«Тогда я решил открыть свое "Сколково" на Дальнем Востоке»

История хабаровского предпринимателя, который развивает сообщество ИТ-предпринимателей «Стартлаб».

Виталий Язвенко
Виталий Язвенко

Виталий Язвенко заинтересовался бизнесом еще в школе — отец-предприниматель много рассказывал о бизнесе, учил и давал советы. Первым проектом Язвенко стал бар, но реализовать идею школьник не смог.

Также ему нравилась информатика, и после школы он решил поступить в Томский университет систем управления и радиоэлектроники, выбрав специальность, связанную с защитой информации.

Вместе с друзьями Язвенко открыл веб-студию и стал принимать заказы на разработку сайтов. Параллельно предприниматель пытался открывать другие компании — в 2005 году стал представителем на Дальнем Востоке информационной системы ЕГАИС, которая регулирует лесозаготовки. По словам Язвенко, это приносило ему в «три-четыре раза больше» средней зарплаты в регионе.

Однако основным источником дохода была именно разработка. Язвенко понял, что масштабирование студии на перегретом рынке потребует больших ресурсов, и нужно создавать бизнес в другой сфере.

В 2011 году он пытался открыть дальневосточное представительство онлайн-бухгалтерии «Моё Дело» и запустить консалтинговое агентство по юридическим услугам. «Но это не пошло — не хватило опыта», — рассказывает Язвенко.

В том же году предприниматель решил купить франшизу образовательного сервиса «Дневник.ру», но компания отказалась от сделки. Тогда он изменил направление и предложил правительству Амурской области бесплатно разработать информационную систему для электронной очереди в детские сады. «На тот момент в России такого еще не было: движение по "оцифровке" госуслуг только начиналось. Мы сами спроектировали и запустили информационную систему и развернули ее на всю область», — поясняет Язвенко.

Спустя несколько лет договориться с «Дневник.ру» все же удалось. Однако со временем сервис начал закрывать представительства, и перед предпринимателем поставили задачу зарабатывать самому за счет доходов от рекламы.

В 2015 году мы стали работать как представительство в Сибири и на Дальнем Востоке и создали отдел продаж, который начал продавать из Хабаровска на всю Россию.

Для нас это был первый опыт создания с нуля отдела продаж, и мы справились. Продажи каждый год растут: содержать отдел продаж в Хабаровске выгоднее, чем в Москве. Получилась хорошая рабочая бизнес-модель, которая отлично функционирует и развивается сейчас. Мы сейчас помогаем запускать и другие продажи.

Виталий Язвенко

За несколько лет оборот представительства «Дневник.ру» вырос до 10 млн рублей. Проект по регистрации очередей в детские сады Язвенко продал в 2015 году — сумму сделки и имя покупателя предприниматель не раскрывает, но отмечает, что средств было достаточно, чтобы запускать новые стартапы.

Опыт «Сколково»

Вокруг предпринимателя образовалась команда единомышленников, которая помогала ему воплощать проекты. Часть этих людей появилась еще во времена студии, часть — присоединилась позже.

Когда у Язвенко появились финансы, он стал вместе с командой участвовать в московских конференциях. В «Открытом университете "Сколково"» он познакомился с Анастасией Артеменко, которая занимается инноватикой. Чуть позже встретил маркетолога и специалиста по PR Георгия Шеразадишвили. «Благодаря этой команде проект получил второе дыхание и начал активно развиваться», — рассказывает Язвенко

Общаясь с инвесторами, бизнес-ангелами, менторами и людьми из ИТ-сообщества, мы обнаружили, что наш опыт ничуть не хуже. И мы можем также помогать начинающим предпринимателям на Дальнем Востоке. Тогда я решил открыть свое «Сколково»

В 2015 году Язвенко решил сделать пробную программу — для этого он заключил соглашение с Дальневосточным университетом путей сообщения и открыл первый бизнес-инкубатор для студентов. Однако предприниматель быстро обнаружил проблему — после окончания учебы студенты бросали проекты и уходили на наемную работу или в армию.

Тогда Язвенко «отколося» от института и в 2016 году вместе с Шеразадишвили и Артеменко открыл свой собственный частный инновационный центр — «Стартлаб».

Предприниматель провел закрытую тестовую программу акселерации для пяти проектов. Из них спустя год три вышли на самостоятельную работу. «Оборот пока небольшой. Мы не Москва и не Санкт-Петербург: годовой оборот у компаний не более 10 млн рублей. Это был закрытый тест: мы только срабатывались и вели работу с проектами немного несистемно».

Чтобы принять участие в программе, стартап подает заявку. Язвенко и его команда проводят аудит и изучают бизнес-модель проекта. В том случае, если у компании есть шанс вырасти в несколько раз, они выкупают долю в бизнесе — от 5% до 30% по договоренности с собственником. Собственный фонд «Стартлаба» составляет 10 млн рублей.

В том случае, если владелец против сделки, ему предлагают оплатить участие в акселерационной программе. Это стоит от 150 тысяч рублей до 500 тысяч рублей в зависимости от условий.

За 500 тысяч рублей проект получает штат экспертов и менторов. Это работа ради конкретного результата, который обговаривается на старте. Мы подключаем партнёров, коучей, тренеров и так далее, а если результат не достигнут — возвращаем деньги.

Наш ментор погружается в бизнес, на время становится практически директором компании и стратегом. Перед ним могут стоять разные бизнес-задачи: вывод франшизы, запуск ICO, запуск отдела продаж и так далее.

Виталий Язвенко

В основном Язвенко ориентируется на начинающие команды, которые разработали продукт, сделали первые продажи, но не знают, как развиваться дальше. После того, как компания попадает в акселератор, партнеры и менторы вместе с предпринимателем составляют дорожную карту — план действий с контрольными точками.

Задача предпринимателя — придерживаться плана и развивать компанию: увеличивать прибыль, количество клиентов, пробовать техники роста. В том случае, если у него возникают проблемы, он может обратиться за советом к менторам или экспертам. Если у них есть связи, они знакомят предпринимателя с нужными людьми.

Например, если это сельскохозяйственный стартап, то мы обращаемся в Фонд сельского хозяйства, чтобы он помог предпринимателю либо субсидией, либо экспертизой.

Также у нас внутри инкубатора есть проект по туризму. В определённый момент мы поняли, что он может стать резидентом «Территории опережающего развития» на Дальнем Востоке. Тогда мы начали прорабатывать этот вариант — если он войдет в ТОР, то получит освобождение от налогов.

Виталий Язвенко

Во время программы акселерации менторы рассказывают о нюансах маркетинга, помогают выбрать рынок, стратегию развития. В зависимости от проекта программа длится от трех месяцев до года. Раз в месяц происходят отчетные встречи, где предприниматель рассказывает о прогрессе.

Менторов Язвенко ищет среди своих знакомых. Как правило, они участвуют безвозмездно. Единственное исклюение — коучи и бизнес-тренеры: их нанимают в том случае, если проекту требуется уникальная экспертиза.

По словам Язвенко, он готовит компании для встречи с более крупными инвесторами и фондами. На начальном этапе стартапы не готовы встретиться с ними, поскольку за пределами Москвы и Санкт-Петербурга немногие готовы вкладываться в голую идею.

«Наша задача — «упаковать» проект, чтобы экономика была понятна, цифры сходились, стратегия на год проработана. Тогда инвестор может принять решение — готов ли он вложиться в бизнес или нет», — рассказывает Язвенко.

Резиденты

В отличие от ФРИИ, «Стартлаб» принимает не только технологические компании. Сейчас программу акселерации проходит семь проектов. Сервис «Моя копилка» позволяет школьникам копить баллы за четверки и пятерки. Они могут обменять их на скидки в магазинах-партнерах: например, сходить в кафе или купить билет в кино.

C qRush бренд или организация может создавать собственные городские квесты в дополненной реальности. По словам Язвенко, в результате получается игра на стыке Pokemon Go и «Дозор». С помощью платформы «Сбербанк» проводил во Владивостоке мероприятие для блогеров «Сберкэмп».

«У нас есть партнер, который хочет с помощью qRush сделать систему мотивации для сотрудников. Выполняя KPI и накапливая внутриигровые очки, они могут обменять их на бонусы — например, дополнительные дни отпуска», — рассказывает Язвенко.

Кроме того — компании «Рст-Тур» (инвестиции в туристическую недвижимость), хабаровский кэмпинг-парк, свадебный сайт Wedhub, франшиза сервиса для оплаты лайками Funpay на Дальнем Востоке, а также проект завода по производству дальневосточного чая.

Для резидентов «Стартлаба» и членов хабаровского стартап-сообщества работает бесплатный коворкинг — офис с открытой планировкой площадью 150 м². Он появился еще в 2015 году во время проведения студенческого инкубатора, когда начинающие предприниматели просили Язвенко помочь им найти место для работы.

В распоряжении резидентов — высокоскоростной интернет, чай, кофе, сладости. «Так удобнее работать: они рядом, и можно быстро все обсудить», — рассказывает Язвенко.

Сейчас предприниматель переезжает из одного офиса в другой — арендодатель изменил условия аренды, — но Язвенко планирует построить свое собственное помещение: «Земля в центре города у нас есть, ищем инвестиции. Или может удастся договориться с нашей администрацией, получить помещение — тогда сможем работать с некоторыми проектами и бесплатно».

По словам основателя «Стартлаба», для него важно поддерживать и развивать местное сообщество ИТ-предпринимателей: экономика Дальнего Востока ориентирована на добычу ресурсов, и многие инновационные предприниматели уезжают либо в казанский ИТ-парк, либо во ФРИИ, либо в «Сколково», либо на запад. «Это связано с тем, что здесь нет подобных институтов поддержки, которые могли бы помогать начинающим предпринимателям», — рассуждает Язвенко.

Хабаровская ИТ-сфера делится на два сообщества. Первое — компании-разработчики. Они создают сайты и приложения. Чаще всего это бэк-офисы столичных или иностранных компаний. Второе сообщество — это ИТ-предприниматели.

Например, Hotlead и Eczo.bike. Первая компания разрабатывает систему оптимизации продаж, которая включает CRM, облачную АТС, рекламную аналитику. Это международный сервис.

Eczo.bike разрабатывает устройство, которое устанавливается на велосипед и превращает его в электроскутер. Офис компании находится в Хабаровске, а производство — в Москве. В 2017 году основатели вышли на рынок Европы, а также планируют выход на рынок США.

«Тогда я решил открыть свое "Сколково" на Дальнем Востоке»

Язвенко также хочет вырасти до международных масштабов. «Мы живем недалеко от Китая, Кореи и Японии, ищем выход на эти рынки — мыслим глобально, одного Хабаровска нам уже мало», — рассказывает он.

Сейчас Язвенко готовится запустить обновленную акселерационную программу. Он планирует сократить ее до трех месяцев и пригласить участников со всех дальневосточных регионов: она будет проводиться с учетом «дальневосточного характера»: «Уделим внимание Территориям опережающего развития, взаимодействию с местными фондами, вузами, сообществами. Это локальная история».

В 2017 году на «СтартЛаб» обратили внимание представители Google и Агентства стратегических инициатив. Они предложили Язвенко принять участие в совместном проекте «Вдали от столиц». Его цель — привлечь внимание к людям за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, которые воплощают свои идеи в бизнесе, культуре, социальной или научной сфере.

По итогам голосования жюри, Язвенко попал в финал. Проекты оценивали музыкант Илья Лагутенко, режиссёр и продюсер Егор Кончаловский, техноблогер Валентин Петухов — Wylsacom, генеральный директор АСИ Светлана Чупшева, руководитель компании «Додо Пицца» Федор Овчинников и заместитель генерального продюсера НТВ Вадим Такменев.

Победитель в номинации «Современные технологии» станет известен в начале ноября. Предприниматель надеется, что благодаря участию в проекте о его инновационном центре узнают на федеральном уровне — с одной стороны, это позволит привлечь экспертов из Москвы и Санкт-Петербурга, которые помогут начинающим проектам. С другой — побудит молодых людей заниматься инновационным предпринимательством.

По словам Язвенко, на Дальнем Востоке остается много незанятых ниш: «Здесь не хватает компаний, которые создавали бы проекты в сфере "Умного дома" и интернета вещей. Нет хороших центров прототипирования, куда можно прийти со своей идеей и попросить сделать что-то. Пока что приходится обращаться в Китай».

99
9 комментариев

ДНС (с их корпоративной системе на .net) и Farpost (с их системой медийных порталов) - это все адекватное IT, что тут есть. Все остальное - мелочевка.

Единственная верная стратегия - это делать хабы локализации, поддержки, тестирования Московских компаний под выход в Азию. Иначе все мертво.

1
Ответить

Что мертво умереть не может

6
Ответить

Вот как-раз такие хабы мы сейчас прорабатываем тут у нас на ДВ
И кстати ДНС сейчас активно помогает и молодым проектам выходит на рынок.

1
Ответить

Виталий, все круто, но вот обратил внимание на 2 момента:

Цитирую: "За 500 тысяч рублей проект получает штат экспертов и менторов. Перед ним могут стоять разные бизнес-задачи: вывод франшизы, запуск ICO, запуск отдела продаж и так далее".

То есть, по сути, те, кто хочет провести ICO могут не тратиться на дорогих спецов и сделать это у вас? Вы оценивали вообще это как отдельную услугу? У вас это стоит 500 тыс рублей, плюс в эту сумму входят еще и разные задачи. Если можете делать запуск - предлагайте отдельной услугой.

Цитирую: "Язвенко планирует построить свое собственное помещение".

Очень не советовал бы. Такие проекты не привязываются к недвижимости, чтобы нормально работать. Только денег потратите зря, это не девелоперский проект.

Удачи!

1
Ответить

Редактор написал за 500, корректнее конечно сказать от 500... так как работы просчитываются в зависимости от цели и задачи, подключаются подрядчики, эксперты, мы как хаб (в ХАБаровске :) помогаем запуститься проекту, все согласовывается с командой проекта в зависимости от их готовности и возможностей. Пока сами запуск ICO не делаем, обращаемся к партнерам и экспертам, наша задача, если сравнивать, больше выглядит на большую стройку, мы как проектная организация, делаем проект и план (трек), а десятки подрядчиков и субподрядчиков выполняют работы, кто-то щебень подвозит, кто-то строит стены, кто-то делает электричество, а кто-то занимается отделкой и внешним видом помещений.

Про помещение :) стянули с языка... Я полностью с Вами согласен, у нас раньше был коворкинг (опен спейс) но мы его закрыли как-раз по той причине, что он не очень то и нужен был командам, как Вы и сказали "Такие проекты не привязываются к недвижимости"

Ответить

супер....!!!!!Дерзайте.......

Ответить

Я бы удивился если бы школьник открыл бар) И он бы у него "пошел"))) Потом консалтинг у вас не пошел, и потом вы открыли Старлаб. И вот коротко: В старлаб приходит стартап. Старлаб смотрит куда его можно впихнуть в гос программы или гранты. Если такое возможно, вы приглашаете их в свой инкубатор за долю, красиво кго упаковываете, и продаете в программы и гранты. Для тех, кто вам не подходит для красивой обертки для перепродажи, вы предлагаете платное участие. Где по сути, образовательную программу ведут не реальные менторы с успешными "кейсами" а просто друзья, опыт и экспертизу которых я ставлю под большое сомнение. А почему ставлю?, - да потому-что и ваш опыт мне кажется весьма сомнительным. Вы сами написали о своих многих неудачах и просто одной успешной продаже проекта. Потом скинуть по миллиону и открыли "а-ля инкубатор". Но в итоге вы даже близко не инкубатор. Вы все тоже консалтинговое агентство, но обернутое в "этикетку" инкубатора. Так что можно с уверенностью сказать, что как раз консалтинг у вас в итоге хорошо "зашёл" а вот с инкубатором у вас мало общего.

Ответить