{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Единственное, что мешает вообще всем, — это геополитика»

​Сооснователь «Нетологии-групп» Максим Спиридонов взял интервью у основателя «Право.ру» Алексея Пелевина.

Дважды в месяц генеральный директор компании «Нетология-групп» и ведущий подкаста «Рунетология» Максим Спиридонов беседует с российскими предпринимателями в сфере цифровых технологий и интернета. Редакция vc.ru публикует краткое изложение интервью — о том, какие функции юриста умеет заменять искусственный интеллект и в чем российский сектор правовых технологий опережает американский.

О госте — Алексей Пелевин

Родился в Калининграде в 1981 году.

  • После окончания гимназии в Самаре поступил в Самарский политехнический университет.
  • В 2000 году присоединился к «Студии Артемия Лебедева» в качестве дизайнера.
  • В 2002 году организовал дизайн-студию «Парк».
  • В 2008 году участвовал в создании и запуске справочно-правовой системы и информационного сайта «Право.ру».
  • В 2009 году «Право.ру» выиграла тендер на обслуживание сайтов арбитражных судов, а с 2010 года компания автоматизирует арбитражную систему России при помощи сервиса «Электронное правосудие».
  • В 2012–2013 годах были открыты системы для автоматизации юридической деятельности Casebook, Caselook и Case.Pro.
***

Что привело тебя в юриспруденцию?

В 2002 году я вышел из стен «Студии Артемия Лебедева» и основал свою студию, «Парк». Мы были эдакими рокерами от дизайна, делали фестивальные работы. Под конец существования компании я всерьёз увлёкся user experience design — хотя тогда и термина такого не существовало — и сделал несколько интересных проектов, в том числе для Anywayanyday и «Ренессанс Страхования».

Но в 2008 году я понял, что дальше заниматься клиентским бизнесом меня совсем не тянет: деятельность выматывающая, она требует постоянной вовлечённости. Хотелось капитализировать свои навыки.

В то время я и познакомился со своим будущим партнёром (Дмитрием Чиракадзе — vc.ru); он был юристом. Мы решили: отчего бы не разработать конкурента сервиса «Консультант Плюс»? Системой пользовались и пользуются многие. Но нам не понравился ни её интерфейс, ни модель дистрибуции. Мы посчитали, что сумеем сделать лучше. И в том же году открыли компанию «Право.ру».

Смелый шаг — взяться растить конкурента игроку рынка, который твёрдо стоит на ногах.

Мы были молоды и безрассудны. Сейчас этот проект наполовину заморожен. Мы не хотим конкурировать с «Консультантом Плюс», не видим здесь перспективы. И продолжаем развивать в legal tech совсем другие вертикали.

Как начал складываться твой бизнес?

Сперва расскажу о той части, которая называется «Электронное правосудие». В 2010 году мы запустили картотеку арбитражных дел и объединили все арбитражные суды РФ в облачном хранилище. В итоге информация обо всех судебных заседаниях публикуется в онлайне. Каждый день в России проходит примерно двадцать тысяч судебных заседаний, и как только судья принимает решение, оно тут же улетает в нашу систему.

Ежегодно системой пользуется около 12 млн человек, в день у нас с полмиллиона уникальных посетителей. Она бесплатна для всех граждан. За всё время её существования накопилось приблизительно 20 млн дел.

Аналогов у нашего решения нет нигде в мире. А мы изучали обстановку много где, от Китая и Сингапура до Соединённых Штатов. Каждый раз, когда мы показываем, насколько открыта наша судебная система, насколько просто получить доступ к любому судебному акту, все в восторге. В США есть её аналог — PACER, — но он покрывает не все суды страны. Ко всему прочему, у него всё то же самое, только за деньги: стоимость доступа к одной странице документа составляет $0,08.

Я считаю, с того момента, как мы создали картотеку арбитражных дел, и началось активное развитие legal tech в России. Основные функции юристов в крупнейших компаниях стали сильно меняться, и бизнес-процессы тоже.

В какую сторону?

В лучшую. Когда мы запустили картотеку, то начали изучать, как крупнейшие российские компании автоматизируют свою юридическую деятельность. В 2010 году там зиял огромный пробел.

Системы автоматизации — ERP, CRM — на предприятиях в первую очередь внедряются в финансы, в производство, в складскую деятельность, в маркетинг и продажи. А работа юристов считалась обслуживающей, и никто никогда не старался её автоматизировать. У них были лишь «Консультант Плюс» да Word с Excel.

Между тем у «Росгосстраха», «Норильского никеля», «Роснефти» ежегодно рассматриваются десятки тысяч дел. Представь, что всё это хранится в Excel или на сетевых дисках, доступ к которым при желании получит кто угодно.

Мы увидели свободную нишу. И в 2012 году запустили свой первый продукт — Casebook. Он позволяет контролировать большое количество арбитражных дел, проверять контрагентов, получать информацию из таких источников, как ФНС, ФССП, система госзакупок. Решение для комплексной работы с другими компаниями.

Он предназначен для среднего и крупного бизнеса?

Да. Хотя нашей системой пользуются как небольшие компании, у которых генеральный директор может выполнять обязанности юриста, службы безопасности и главного бухгалтера, так и крупнейшие организации страны вроде «Сбербанка» или той же «Роснефти».

В чём польза Casebook для небольших компаний?

У нас есть клиент — дистрибьютор алкогольной продукции. Он отгружает товар с отсрочкой платежа: груз из Москвы доставляется во Владивосток поездом три-четыре недели. Так вот, пока их вагоны ехали, принимающая сторона подавала иск о банкротстве. Знай наш клиент про эту схему чуть раньше, он мог бы принять меры. Как минимум, не лишился бы товара и не встал в очередь должников.

Или, представь, на тебя трудится десять, двадцать, пятьдесят юристов, и тебе нужно сформировать единый судебный календарь, чтобы понять, кто в каком заседании принимает участие. У нас это делается автоматически. Выделяешь дела галочками — и формируется судебный календарь, который автоматически обновляется в реальном времени, а уведомления об этом поступают на телефон.

Вижу, ты сильно прокачался в вопросах юриспруденции и судопроизводства.

Я много лет работал UX-дизайнером и понял, что обеспечить качественный пользовательский опыт можно, только если очень точно понимать предметную область. Большинство UX-дизайнеров, к сожалению, недостаточно глубоко погружаются в проблематику. Красивые кнопочки на Dribbble — это не UX-дизайн, а UI.

У вас есть информационный сайт «Право.ру» и SaaS-платформа Casebook. Какие ещё бизнес-юниты?

Три наших ключевых продукта — это Casebook, Caselook и Case.Pro. Вместе они дают возможность покрыть все потребности крупного юридического департамента или юридической фирмы. Каждый решает свой круг задач.

Для чего нужен Caselook?

Это поисковая машина для «литигаторов» — юристов, которые активно участвуют в судебных процессах. Часто такому специалисту нужно подготовить правовую позицию или проанализировать сложившуюся судебную практику для заседания.

В Caselook реализован поисковый механизм, который позволяет в несколько кликов найти то, что нужно, среди 50 млн документов. Не нашёл судебный акт — подписываешься на обновления: как только он появится, тебе придёт оповещение на электронную почту или внутри системы.

Или получился список из десяти тысяч судебных актов, и читать их все не хочется; тогда наши механизмы искусственного интеллекта проклассифицируют эту огромную выборку и возьмут из неё только знаковые судебные акты, которые помогут быстрее уяснить суть.

Что насчет Case.Pro?

Case.Pro — это case management system. Что-то сродни CRM или ERP, только по юридической части. Работа с юридическими делами очень похожа на классический проджект-менеджмент. Юристы могли бы использовать Jira или нечто подобное. Но эти сервисы не решают их специфических задач.

Мы же внутри Case.Pro свели воедино работу с делом, документом, задачами, событиями, участниками, таймингом, биллингом, инвойсингом.

Недавно мы комплексно автоматизировали компанию «Мегафон», где сейчас работает около 170 юристов. Причём с помощью Case.Pro они сумели достичь такого уровня эффективности, что не только удовлетворяют свои потребности, но и оказывают услуги внешним заказчикам.

Наверняка внедрение решений наподобие ваших в деятельность крупных компания ведёт к ужиманию подразделений, занимающихся юриспруденцией.

Это одно из самых частых возражений, с которыми мы сталкиваемся в продажах. Руководитель юридического департамента разводит руками: «Я пока не готов внедрять вашу систему. Мне пришлось бы сократить очень много людей». Да, мы избавляем от массы рутинных операций, которые до сих пор было принято выполнять вручную. А у нашего государства социальная направленность, не все к такому готовы.

Но есть и примеры обратного. «Почта Банк» (банк с государственным участием — «Рунетология») — один из крупнейших банков России. Однако в нём лишь двадцать юристов. И они выполняют уйму работы. В другом банке таких сотрудников понадобились бы сотни.

По большому счёту, в условиях экономической турбулентности, какую мы наблюдаем уже почти десять лет, видно: чем хуже экономика, тем больше работы у юристов. И либо растущий объём дел будет ложиться на плечи тех же самых юристов, а значит, они будут вынуждены делать больше работы, и резко упадёт её качество, либо рутинные операции удастся доверить системам автоматизации. Тогда получится закрывать большее количество дел.

Но с внедрением автоматизации сокращение штатов неизбежно?

Главные цели клиента, когда он внедряет любую систему автоматизации, — это не сокращение штата, а повышение эффективности, фиксация процессов, повышение их прогнозируемости, введение системы метрик.

В большинстве юридических департаментов даже не представляют, по каким показателям оценивать эффективность своей работы. Бывает так, что юристы не знают, сколько дел находится у них в производстве, на какую сумму, какие из них требуют особого внимания.

Выходит, на фоне неспокойной экономической ситуации юридический рынок чувствует себя неплохо?

Да. Когда в экономике происходят потрясения, объём взаимных претензий и неисполнения обязательств растут. Это работа для юристов.

Какими темпами растет рынок?

До сих пор нет точной оценки российского юридического рынка в целом. В отличие от американского: большинство аналитиков сходятся приблизительно на $315 млрд в год. Но там большинство услуг оказывают юрфирмы, а у нас очень много работы закрывают штатные сотрудники юридических департаментов. Это затрудняет подсчёты. Думаю, около $1 млрд в год набирается.

Что именно вы и ваши конкуренты оцифровываете в отрасли?

Большая часть деятельности юриста — рутина: стандартные формы, типовые заявления и шаблоны документов, повторяющиеся дела, — в общем, конвейер.

Взять хотя бы дела о суброгации (механизм, когда право требовать компенсации за ущерб переходит к тому, кто возместил этот ущерб — vc.ru) между страховыми компаниями. Ими сейчас завалены арбитражные суды — таких дел поступает сотни тысяч в год. А ведь спора там нет, просто нужен судебный акт.

Подобные процедуры великолепно автоматизируются. Собрать данные, сложить всё в одно место, сгенерировать текст документа — и останется только распечатать, положить в конверт и отправить.

Велика ли доля такой рутины в работе юристов?

Около 85%. Оставшиеся 15% — сложная высокоинтеллектуальная деятельность. Это творчество, где юриста не заменить никакими нейросетями и роботами.

Насколько быстро цифровые технологии снимают эти 85% с человеческих плечей?

Расскажу про США. Показатели российского рынка пока недоступны, а американский опережает его на год-два. Сегодня средний показатель проникновения технологий на американском рынке юридических услуг — меньше 25%.

Из исследования консалтинговой организации Deloitte. Опрос проводился среди руководителей компаний и их юридических отделов

Можно ли назвать рынок юридических услуг в США передовым? Ведь американцы лидируют не везде.

Он крайне неоднородный. В чём-то американские компании ушли чуть дальше нас. В чём-то, — например, в автоматизации судебной деятельности, — впереди мы. Занимаясь продажами в Штатах, мы встречаем фирмы, у которых вообще всё на бумаге. Папочки, железные шкафчики — и никакой системы автоматизации.

Каков уровень проникновения технологий в России?

Чуть меньше, в среднем 15%. Зато есть, куда расти. И хороших продуктов на рынке остро не хватает.

Разве титаны ИТ-индустрии не действуют на вашем поле?

Почему мы запустились именно тогда, когда запустились, и почему сумели достучаться до очень крупных компаний? Мы открылись, когда начал скакать доллар. Он резко вырос.

Раньше мы проигрывали компаниям вроде SAP и Oracle. Большой бизнес понимал, что, если требуется автоматизация, надо идти к лидерам. Потом начала работать политика импортозамещения, да и доллар перестал позволять закупать какие-то отраслевые решения. Крупный российский бизнес принялся искать что-то легче, дешевле, интереснее. Мы попали в эту струю. Конечно, наша продукция гораздо дешевле, чем у того же SAP.

Похоже, вы попали в тренд, который ощущают сейчас системы управления проектами, — в «консьюмеризацию софта».

Недавно коллеги, которые работают в одной из компаний «большой четвёрки» (PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young и KPMG, четыре крупнейших в мире аудиторских и консалтинговых компании — vc.ru), признались мне, что стремительно теряют позиции в части консалтинга — и проигрывают как раз облачным сервисам.

Сегодня SaaS-компании в b2b-сегменте предоставляют готовые бизнес-процессы дешевле. Если раньше многие, например, покупали SAP, писали бизнес-процессы, потом их внедряли, то теперь берут готовое облако и пытаются свои бизнес-процессы чуть подстроить под те возможности, которые это облако даёт.

Ты ждёшь какой-то революции в корпоративном SaaS-сегменте? Будут ли тот же SAP массово заменять чем-то менее громоздким, более «юрким» и дешёвым?

Была любопытная история. Какое-то время назад компания Avon отказалась от внедрения SAP. Там был контракт, кажется, более чем на $100 млн. Просто сотрудникам Avon не нравился интерфейс SAP.

Мы видим, как SAP пытается внедрить новый UI Kit. Но всё-таки это уже устаревшие технологии, и места для масштабирования, для реализации каких-то новых возможностей, к сожалению, компания себе не оставила.

В любой b2b-системе интерфейс для меня стоит на первом месте. В CRM- или ERP-системе, где, с одной стороны, будет много ручного ввода, а с другой — менеджерского контроля, людям должно быть удобно и легко работать. Как опубликовать фотографию в Instagram. Как начать пользоваться iPhone.

Как будет развиваться эта облачная инфраструктура? Мы в «Нетологии-групп» внедряем огромное количество решений, в основном SaaS, как правило, лучших в своём направлении. Но возникает проблема с их взаимной интеграцией. Наступит ли счастье — появятся ли красивые, легко стыкующиеся конструкторы?

Решение в общем виде давным-давно известно. Это интеграционная шина, корпоративное хранилище, единый data storage. Я недавно подсчитал: у себя в компании мы используем более двадцати облачных решений для автоматизации своей деятельности. И в месяц за всё это платим 400–500 тысяч рублей.

Это то, что называется «лоскутной» автоматизацией, хотя я считаю её самой правильной. Я никогда не видел универсального «комбайна», с помощью которого можно было бы закрыть все задачи. Ну да, SAP предоставляет такую возможность, но производительность и качество оставляют желать лучшего.

Как чувствует себя ваш зарубежный бизнес и какие надежды на него вы возлагаете?

Года два назад мы задумались, что на российском рынке нам когда-нибудь станет тесно и скучно. Между тем американский legal tech в 2020 году обещает достигнуть объёма в $15 млрд.

Мы принялись исследовать мировой рынок и пытаться понять, есть ли нам там применение. И оказалось, что наш Case.Pro достаточно локализовать, чуть адаптировать — и можно выпускать его на другие рынки (в США эта система управления кейсами, «CRM для юристов», продаётся под брендом Case.one — «Рунетология»).

Мы открыли американский офис 1 января 2017 года, и в конце августа в нем работали 16 человек. Занимаются они исключительно продажами. Российские продажи сильно отличаются от американских, как и российский маркетинг от американского. Но мы уже чувствуем себя там неплохо. Уверенно идут продажи, к нам подключаются клиенты. Мы перешли на стадию масштабирования.

На чем ты фокусируешься в России или за границей?

Прежде всего, на наших продуктах. Не важно, где их продавать. Главная головная боль, с которой мы сейчас столкнулись, — это customer success, или «как сделать наших пользователей счастливыми».

В наших решениях мало привлечь пользователя, побудить его зарегистрироваться в системе, получить от него деньги. Нет, нужно потом очень долго его сопровождать и постоянно вовлекать. Здесь механики одинаковы — что в России, что в США. Зато с открытием американского офиса мы начали массу интересных практик оттуда переносить в наши реалии.

Зайду с другой стороны: какие у тебя приоритеты как у управленца?

Главная цель — построить компанию мирового уровня, лидера на рынке правовых технологий. Чем мы и занимаемся.

Мирового лидера?

У нас есть на это все шансы. Как только мы пробьём первую тысячу клиентов в Соединённых Штатах, то откроем офис в Великобритании. Оттуда уже будем дотягиваться до азиатских стран.

Осенью у нас запускаются большие обновления в системе. Такого никто прежде не делал. В частности, появится возможность голосового ввода в case management. Ты просто будешь говорить: «Alexa, добавь два часа такому-то клиенту», — и Alexa будет сама добавлять.

Что способно помешать вашему плану? Нехватка денег, людей, экспертных знаний?

Единственное, что сейчас мешает вообще всем, а россиянам больше всего, — это геополитика. Если бы мы находились в той же ситуации до 2008 года, мы бы давным-давно убежали вперёд.

Отношение к русским в Америке не то что прохладное, но, похоже, сейчас никто не заинтересован в установлении доброжелательных отношений. «Русские хакеры» — устойчивое клише. На любой встрече с новым клиентом, когда все узнают, что я русский, меня сразу спрашивают: «А безопасно ли оставлять рядом с тобой телефон, ты не хакер?»

Под конец — чуть-чуть футуристики. Как будет меняться твоя индустрия в ближайшие годы?

Уже сейчас, с нашими продуктами в их нынешнем виде, мы умеем предсказывать исход судебного дела с точностью 82%. Осенью мы покажем, как прогнозируем вероятность банкротства предприятия. У таких компаний, как Kira Plastinina или «Белый Ветер Цифровой», мы предвидели возникновение проблем месяцев за восемь.

Профессия юриста не исчезнет. Конечно, роботы возьмут на себя все рутинные операции. А юристы начнут переквалификацию. Достаточно посмотреть, насколько быстро нарастает ажиотаж вокруг блокчейна. И чтобы обслуживать все эти ICO, понадобятся все существующие интеллектуальные ресурсы.

Но даже сегодня, по моим наблюдениям, руководитель юридического департамента, да и вообще серьёзный юрист не сумеет высоко подняться по карьерной лестнице, без строчки в резюме вида «Я автоматизировал юридическую функцию», «Я повысил эффективность юридического департамента с помощью внедрения тех или иных систем».

Это интервью — сжатое изложение 312-го выпуска аналитической программы «Рунетология». Полная версия — на Soundcloud.

0
5 комментариев
Dmitry Zhakota

Однофамилец интервьюируемого дал определение геополитике. Больше не надо про это.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Kuzmin

Любой недуг можно (и нужно) превращать в инструмент продвижения бизнеса. Прятать от американцев русское происхождение неэффективно - проверено на личном опыте. Боятся русских - отлично! Боязнь - одна из форм уважения, наследованная человеком из дикой природы. На вопросы о русских хакерах я всегда отвечаю: "конечно! хороший хакер не может быть плохим программистом, именно поэтому у моей компании лучшие м2м разработки в обсуждаемой нами области бизнеса")

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Serge Arsentiev

В 2002 году организовал дизайн-студию «Парк».

< Наиболее интересно то, о чем в статье не написано >

В 2008 году участвовал в создании и запуске справочно-правовой системы и информационного сайта «Право.ру».

В 2009 году «Право.ру» выиграла тендер

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Клинуев

Геополитику давно заменила геоэкономика.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Trifonov

Отличное интервью!
Думается, что подобное раскрытие информации и публичные взгляды от лидера рынка очень развивают всю палитру #LegalTech в России.
Категорически согласен с тезисом Алексея Пелевина -
"Профессия юриста не исчезнет. Конечно, роботы возьмут на себя все рутинные операции. А юристы начнут переквалификацию".

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда