На что обратить внимание при выборе сервиса онлайн-опросов

Онлайн-опросы уже давно вошли как в профессиональную практику, так и в жизнь простых обывателей. Каждый из таких сервисов предлагает свой набор функциональных возможностей и тарификацию. На что же стоит обратить внимание при выборе сервиса опросов? Выделим главные пункты.

На что обратить внимание при выборе сервиса онлайн-опросов

Нахождение сервера и правовая основа

Если ваш опрос выходит за рамки опроса друзей на тему «куда поедем на шашлыки?», стоит уточнить, где располагаются серверы компании и выполняет ли она требования законодательства относительно обработки персональных данных, как пользователей—создателей опросов, так и респондентов — то есть тех, кто будет отвечать на ваши опросы.

Первый пункт резко ограничивает список сервисов, которые стоит рассматривать для создания онлайн-опросов. Сразу отпадают такие гиганты как Surveymonkey и Google Forms с серверами в США, а также довольно популярные в СНГ Simpoll с сервером в Эстонии и Survio — в Чехии. Серверы на родных нам просторах имеют Testograf, Oprosso и Webanketa.

Бурно обсуждаемый в сети ФЗ-152 «О персональных данных» обязывает подобные сервисы заботиться не только о персональных данных своих пользователей, но и персональных данных респондентов, полученных в ходе опросов.

Собирая персональные данные респондентов, создателям опросов нужно помнить, что и их касается ФЗ-152.

Если вас заботит безопасность информации, полученной от респондентов, убедитесь в том, что сервис отвечает требованиям законодательства в этом вопросе:

  • Проверьте, зарегистрирован ли сервис Роскомнадзором как оператор персональных данных.
  • Обратите внимание на политику обработки персональных данных сервиса (политику конфиденциальности): что в ней говорится о персональных данных респондентов (и говорится ли вообще?).

По состоянию на август 2017 года единственным официально зарегистрированным оператором персональных данных является сервис Testograf.

Право собственности на данные

За кем документально закреплено право собственности на созданные вами опросы и их результаты? Опять же, если результаты исследования важны для вас, стоит позаботиться о том, чтобы они не попали в руки, например, вашим конкурентам.

Как защитить результаты ваших опросов, вашу интеллектуальную собственность? В пользовательском соглашении сервиса должно быть указано, кому передается право собственности на данные (опросы и результаты опросов). Однако пользовательские соглашения обычно пишутся для того, чтобы защитить права сервисов, а не пользователей, поэтому разумнее подписать договор, в котором черным по белому будет указано, что право на данные принадлежит пользователю.

Заключение договора для пользователей платных версий предлагают Oprosso и Testograf, Webanketa договор не предоставляет.

Ограничения бесплатной или базовой версии:

Какие возможности предлагает сервис создателям опросов на минимальном тарифе.

Увы, возможности бесплатной версии часто является решающим фактором при выборе сервиса онлайн опросов. «Увы» — потому что пользователь уже постфактум начинает заботиться о праве на результаты и вообще легитимностью деятельности сервиса, а также потому что в подавляющем большинстве случаев бесплатной версии не хватает для проведения более-менее серьезных исследований.

  • Testograf предлагает неограниченное количество опросов, вопросов и ответов.
  • Webanketa тоже не ограничивает количество опросов и вопросов в них, но позволяет собрать максимум 200 ответов на опрос.
  • Oprosso дает возможность создать один опрос и получить на него 100 ответов.

Преимущества платных версий

За что стоит платить.

Обычно сервисы предлагаю расширенные функциональные возможности, которые интересны, но, по сути, не обязательны или как минимум обязательны не в каждом вашем опросе.

Настройка дизайна и отсутствие сторонней рекламы действительно способны придать вашим опросам серьезности. А поддержка пользователей поможет сэкономить время при знакомстве с сервисом.

Также упомянутая выше бюрократия в виде договора и закрывающие документы предоставляются только при приобретении платных версий. Все остальные «фишки» — маркетинг и не более.

11