Исследование стратегий российских компаний по выходу на зарубежные рынки

Руководитель маркетингового агентства RMAA Open Asia Вадим Тылик подготовил краткий обзор и инфографику об исследовании стратегий российских компаний на глобальных рынках.

Работа над исследованием велась с июля 2017 года и завершилась к концу октября того же года.

Как предприниматели из России делают глобальный бизнес

Мы создали единственное в своем роде исследование о российских компаниях, преуспевающих на иностранных рынках. Наше исследование — это не сухие цифры, а инсайты от первых лиц бизнеса.

Благодаря исследованию мне и команде RMAA Open Asia выпала возможность пообщаться с людьми, которые стояли за успехами российских компаний, добившихся международного признания. Крайне полезно изучить образ мышления людей, которые двигали свой бизнес в новые страны, окунуться в их кухню, исследовать их опыт и после этого сравнить его со своим собственным и с опытом своих клиентов.

Ранее я публиковал на vc.ru «Краткое руководство для стартапов по выходу на рынок Азии», а также свой личный опыт продвижения нашего агентства на международной арене, тогда материалы касались рекламных и маркетинговых инструментов на рынках Китая, Южной Кореи и Японии.

Спустя некоторое время я понял, что этого недостаточно, не всем компаниям вообще нужна реклама и маркетинг для выхода на новые рынки. Мы начали более глубоко уходить в тему технологий выхода на зарубежные рынки. Так летом 2017 года мы загорелись идеей — создать исследование историй успеха российских компаний на зарубежных рынках и представить его результаты рынку.

Немного об исследовании:

1. Мы провели интервью с 22 представителями разных российских компаний, успешно работающих на зарубежных рынках

Мы искали компании, находящиеся в России и ведущие глобальный бизнес — предприниматели из других стран СНГ не были включены в выборку, чтобы проект получился более сфокусированным. Также мы не брали во внимание успешные бизнес-проекты, созданные русскими предпринимателями, которые при этом постоянно проживают за пределами России.

Кроме того нам было важно, чтобы у компании-участника исследования был международный бизнес вне русскоязычного сегмента СНГ.

2. В исследование вошли компании из самых разных отраслей

Мы не раз убеждались, что лучшие решения в бизнесе предприниматели перенимают из смежных отраслей. Поэтому мы надеемся, что опыт разных компаний даст вам как можно больше новых идей и точек зрения на ведение глобального бизнеса.

3. Основной фокус исследования — стратегии продаж и бизнес-девелопмента

Перед нами стояла задача изучить стратегии продаж, маркетинговую и кадровую политику, бизнес-девелопмент и многое другое. С другой стороны, мы практически не касались вопросов логистики, сертификации и других технических сторон ведения глобального бизнеса. Это наша осознанная политика. Мы считаем, что если бизнес понимает технологии продаж и продвижения, то технические стороны бизнеса не будут пугать предпринимателей.

4. Мы преимущественно рассматривали компании в сфере «креативной экономики»

Компании из нефтегазового сектора, составляющую львиную долю российского экспорта, нас не интересовали.

5. Наличие офиса за границей не являлось для нас критерием

Ряд компаний в нашем исследовании производят и продают свою продукцию на международных рынках, находясь в России и не имея представительства за рубежом.

Скачать полное исследование можно здесь.

Обзор сводных данных по компаниям-участникам исследования

Как было написано выше, исследование базируется на интервью с 22 российскими компаниями. У нас были как общие вопросы, которые задавались абсолютно всем участникам исследования, так и частные, индивидуальные вопросы. Часть полученных общих выводов оформлена в виде инфографики, с которой вы можете ознакомиться ниже. Но, безусловно, чтобы получить максимальную пользу от исследования, мы советуем вам прочесть каждое интервью, представленное в исследовании.

Сферы деятельности компаний-участников исследования
Сферы деятельности компаний-участников исследования
Каждой компании мы присвоили свою категорию
Каждой компании мы присвоили свою категорию
Сколько потребовалось времени для выхода на зарубежные рынки?
Сколько потребовалось времени для выхода на зарубежные рынки?
Размеры компаний участников исследования
Размеры компаний участников исследования
Необходимо ли бизнесу иметь офисы и представительства за рубежом для успешного функционирования?
Необходимо ли бизнесу иметь офисы и представительства за рубежом для успешного функционирования?
82% компаний участников исследования привлекают маркетинговые агентства для продвижения на новых международных рынках
82% компаний участников исследования привлекают маркетинговые агентства для продвижения на новых международных рынках
Использование социальных сетей в качестве инструмента продвижения на международных рынках
Использование социальных сетей в качестве инструмента продвижения на международных рынках
Исследование стратегий российских компаний по выходу на зарубежные рынки
Куда продают участники исследования
Куда продают участники исследования
Исследование стратегий российских компаний по выходу на зарубежные рынки
Более половины участников исследования признают важность коммуникаций с клиентами на их родном языке
Более половины участников исследования признают важность коммуникаций с клиентами на их родном языке
Сложно ли компаниям из России делать международный бизнес?
Сложно ли компаниям из России делать международный бизнес?
Половина компаний-участников исследования признают, что им приходится адаптировать свои продукты для каждого рынка отдельно
Половина компаний-участников исследования признают, что им приходится адаптировать свои продукты для каждого рынка отдельно

Экспорт России в январе-июле 2017 года по данным Федеральной таможенной службы РФ и Российского экспортного центра

Экспорт РФ в цифрах
Экспорт РФ в цифрах
Что экспортирует Россия помимо газа и нефти на мировых рынках
Что экспортирует Россия помимо газа и нефти на мировых рынках
Исследование стратегий российских компаний по выходу на зарубежные рынки
Исследование стратегий российских компаний по выходу на зарубежные рынки
Исследование стратегий российских компаний по выходу на зарубежные рынки
Куда экспортируют компании из РФ
Куда экспортируют компании из РФ
Исследование стратегий российских компаний по выходу на зарубежные рынки
5555
22 комментария

Необычное и очень полезное исследование! я очень впечатлен.

24
Ответить

Билл, благодарю за отзыв! Работали много!

4
Ответить

Очень интересное исследование! На следующей неделе, на конференции по локализации LocKit в Москве на панельной дискуссии как раз затронем похожую тему. Правда, в разрезе адаптации продуктов для других рынков и предоставления продуктов и услуг на разных языках.

20
Ответить

Павел, приятно слышать! Может что добавите в свою презентацию из нашего исследования :) Успехов с выступлением.

1
Ответить

Действительно очень интересное и содержательное исследование. Для людей, занимающихся собственным делом, особенно полезно. Рекомендую!

3
Ответить

Какие выводы можно привести из данного исследования?

2
Ответить

Игорь, часть выводов оформлено выше в инфографике. Качайте само исследование, в конце есть и выводы и прогнозы. А в целом каждый вывод делает свой, под свою бизнес ситуацию!

2
Ответить