{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Талантливый человек талантлив только в том, в чём он талантлив» Статьи редакции

Управляющий партнер DTF Сергей Бабаев о распространённых заблуждениях начинающих разработчиков игр.

Сергей Бабаев

Есть такой набор фраз, в сути своей логичных и полезных, которые, пройдя обработку людьми не слишком вдумчивыми, обрели опасную форму. Сказал подобную простую мысль и сразу чувствуешь себя опытным бизнесменом прямиком из голливудского фильма. Несколько примеров я бы и хотел обсудить.

Традиционно оговорюсь, что не стоит искать в материале алгоритмов определения «плохих людей» (не всё так просто) или тем более обижаться на них. Обсуждаемые мысли, несмотря на критичную оценку в материале, можно использовать в ряде случаев.

Я же описываю те неприятные моменты, когда люди ими неосознанно злоупотребляют. Относиться к материалу стоит как к субъективной заметке в блоге, где я сознательно рассматриваю одну сторону медали, игнорируя всё, что считаю неважным для донесения своей мысли. Итак, приступим.

«Делегируй или умри»

Мысль, вбитая в голову книгами об эффективности и прочими литературными пересказами чужого успеха. Фраза сама по себе неплоха как собственно и одноименная книга, но ей часто злоупотребляли не слишком вдумчивые люди, в следствие чего она потопила немало карьер.

Давайте порассуждаем о причинах. Мы склонны интерпретировать любую информацию в свою пользу. Если кто-то даёт совет, то первая реакция — максимально адаптировать услышанное и срочно убедить себя, что вы, за мелкими исключениями, всё так и делаете. То есть вам повторяют очевидные истины, будто вы сами их не знаете.

Всё, что не поддается комфортной обработке, отсеивается как неприменимое к конкретной ситуации. Обратите внимание на то, как наш мозг сопротивляется непрямой критике: услышав даже толковую мысль мы в первую очередь ищем способ объяснить окружающим (а через них и себе), что всё это безусловно интересно, но сейчас другие вводные, другой мир, другая комната. А если соображениями делится ещё и неавторитетный для вас человек, то вовсе проще раскритиковать его самого. Ведь давно известно — плохой человек умного не скажет!

К сожалению, массовому искажению со временем подверглась и фраза «делегируй или умри». Действительно: чем выше вы поднимаетесь, более сложные решения принимаете и больше ответственности берёте, тем важнее вовремя находить людей, которые разгрузят вас и, сосредоточившись на конкретной задаче, выполнят её лучше.

В теории звучит просто, даже слишком. Но есть подвох — чтобы толково делегировать любую задачу, надо в ней разобраться хотя бы на поверхностном уровне. Разумеется, продюсер делегирует визуальную часть арт-директору, технические решения — техдиру и так далее.

Но как определить, хорошему ли специалисту вы передаёте задачу, если совсем не понимаете, что она собой представляет и что вообще нужно получить в итоге? Едва ли вы найдете успешного продюсера с полным отсутствием вкуса к арту, понимания технических возможностей и слабо интересующегося геймплеем проекта.

Большинство идёт путем комфортизации полученных знаний, разделяя задачи на интересные и неинтересные лично для себя. Одному интересно полишить персонажей с арт-директором, но неинтересно вникать в метрики игры. Что же делать? А вот и решение, продиктованное умными книгами, — нанять человека, которому можно делегировать эту неинтересную задачу, а вы сами пока пойдёте дальше к художникам.

В то же время для бизнеса будет полезнее, если лично вы сядете и разберётесь в метриках своего продукта, не путая интересность с эффективностью и важностью. Но ведь проще всего навесить на дело ярлык «задача для отдельного человека» и, не разбираясь в деталях, сгрузить её.

Дальше начинается процесс, погубивший немало проектов и даже целых студий. Куча важных и ответственных дел оказываются на плечах людей, которые просто подвернулись под руку, но должными компетенциями не обладают. Более того, от лени и нежелания вникать в процесс вы и сами не понимаете, что они выполняются из рук вон плохо. От вас очень легко «отболтаться», приводя сомнительные аргументы, а уже это в свою очередь повышает энтропию процессов брожения в команде и заканчивается крайне плохо.

