, билеты, перевоз вещей, ну и «простой» без работы (если он случится). Ориентируйтесь как минимум на €4–6 тысяч.​

  • Не думайте, что всё случится быстро. С Германией нам повезло — все документы оформили за неделю. С Великобританией и Ирландией процесс шел около полутора месяцев. И это ещё неплохо: например, ирландцы могут рассматривать заявление до восьми недель. И я не знаю, сколько бы ждала, если бы в процесс не вмешался мой работодатель.

    Кроме визовых вопросов, у самих компаний обычно есть определенные даты для старта сотрудников — это привязано либо к зарплатной политике, либо к процессу обучения на новом месте. В итоге и у меня, и у мужа начало работы сдвинулось почти на месяц — без работы мы сидели два месяца.

  • Не воспринимайте переезд как что-то глобальное. Нашей ошибкой было думать: «Ну раз переезжаем, так уж надолго». Даже если вы посещали страну как турист, перечитали кучу форумов и опросили живущих там друзей, это не даст вам полной информации о всех подводных камнях. Из-за чего просто объективно невозможно заранее принять взвешенное решение.

    Дайте себе время на раздумья: не заключайте долгосрочных договоров, не сжигайте мосты и не бойтесь, что, возможно, придется вернуться или же двинуться дальше. Переезд — это эксперимент, и он не всегда должен заканчиваться «выкаткой в продакшн». Однако чем больше экспериментов, тем лучше результат.

0
211 комментариев
Написать комментарий...
Нюська Абрамова

тайланд, нью-йорк, богота, берлин: хроники лицемерных мгазей

Ответить
Развернуть ветку
Unreal Person

Эти "лицемерные мгази" могут перемещаться за пределы своего села, а вот некоторые хикканы дальше своей комнаты еще не видели.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Иванович Иванов
могут перемещаться за пределы своего села

Что в этом однозначно хорошего для всех?

некоторые хикканы дальше своей комнаты еще не видели.

А в этом что однозначно плохого для всех?

Вопросы без подвоха и не для спора. Мне правда хочется узнать о Вашем понимании.

Если ответит кто-то ещё, тоже буду благодарен.

--

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шевченко

Трудовая мобильность это к сожалению реалии нынешнего дня. Без неё людям становятся доступны только работы дворника и уборщицы, что не прельщает ни престижем ни заработком. Как результат — народ не вылазит из бутылки.
Примерно такие минусы тех кто не смотря на гнетущую обстановку продалжает ей удовлетворятся.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Petrov

На бутылку народ подсаживают в красной армии и на работе, чтобы народ не взбунтовался против налогового гнёта и не отнял должности у хозяев.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шевченко

Какой налоговый гнёт? я вас умоляю, у нас замечательная самая низкая ставка налога в 13% - такого нигде нет!
Это я к тому что 90% населения не в курсе откуда берется госбюджет и пенсия нынешних пенсионеров.

А бухают от того что заниматься им нечем. Было б чем занятся или кому с ними занятся — не пили бы, а развивались, либо проводили совместно время за чем-либо хотя бы относительно интеллектуальным. Даже в совке этим хоть как-то занимались, кино там было в каждом посёлке, дискотека, кружки по интересам. А сейчас только частная инициатива, весьма слабо выходящая за периметр городов-миллионников. И только пивное домино в редких дворах как осколки наследия.

Хотя анекдот про царя и водку мне тоже нравится, да :)

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Иванович Иванов
у нас замечательная самая низкая ставка налога в 13%

Мы с женой платим 6%.

--

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шевченко

ПФР не посчитали :) Упрощёнка дело выгодное, вот только правильно её защитить надо всё же уметь.

Про 13% был стёб, очевидно же из следующего предложения в том же самом ответе.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Иванович Иванов
ПФР не посчитали :)

Пенсионные страховые взносы входят в эти 6%. Поговорите со своим бухгалтером, либо погуглите, — 6% это total.

Упрощёнка дело выгодное, вот только правильно её защитить надо всё же уметь.

Что Вы имеете в виду? Не соображу. :thinking: Объясните, пожалуйста.

Про 13% был стёб, очевидно же из следующего предложения в том же самом ответе.

В ТПО вступать не обязательно. У нас ТПО оставил зак, который считает, что вне ТПО исчезает «командный дух». Но у него денег много, он с жиру бесится. Ещё три зака держатся за ТПО в силу привычности администрирования. Но они тоже весьма не бедные (УО). Остальные от ТПО давно отказались. Некоторые ещё в 90-е.

--

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шевченко
Пенсионные страховые взносы входят в эти 6%. Поговорите со своим бухгалтером, либо погуглите, — 6% это total.

Очень хорошо что вы в курсе. Но там есть еще +1% от выручки, его тоже не забывайте, он тоже входит в зачёт, если я не путаю, но может быть важным. Особенно если забывать про авансы.

Что Вы имеете в виду? Не соображу. :thinking: Объясните, пожалуйста.

Налоговики очень любят договора с 6%-ными упрощенцами трактовать как трудовые, чтобы до этого не дошло, надо правильно и чётко формировать отчетность. Иначе 6% могут превратиться в те самые 47%, правда в этих ситуациях прицел обычно на другую сторону договора, но иметь в виду полезно.

Про ТПО честно говоря не понял что это, и даже гугл не помог. Трудовые право-отношения разве что? Но я не про то. Я про то что большинство населения «получают зарплату», и даже 13% НДФЛ видят в лучшем случае в телевизоре. Куда уж там знать про упрощёнку.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Иванович Иванов
там есть еще +1% от выручки, его тоже не забывайте

Спасибо за напоминание. :blush:

Налоговики очень любят договора с 6%-ными упрощенцами трактовать как трудовые

Мы для наших заков противостоим переквалификации ГПО в ТПО с 1995. Попыток со стороны ГИТ и налорга за эти годы было немало. Доселе ни одна не достигла успеха. Мы разработали технологию для защиты от такого рода переквалификации и она нас не подводит.

Трудовые право-отношения разве что?

Я должен был расшифровать. Прошу меня извинить.

ТПО — трудовые правоотношения, ибо трудоправовые отношения.

ГПО — гражданско-правовые отношения.

ГИТ — госинспеция по труду, «трудинспекция».

большинство населения «получают зарплату», и даже 13% НДФЛ видят в лучшем случае в телевизоре. Куда уж там знать про упрощёнку.

Спецы знают. Во всяком случае, все мне известные. Кстати, годный спец в ТПО не полезет. Меня туда никакими коврижками не заманить. Тропизм к ТПО говорит либо о неуверенности в своих силах и рабской личности, либо о заведомом намерении паразитировать в разных видах и формах.

--

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Petrov

Вы про 13% думаете, хотя Вы и их не платите, потому что правительство хочет, чтобы народ так думал, оставаясь экономически (идеологически) безграмотным - так их нае$$$ть легче.
На официально занятых налоги больше трети зарплаты.

То же и бухла касается. Это политика спаивания рабов, чтобы они взбунтоваться не могли, ей тысячи лет.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шевченко

Не «больше трети», а до ≈47% от того что на руки (сейчас, было до ≈49% недавно).
Я не только налоги плачу, но и рабочие места создавал. Потому прекрасно осведомлен сколько это стоит и откуда берутся нынешние пенсии.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Petrov

Рабочие фриланс места, с которых тоже налоги никто не платит.

Вы этих людей благодарить должны, а не хаять их тут.

С какой стати я должен за вас оплативать пенсии и госрасходы, армию и т. д?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шевченко

Вы меня очевидно с кем-то путаете. У меня был и офис, и сотрудники на официальных договорах, и налоги платились все полагающиеся.
И я никого не хаял — вообще стараюсь этого не делать по жизни, ибо не вижу в этом смысла.

Ответить
Развернуть ветку
208 комментариев
Раскрывать всегда