Ошибочно полагать, что объединение игроков
нужно только инвесторам. Представим несколько стартапов: три из них – игроки в
области mPOS-эквайринга в разных странах Азии, еще
одна компания в области big
data и онлайн-скоринга из другой страны, p2b\SME-кредитная
площадка из одной из этих стран, и электронный кошелек в еще одной.
Первые три,
предположим, умеют быстро и дешево привлекать клиентов, но у них очень
низкомаржинальный продукт, что влияет на то, что им дорого выйти в новую
страну и они предпочитают расти «вглубь» текущего рынка. Big data стартап умеет быстро анализировать и прогнозировать рынки по
любым клиентам, но у него постоянная нехватка источников данных (которых очень
много у mPOS-стартапов, но они их никак не
монетизируют) и они сами не кредитуют.
Кредитная площадка обладает
высокомаржинальными продуктами, но стоимость привлечения клиентов также
постоянно растет, а как снизить риски (без данных о предыдущем поведении
клиента), они не понимают, и мало у кого есть ресурсы наращивать команду по
риск-менеджменту (скорее, они сфокусированы на выдачах).
Кошельки же способны
показывать, что они умеют достаточно быстро привлекать крупные клиентские базы,
но и также быстро их терять, так как теряются в узком сегменте между
офлайн-платежами и появляющимися новыми полноценными онлайн-банками.
Объединение же компаний дало синергетический эффект: например, mPOS-игроков можно использовать как каналы
дешевого и быстрого привлечения МСБ-клиентов, а также накапливания качественных
данных об их поведении, компания в сфере больших данных перестанет терять время на
эксперименты с новыми источниками данных от случая к случаю, а сфокусируется на
конкретных рынках и имеющихся клиентах, кредитная площадка в итоге сможет
выдавать кредиты уже привлеченным (более дешевым, чем ранее) клиентам, да еще и
с пониженными рисками.
Электронный же кошелек сможет как выйти в новую для себя
нишу – кошелек для малого бизнеса (на основе личных кабинетов клиентов mPOS-стартапов), так и выйти с
предложением установить этот кошелек тем клиентам (розница), которые
прошли через mPOS-терминалы
(сейчас mPOS-игроки вообще не анализируют эту
клиентскую аудиторию), а также, обменявшись API с ними для терминалов, дать возможность платить без карты вообще
(card-not-present
payments).
«Мое личное отношение к отзыву лицензии Пробизнесбанка… под благовидным предлогом очистки банковского сектора от сомнительных операций происходит, по факту, банальный передел рынка, — пишет Солодкий. — Каждый может думать, что это его не касается, пока не постучат в дверь».
Пробизнесбанк, где Слава сидел в правлении, согласно уголовному делу СКР остался должен вкладчикам банка 86 млрд рублей. Менеджеры банка выводили активы, которыми кредитовались проекты акционеров банка.
Сегодня Слава модный богатый финтех стартапер в Сингапуре. Женится на моделях и вот это всё.
Всем блокчейн!
Очередной набор букв от нашего Остапа Бендера, видимо деньги группы life (Пробизнесбанк) заканчиваются.
Довольно большая статья, вся суть которой уместилась в заголовке.
Столько буков об очевидном, которое происходит уже не одно десятилетие....