Рекомендация тут предельно проста — вникайте во всё, особенно если вы в начале пути. Чем больше у вас компетенций, тем сложнее вас обмануть и подвести.

Талантливый человек талантлив во всём

Нет. Просто нет.

Талантливый человек талантлив только в том, в чём он талантлив. А проявить это могут лишь годы работы и наглядные результаты. Иной схемы пока не найдено. Нельзя считать, что хороший геймдизайнер априори ещё и хороший руководитель, а хороший художник — сразу арт-директор.

У нас же, наоборот, принято всех тянуть в лиды, всем давать возможность «вкусить управления», даже тем, кто ногами упирается в дверной косяк, когда его триумфально вносят в кабинет руководителя. Потом, замечая результаты своей ошибки, многие лишь огорченно пожимают плечами, мол, «сдулся». Но человек просто пал жертвой весьма распространённого и наивного заблуждения.

Сотрудник, несомненно, может раскрыть в себе несколько талантов, но это ни в коем случае не стоит превращать в систему. Он может быть крайне эффективен в своей роли исполнителя, но абсолютно не приспособлен ни к какому типу руководства. Более того, лычка «босса» действительно манит и даже будучи абсолютно несчастным на новом месте и втайне желая вернуть всё на свои места, новоиспеченный лидер вряд ли с радостью примет вести о понижении.

В итоге все становятся заложниками ситуации, но пытаются стоически её пережить. Сотрудник доказывает, что он не слабак, а руководитель убеждает себя, что это решение правильное, как впрочем и все его решения.

Чтобы избегать этой ошибки, достаточно одёргивать себя от спонтанных «повышений». Присмотритесь к сотруднику, поговорите с ним, поймите, хочет ли он то, к чему в свое время стремились вы — к большей ответственности, лидерству и так далее. Возможно, он счастлив на своем месте, делая то, что отлично умеет.

Деньги — не вопрос

Деньги — всегда вопрос. К сожалению, утверждение обратного стало для многих какой-то имиджевой кричалкой. Одно из ключевых воспоминаний, которое натолкнуло меня на опасность этой небрежно брошенный фразы, связано с достаточно ярким персонажем, некогда имевшим отношение к игровой индустрии.

На первой встрече в красивом ресторане он как раз всячески транслировал эту мысль, описывал её разными способами. На следующий день он дал интервью какой-то передаче из серии «как они стали олигархами», через день сфотографировался на обложку Forbes, через неделю задержал выплаты по договору, а ещё через две выяснилось, что он на грани разорения.

С тех пор я включил эту мудрость в список триггерных — если человек вдруг ляпнул что-то подобное, то к нему стоит внимательно присмотреться. Возможно, он находится уже в монологе, убеждая себя, что есть такие суммы, которые невозможно потерять — он всё наладит и сделает.

Часто к этой мысли приходят и просто залётные пассажиры, которые в меру удачно (или даже совсем неудачно) переложили деньги из некого реального сектора в игры. Причём что это за сектор, у них решительно невозможно выяснить.

С одной стороны, такие персонажи понимают, что деньги есть (по крайней мере, совсем недавно были), с другой стороны, видят, что игровой актив перерабатывает их не так, как хотелось бы.

Из всего пространства возможных решений они нередко выбирают самое комфортное — устраивать долгие совещания с сотрудниками на тему того, что срочно нужны крутые проекты, лучшие и даже самые дорогие специалисты. Думаю, и так понятно, что спустя долгие месяцы, а то и годы таких разговоров даже самые верные и медленные слушатели начинают задумываться.

Давайте перейдём на Scrum

Сразу подчеркну для тех, кто читает первое предложение и дальше прокручивает колесиком мышки до комментариев, — в Scrum нет ничего плохо и вредного. Это просто методология, а конкретно — некий набор абстрактной литературы, который вы вольны изучать или не изучать, а затем следовать или не следовать его рекомендациям.

Насколько Scrum не вреден сам по себе, настолько же он и не чудотворен. И вот в чём дело. Обычно компании задумываются о переходе на Scrum после того, как устают от постоянного срыва сроков, перерасхода бюджетов и прочего, что до определенной степени, разумеется, является неотъемлемой частью нашей работы (но лишь до определенной). По идее, руководству надо залезть во все задачи, разобрать до мелочей процессы и понять, что именно вызывает проблемы.

Труд этот нудный, долгий и зачастую неблагодарный. И, наверное, к нему бы уже приступили, но в коллективе всегда найдется тот самый спасительный маячок, который оградит коллег от разгребания ими же созданного завала.

Как человек передовой, информированный и читавший иностранные сайты (ну или переводы с иностранных сайтов), он предположит, что дело, конечно же, в неправильно выбранной методологии. Некомпетентность лидов, неадекватность требований — всё ни при чём. Дело именно в выборе методологии.

Часто (но не всегда) инициативным оказывается, мягко говоря, не самый ценный кадр, для которого такая активность компании — хороший, а может, и вовсе последний шанс обеспечить свою «нужность».

Работы при переходе на новую методологию всегда много — тут и поездки заграницу для того, чтобы перенять опыт; и поиск консультантов, которые поправят ошибки юных Scrum-сёрферов; и успешно заваленные месяцы работы, оправданные затем «болью при переходе, которая окупится сполна позже» и многое, многое другое.

Мое личное субъективное и может чрезмерно агрессивное (лишь для донесения мысли) мнение: первого, кто крикнет про Scrum, надо убивать как гонца с плохими вестями. Ну или просто увольнять. Это как болезнь — заражение началось, оно ещё не подкосило всех, и если вовремя уничтожить нулевого пациента, есть шанс спасти всю популяцию. Некие необратимые процессы, скорее всего, уже начались, но их дальнейшее развитие можно хотя бы блокировать.

Почему я так категоричен? Дело в том, что если у вас небольшой коллектив (про большой отдельно), в котором работают, скажем, 10 человек и вы не можете ими эффективно управлять без советов идеолога, который ничего о вас не знает, то лучше идите сразу в коучи и прочие сферы бизнеса, где достаточно говорить, а не делать.

Никакая книга вам не поможет, а временное улучшение, скорее всего, обосновано сильным сокращением требований к работе. Вы делаете так же мало, как и раньше в отведенные сроки, но теперь делаете это не просто, а «по плану». С ним всё становится веселее. Даже факапы. Ведь куда приятнее сказать: «Команда определила эти задачи в следующий спринт», чем смотря в глаза руководителю произнести: «Не успели ничего».

Оговорки заслуживают большие компании. Вообще желающим жарко дискутировать о Scrum (к коим я себя не отношу, у меня сформированное мнение) стоит для начала всё-таки прочесть основные труды по нему, а не сразу отвергать изложенные мысли, списав всё на недалекость автора. В них, разумеется, изложены многие очевидные и правильные моменты, к которым большинство успешных компаний пришли сами, просто следуя чутью.

Помимо этих очевидно полезных вещей методология содержит и много воды для создания собственно образа методологии, иначе бы это была просто статья в стиле «10 хороших подходов к работе» и никакого особого резонанса (а следовательно и дохода) авторам бы не принесла.

Более того успешные разработчики даже изучив все материалы модифицировали прочитанное под себя до такого состояния, что от каноничного Scrum ничего не осталось.

Всё это нисколько бы меня не волновало, если бы большие успешные студии не были примером для подражания новичков. Когда они слышат, что в Scrum есть магия, от видных людей в индустрии, то сразу бросаются в этом направлении, не беря в учёт годы разработки, опыта и сил, вложенных этими компаниями в их «скрамы». А это, скорее всего, уводит фокус внимания от продукта и проблем с ним в сторону более интересных изысканий.

Вот собственно и вся претензия. Мораль я тут выношу одну — отдавайте себе отчёт, что никакая книга не научит вас жить, а если вы думаете что есть студии, которые по ним вывели алгоритм успеха, то, увы, не всё так просто. Пообщайтесь с представителями этих компаний и поймёте, что алгоритма нет, суть в другом, а их «скрам» — не Scrum.

0
31 комментарий
Написать комментарий...
aktuba

Нахрена эти тупые гифки? Только читать мешают.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Babaev

гифок перенасыпали да, сори

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Сторожев

я как-то раз услышал фразу "введение Agile в сжатые сраки", и теперь не могу её забыть

Ответить
Развернуть ветку
Как-кар Мар-кар

pezdabol

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Это, что то на польском? Никак не могу разобрать

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Babaev

я? не

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Очень жаль. Ящик пива нам бы не помешал.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Babaev

Хорошим людям я за так готов ящик пива)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

ВЫСЫЛАЙТЕ!
Деловыми линиями, байкал сервисом либо СДЭКом у меня с ними договор )
Предпочитаю IPA желательно погорче

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

С прошедшим кстати

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Babaev

Спасибо) предлагаю проще на какой нить конфе поставить)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

У меня тематическая конференция в данный момент идет)))) http://www.comtransexpo.ru/ru-RU/

Ответить
Развернуть ветку
Как-кар Мар-кар

извини Бабаев, чет сайты перепутал. Думал на пикабу( я был не прав

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Филипьев

Статья, как нечто среднеобтекаемое обо всем а особенно между и совсем немного около. Мммм. Поспорить - несчем. Как и согласиться. Она даже не про геймдев, а про... не смог сформулировать. Ощущение, что на поиск гифок ушло времени больше, чем на мысли о наполнении статьи смыслом. Потому что srum, ок.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Babaev

так я на мудрости великие и не претендую , материал тащемта с ДТФ, где я его опубликовал по сути как заметку в блоге. Но не соглашусь с намеком, что очевидные вещи не надо проговаривать ибо бояны - надо, у нас большинство очевидных вещей не понимает как раз, зато все модные методологии познают) На гифки ушло 5 минут моих и может 15 редактора)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Зубов

Дико плюсую за Scrum! Думал только у меня негативное отношение к переходу на него

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Noxon

"скрам" (именно в кавычках) это простуда которой просто должна переболеть молодая компания

Ответить
Развернуть ветку
Marat Kiniabulatov

Во всяких книжках, аля Succeeding with Agile (Scrum. Гибкая разработка ПО в русском) - пишут что такие как вы - либо саботажник (и инструкция, кака с такими бороться), либо консерватор (и как с такими бороться) - вплоть до увольнения =)
Так что если не вступили в секту - за вами будет охота!

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Babaev

Спасаюсь как могу)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mitry Romanov

отличная статья. вдовесок: "..от спонтанных «повышений». Присмотритесь к сотруднику, поговорите с ним, поймите, хочет ли он то, к чему в свое время стремились вы " - это называется управление персоналом. Но у нас HR - это офис-менеджер (скорее всего секретарша с бюстом, которая не тянет HR... но об этом и есть в первом пункте -про делегирую ))) )
кадровики - тоже не HR

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Станиславский

Очень бабаевская статья)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Babaev

ну я это почти комплиментом считаю, спасибо тогда наверное)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иванов

Блять, где мой шоколад?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Babaev

"быдыдыдыщь!!!!" - это шутка за 100 разорвалась как бомба у моих ног)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Fomichev

Похоже статья о том, что нет панацеи от всего. Ну, с этим нельзя не согласиться. Но звучит немного кэпово.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Babaev

про кэповость выше ответил

Ответить
Развернуть ветку
Sabu Seidov

Бакинец?)

Ответить
Развернуть ветку
Злой Клоун

Хехе, я тоже так думал. Потом пилил несколько лет тулу для управления проектами. И после этого начал думать еще хуже.
Но, скажу че. Когда начинаешь в чем-то разбираться, то понимаешь, что любая методология не идет из коробки as is. Любая методология призвана помочь тебе решить вопросы, которые не решены у тебя в тиме/компании. Все всегда надо делать под конкретные задачи.
Не надо быть категоричным и увольнять людей, у которых есть позитивный опыт использования той или иной методологии. Надо выслушать и подумать, как можно заимплементить ее у вас и надо ли оно.

Ответить
Развернуть ветку
NubProgrammer

Субъективная заметка, где рассматривается одна сторона медали, о том как несознательные люди субъективно воспринимают информацию из бизнес литературы...хитро

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Babaev

Субъективная конечно, поэтому столько раз это сам упоминаю)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков

Хорошо расписано насчет руководителя-исполнителя. Действительно, это разные типы мышления.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда