«Я бы не променял свою поселковую школу на персонализированное онлайн-образование»

Российские предприниматели и руководители о проблемах и важности отечественного образования.

​Министерство образования и науки Российской Федерации
​Министерство образования и науки Российской Федерации

Образование образованию рознь. Если мы отбросим в сторону специальности, в которых отсутствие теоретической базы невозможно, то важнее все же голова на плечах, а не наличие диплома. Я сталкивался с такими дипломированными специалистами, что врагу не пожелаешь, но это скорее исключение из правил.

При приеме на работу я смотрю на опыт и драйв кандидата. Команда звезд никогда не будет звездной командой, поэтому определяющий фактор в бизнесе — это все же не диплом, а исполнительность и готовность работать сообща.

Конечно, у людей с академическим опытом есть преимущества: как минимум, они способны самостоятельно восполнять недостающие пробелы и обучаться чему-то новому за небольшой промежуток времени. В работе — это естественный процесс, ведь нарабатывать дополнительные компетенции приходится каждому. Особенно быстро все структурируют люди со сложным техническим образованием — те, кто учился на электрофизика или робототехника.

Мне самому полученные знания пригодились, поскольку вся моя деятельность связана с ИТ, а учился я на кафедре защиты информации в Университете ИТМО.

Алексей Соломатин, основатель сервиса FactoryFinder

​Очевидно, что у текущей системы образования свои сложности. Всех учат под одну гребенку, всему подряд и в основном не тому, что человеку пригодится в жизни — профориентация отсутствует.

Закачка в мозг одинаковых учебников убивает интерес и любопытство к большинству предметов, кроме самых любимых (если повезло, и они вообще есть).

Удивительно крутая и великая профессия учителя не престижна, оплачивается сильно меньше, чем заслуживает. Итого, в среднем выпускник школы понятия не имеет, в какой вуз идти и зачем, а на последних курсах вуза уныло пролистывает HeadHunter, потому что не знает, кем работать.

Несмотря на всё это, мне кажется, что даже в текущем виде общее и высшее образование незаменимы. Фундаментальные знания позволяют смотреть на мир со многих точек зрения. Сложные и иногда изнуряющие программы высшего образования закаляют характер, учат максимально быстро впитывать знания и структурировать их для сдачи.

В хороших вузах ты находишься в мотивирующей среде классных ребят и девчонок. Я лично не променял бы свой опыт как в поселковой средней школе, так и в Московском физико-техническом институте на персонализированное онлайн-образование.

Но было бы круто, если бы обучение было более проектным, с большим количеством создания, творчества, самостоятельного решения прагматичных проблем и персонализации.

Руслан Зайдуллин, основатель и руководитель сервиса Doc+

​В настоящих условиях образование очень важно. Я бы сказал больше — оно должно быть с запасом. Помимо стандартного высшего, необходим интерес к современным трендам и знаниям в нишевых областях. Нельзя просто получить диплом, уверовать в свой профессионализм и перестать развиваться — так не получится.

Я долгое время занимаюсь нетворкингом и общаюсь с большим количеством людей. Конечно, корреляция между образованием и социальным статусом налицо. Чем выше уровень образования, тем выше круг контактов человека. Есть исключения, но в подавляющем большинстве руководители компаний и владельцы бизнесов имеют достойный академический бэкграунд.

Мне пригодились полученные знания, так как долго время я работал в сфере финансов, а основные знания получил в вузе. Я соглашусь с тем, что большая часть навыков и опыта приобретается в процессе работы, но вуз помогает расширить кругозор, а это отличная отправная точка.

Алексей Жарков, основатель сообщества предпринимателей BizFam

​Образование будет цениться всегда, но под образованием я подразумеваю не набор знаний (их легко восполнить, используя телефон и 4G), а умение учиться новому, находить необходимую информацию, анализировать ее и делать выводы.

Я получил степень бакалавра экономики в университете Санкт-Галлена в Швейцарии. Там была сильная математическая школа: матмоделирование, статистика, эконометрика, — и я с трудом представляю, как можно строить успешный бизнес без технических навыков.

И наоборот, если у тебя есть технические навыки, но ты не понимаешь бизнес, то ничего построить не удастся. Я вникаю во всё и наравне с ребятами разбираюсь в аналитике, маркетинге, операционной деятельности.

Сам я учусь до сих пор: читаю бизнес-литературу, беру онлайн-курсы, сейчас, например, прохожу обучение на сервисе Dataquest.io. Сотрудники Wheely могут покупать любые книги, которые помогут им в работе, слушать онлайн-курсы, ходить на конференции, прокачивать английский с репетиторами — компания все оплачивает. Образование образованием, но для международной компании вкладываться в обучение сотрудников — это не причуда и HR-бренд, а обязательное требование.

Знакомясь с кандидатами, мы обращаем внимание на учебное заведение и отдаем предпочтение вузам, выпускники которых у нас уже работают. Учитывая специфику деятельности компании, это вузы преимущественно физико-математического направления.

Из-за непрофильного образования мы никому из кандидатов не отказываем. Гораздо важнее, как человек выполнит тестовое задание, какой у него опыт и знания, и как он покажет себя на собеседовании.

Пример топ-менеджера без высшего образования у нас есть. Правда, это скорее исключение, подтверждающее правило, — высоких позиций в компании чаще достигают люди с образованием.

Антон Чиркунов, основатель сервиса заказа личных водителей Wheely

​Высшее образование очень круто позволяет развить волевые навыки. А это определенно помогает и в карьере, и в бизнесе. У всех бывали ситуации, когда за ночь перед экзаменом нужно выучить большой объем информации.

Самое главное здесь — собраться, сжать кулаки и выполнить задачу. В бизнесе бывают моменты, когда за один-два дня нужно сделать вещи, на разработку и реализацию которых тратятся годы. В этом есть сходство.

Что касается специализации обучения, здесь можно хорошо прокачать мозги, особенно, если это технические специальности. Мне, например, полученное образование помогает по части аналитики и понимания того, как построить веб-разработку.

Но в целом профиль образования большой роли не играет. В сотруднике важнее всего заряд и желание кому-то что-то доказать. Если у человека есть это желание, он всех порвет.

Выбирая между кандидатом с большим опытом и кандидатом, окончившим, престижный вуз, позову работать того, кто горит, хочет вкалывать и достигать результатов.

Даниель Гальпер, основатель сервиса Grow Food

​Хорошее высшее образование в России — это некий фундамент, который позволяет людям разобраться в любом рабочем вопросе и эффективно коммуницировать с людьми.

У большинства сотрудников «Сравни.ру» есть высшее образование, но они работают не по профилю. При найме я смотрю на предыдущий опыт кандидата, и на его образование: зависит от того, что это был за опыт, и что за вуз. Но для меня все-таки важнее желание работать и горящие глаза.

Сергей Леонидов, руководитель сервиса «Сравни.ру»

​В современных реалиях высшее образование не является критически необходимым, но оно безусловно важно как для приобретения необходимых компетенций, так и для формирования личности в целом.

Например, в процессе обучения я получила один из наиболее важных навыков — умение искать и анализировать информацию, на основании которой можно принимать взвешенные решения, а также научилась брать ответственность как за себя, так и за других, что позволило более эффективно работать, создавать сильную команду.

Сейчас выпускники вузов часто идут работать не по специальности. Но у подавляющего большинства есть живой и пытливый ум, который помогает быть успешным и достигать результатов вне зависимости от сферы, в которой они решают развиваться после окончания обучения.

Поскольку уровня нашего образования не всегда достаточно даже для работы на стартовых позициях, кандидаты без диплома, но с «огоньком» в глазах часто показывают лучшие результаты уже на этапе собеседования.

Зачастую, если кандидат обладает нужными нам качествами, но при этом готов овладевать новыми навыками и достигать поставленных целей, то высшее образование имеет не такое большое значение.

Если задачи требуют глубоких знаний, но сроки не позволяют обучить сотрудника, то предпочтение отдается более опытному кандидату. Однако финальный выбор будет сделан в пользу того, кто лучше проявит себя на собеседовании.

Оксана Колчина, коммерческий директор ИТ-компании «Атол»

​Высшее образование — это, безусловно, плюс, но в случае трудоустройства в CSSSR ничего не решающий. Если вы закончили вуз, вероятно, вы умеете справляться с трудностями в виде экзаменов и зачётов. Это конечно пригодится в работе, но это лишь небольшой плюс среди прочих куда более важных характеристик.

Среднестатистическое отечественное высшее образование существенно не успевает за ИТ-индустрией, и реальная польза есть скорее от частных школ или курсов. Безусловный плюс — изучение в вузе фундаментальных наук. Выпускники МИФИ, Физтеха и МГУ, как правило, имеют отличную базу, на которую потом отлично ложится всё, что угодно.

Я знаю инженера, который закончил МГУ и сейчас занимает высокую руководящую позицию в американской компании Groupon. Коллеги не зовут его на технические интервью, потому что он сильно расстраивается, наблюдая, как перспективные разработчики заваливаются на несложных (на его взгляд) вопросах из области высшей математики, с которыми справляются даже абитуриенты МГУ.

Полагаю, если в России у сотрудника есть высшее образование, то чисто статистически это влияет на уровень заработной платы, на которую можно претендовать. Большие корпорации не нанимают разработчиков без высшего образования в силу внутренней бюрократии. Они формируют часть спроса на работников и сами искусственно повышают ценность высшего образования.

Дмитрий Чекин, основатель CSSSR

​Я родилась в семье учителя, поэтому систему среднего образования знаю изнутри. Сразу скажу: я считаю, что среднее образование в России сильнее, чем высшее.

Школы в России адекватного качества, уровень школ сильно отличается даже в Москве. Например, есть небезызвестная 57 школа, куда все родители хотят отдать детей, а к 1 сентября в Facebook появляется много объявлений от желающих купить регистрацию в квартирах возле «сильных» школ.

И если ребенок попадает после такой школы в американскую, то пару лет он может отдыхать.

Что касается школьной программы — объем знаний преподается значительный, но фокус смещен в сторону заучивания и получения оценок. У меня дневник не проверяли, так что меня это коснулось не сильно, но такая система приводит к размножению людей-бюрократов, поскольку основной целью ребенка становится дневник с пятерками.

Еще одна особенность российской школы — это одно правильное решение. В российской школе говорят: «правильный ответ такой-то», и его нужно знать. В западных школах обычно несколько правильных вариантов, которые ты обсуждаешь и аргументируешь, почему ты выбрал именно такой. Этот подход убирает проблему списывания за ненадобностью и развивает у детей навык дискуссии и аргументации своего мнения.

Высшее образование слабее. Мне как предпринимателю приходится учить выпускников вузов всему с нуля, поскольку университетские программы далеки от потребностей бизнеса.

Российским вузам очень не хватает прикладных предметов, а в западных я могу выбрать то, что мне интересно. Кроме того, система сессий неэффективна, поскольку она формирует привычку делать все в последний момент.

В западных школах очень много промежуточных экзаменов, не сдав которые студент не проходит дальше. В России в нетехнических вузах не хватает компетенции критического мышления, которая развивается с помощью обучения на реальных кейсах предпринимателей.

В американском вузе у нас были битвы команд по одной ситуации из бизнеса и конкуренция за баллы, этого очень не хватает в массовом российском образовании. Техническое образование осталось на высоком уровне: как результат, все каршеринги работают только на российском программном обеспечении, хотя существует много западных аналогов.

Екатерина Макарова, сооснователь каршеринга Belka Car

​В России очень хорошее среднее образование: оно качественное, разностороннее, но часто построенное на заучивании, а не на понимании. Опять же, есть Единый госэкзамен, который вроде бы должен решать проблему с оценкой, но на мой взгляд только усредняет уровень.

С высшим образованием все не так однозначно. Безусловно, у нас есть хорошие вузы с отличным мировым образованием, но при этом никак не вписанным в глобальную картину мира.

Сколько российских вузов попадает в мировые рейтинги? Не больше 10? И то мы видим такую цифру благодаря «Программе 5-100» Министерства образования, которая направлена на повышение конкурентоспособности российских университетов.

Наша система высшего образования замкнута сама на себе, что не дает ей возможности быть конкурентной. А если ты идешь получать не техническое, а гуманитарное образование в вуз среднего уровня, да еще и на заочное отделение, то это время стоит рассматривать как время для социализации, а не получения знаний.

Мне кажется, что у среднего-специального образования в России такой ужасный имидж, что родители всеми правдами и неправдами пытаются «засунуть» детей хоть в какой-нибудь вуз. К этому добавляется другая проблема — саму специальность для ребенка чаще всего выбирают родители без налета профориентации. Поэтому процент людей, которые работают не по специальности, остается высоким.

Мария Лапук, сооснователь агентства Vinci

​С точки зрения формальных знаний изучение классической математики, физики, философии или древнегреческого мало применимо практически к любой из современных отраслей бизнеса.

Однако отчасти школьное и во многом университетское образование прививает важный навык — учиться, синтезировать информацию и задавать правильные вопросы.

Coursera или короткие executive MBA курсы могут быть более релевантны с точки зрения содержания, но они не заменят навыки и мировоззрение, которые формируются благодаря классической программе.

У бухгалтера не может не быть профильного образования, равно как и высококлассный разработчик, скорее всего, увлекался ИТ-технологиями еще со школы и высшее образование получил профильное.

Но в стартапах и компаниях, связанных с новыми технологиями, есть много вакансий, для которых профильный курс в университете даёт очень мало, либо по данному профилю еще не сложилось хорошей школы.

Здесь, скорее, важен склад ума и расположенность кандидата к работе над определенными задачами. Например, работа с каналами performance-маркетинга требует навыков работы с Excel и сложным ПО.

Кандидат должен обладать хорошей логикой, уметь строить гипотезы, рассчитывать и анализировать результаты своей работы, проводить оптимизацию кампаний. Университеты не выпускают сильных performance-маркетологов, но они выпускают людей с техническим образованием, которое даёт отличный фундамент для подобной работы.

Если мне предстоит выбрать между кандидатом с опытом работы и кандидатом с дипломом солидного вуза, то мой выбор будет зависеть от задачи, которую надо решать.

При прочих равных я отдам предпочтение человеку с профильным опытом. Хотя бы потому, что бизнесу всегда не хватает времени, и опытный специалист быстрее вольется в работу.

Но условие «при прочих равных» наступает редко, и кандидат с дипломом солидного вуза может оказаться более активным и сообразительным. Возможно, в ходе собеседования я пойму, что он сократит разрыв до опытного кандидата за несколько месяцев.

Пётр Федченков, сооснователь сервиса Instamart
22
30 комментариев

Фу, какие приторные ..)

Образование в России в целом довольно дерьмовое, о чём ясно говорят международные рейтинги. Много взяточничества, много преподавателей, которые умеют только начитывать конспекты, чтобы студенту было чем заняться на парах. В школах вообще принято вымогать деньги у родителей по разным выдуманными причинам - и это настолько вошло в привычку, что некоторые считают, что так и должно быть.

Если у нас такое замечательно образование, почему дети чиновников и бизнесменов едут учиться за границу? Почему ежегодно работодатели отчитываются, что получают в лице студентов абсолютно неготовых к работе сотрудников? Что это за образование такое?

Сверху написали, что наше образование даёт кругозор. Так вот, кругозор должна давать школа, а вуз - рабочую профессию. Чтобы человек, выходя из вуза, мог приступить к работе сразу, чтобы он владел всеми современными технологиями, а не доучивался потом в Coursera.

Когда-нибудь, возможно, появится такой министр образования, который наконец изгонит совок из русских вузов. А до этой поры так и будет, что можно получить приличное образование только в нескольких топовых вузах - их все прекрасно знают... можно пересчитать по пальцам.

18
Ответить

Чтобы человек приступил сразу после выпуска к работе он должен с первого курса практики и стажировки проходить. Толтко настоящие а не для галочки и липовой характеристики.

У меня в вузе после экватора студентрв переводили на обучение во вторую смену (с 18-30 до 21 00) а днем все работали (называлось функциональная стажировка, длилась 2.5года, по ее итогам писали диплом)

3
Ответить
7
Ответить

Как там в нулевых?

Ответить

Полно организаций, где даже при наличии внушительного опыта невозможно получить работу без диплома.

1
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить