Шесть критериев оценки ICO: шкала для выбора «реактивных» монет

Эта статья является оригинальным переводом статьи с форума ICOGO.BIZ, специально для vc.ru.

Шесть критериев оценки ICO: шкала для выбора «реактивных» монет

Введение

Довольно очевидно, что инвестирование в ICO сопряжено с высокими рисками, ведь первичное предложение монет проводят преимущественно финтех-стартапы, чей бизнес находится лишь на стадии перспективной идеи, обещаний и токен-маркетинга.

Стартапы на стадии идеи не нуждаются в высоких инвестициях, которые они сейчас привлекают, и вот несколько на то причин:

  1. Когда рыночная капитализация компании, изначально была завышена, то продолжительно поддерживать ликвидность (способность актива быть быстро проданным), не имея ничего кроме команды и White Paper, практически невыполнимая задача.
  2. У команды теряется стимул выкладываться на максимум. Ведь они уже получили всю сумму которая значительно превышает необходимую для разработки. Причем через инструмент который ни каким образом не регулируется.
  3. Разумное управление большим капиталом — задача не из простых, особенно для тех, кто ранее им не владел.

Начинающие инвесторы с непоколебимой верой, продолжают покупать токены подобных компаний, в следствии чего теряют собственные средства, обогащая более опытных трейдеров.

Пожалуйста, не путайте понятие трейдер и инвестор, это очень разные методы получения прибыли на рынке, следует заметить что настоящая статья рассчитана именно для инвесторов.

Ведь трейдеру без разницы, как токен поведет себя в долгосрочной перспективе. Участвуя в ICO он покупает токены с большой скидкой, и продает его в небольшой плюс, сразу же с выходом токена на рынок. Именно это объясняет существование таких скидок/бонусов, и прочих спекулятивных схем. И то, что цена после ICO резко падает до уровня ниже ICO.

Я рассматриваю покупку токена как инвестицию, то есть осуществляю долгосрочное вложение. Для чего из огромной массы, выбираю лучшие предложения.

Поэтому почти всегда «отсекаю» ICO которе не имеют какого-либо продукта кроме White Paper, ведь такие проекты особенно восприимчивы к «скаму» (кидалово) и «пампу» (краткосрочный, интенсивный, искусственный рост цены за которым следует еще более интенсивное падение — «дамп»).

Такая система отбора инвестиционного портфеля безусловно экономит мне время, и фокусирует внимание на наиболее перспективных и живых активах.

Для их поиска и оценки, я предлагаю использовать ниже представленную шкалу:

80-100 — Высокий потенциал.

61-79 — Потенциал выше среднего.

40-60 — Потенциал ниже Среднего.

0-39 — Низкий потенциал.

Критерии для оценки ICO:

  1. Рабочий, масштабируемый бизнес 0 до 40 балов.
  2. MVP: 0 до 30 балов.
  3. Команда: 0 до 10 балов.
  4. Токен: 0 до 20 балов.
  5. Концепция: 0 до 20 балов.
  6. Рейтинг популярности: 0 до 10 балов.

Максимально: 100 балов

Опишу каждый из критериев:

1. Рабочий, масштабируемый бизнес — имеются ввиду компании, которые уже имеют: продукт, налаженные бизнес-процессы, прибыль, открытое юридическое лицо, устоявшийся состав команды, репутацию на рынке и долю в нем. ICO проводят с целью внедрить свой токен в существующий бизнес и получить инвестиции для его масштабирования.

Таких компаний сейчас не много, но уже очень скоро они будут затмевать другие предложения, ICO в этом плане станет больше похоже на IPO. При выставлении балов стоит рассматривать бизнес в целом, его потребность в финансировании и собственной крипто-валюте.

2. MVP (минимально жизнеспособный продукт) — MVP, бета или прототип, подойдет любое из этих названий. Определить бал поможет проведение анализа соответствия между MVP и концепцией проекта. Хорошая MVP должна доказывать в работе часть из изложенных в концепции решений.

3. Команда — оценивается опыт и репутация участников, их совместный опыт, истинность взаимосвязей с адвизорами. Аналитику следует проводить с учетом сложности самой концепции, то есть чем труднее задача тем больше опыта должно быть у команды (если компания обещает составить конкуренцию алибабе, то ее лидер не уступать по своим качествам Джеку Ма).

Часто советуют первоочередное и основное, внимание уделить рассмотрению команды. Человеческий фактор действительно играет свою роль, интересы среди основателей могут не сойтись, ценности измениться, все это еще подогревают деньги, вообщем люди есть люди и множество неудач случается как раз по причине человеческого фактора.

Но наверняка предсказать сработает он или нет, для совершенно не знакомых тебе людей, основываясь только на публичной информации, может напомнить гадание на кофейной гуще, именно поэтому какой бы «звездный» состав не был, максимальная оценка по этому критерию составляет 10 балов, однако при получении балов равным или близким к нулю, следует полностью воздержаться от покупки этой монеты.

4. Токен — Технология блокчейн открыла миру доступ к созданию прозрачного и гибкого актива, который нам следует тщательно изучить. Во время первичного предложение монет, посчитать ликвидность — нельзя, но можно ее спрогнозировать, взглянув на следующие показатели:

  • Экономическая модель токена — Инфляционная или дефляционная. Для роста конечно же интересна дефляционная модель, наглядный пример Bitcoin. Эмиссия этой монеты строго ограничена, при этом ее выпуск на рынок происходит ограниченными порциями (по аналогии с золотом), этот фактор и объясняет быстрый рост валюты. Некоторые разработчики используют дополнительные дефляционные механизмы. Например Wagerr при изначально ограниченной эмиссии, еще и сам выкупает выпущенные токены, с полученной от ставках на платформе прибыли, и сжигает их.
  • Порядок продажи — зачастую лучше те которые выпускают монеты на рынок маленькими частями — распределение которых идет в течении 1 года или более (схема подобная EOS не относится к таковым). Помимо того, что таким образом команда постоянно доказывает пользу продукта и радует инвесторов продвижениями по дорожной карте. Еще и соблюдать необходимый объем торгов на бирже будет значительно легче.
  • Стоит обратить внимание и на бонусы если они слишком высокие то это может негативно повлиять на инвестицию, хорошо когда их совсем нет, это значит, что в ICO будет участвовать меньше трейдеров.
  • Как упакован токен — то есть как он будет применяться в экосистеме. Чем больше он в ней необходим, тем выше будет на него спрос. Если упаковку удалось совместить с дефляционной моделью это похоже на хорошее предложение (в плане экономики токена).
  • Какую часть токенов оставляет себе эмитент — на мой взгляд 20-40% от общей эмиссии хороший показатель. В таких случаях у основателей есть действительно стимул к развитию и поддержанию ликвидности.

Вывод: Ваши интересы должны совпадать с другими инвесторами, то есть их также должно интересовать долгосрочное владение выбранным вами токеном. Это можно понять, по тому удовлетворяют ли условия участия потребности инвесторов или тредеров. Не участвуйте в тех ICO в которых легко применимы спекулятивные схемы.

5.Концепция — проверяется вся представленная информация о том, как будет развиваться проект после получения инвестиций, из дорожной карты определяется ключевая новость. Ищутся взаимоисключающие высказывания.

Концепция это своего рода скелет, на который накладываются все элементы компании, и если скелет не прочный, не гибкий, имеет ошибки, это пагубно повлияет на все дальнейшее развитие. В этом плане концепция похожа на конституцию государства.

Для оценки анализируется:

  • Дорожная карта
  • White Paper
  • Конкуренция
  • Спрос
  • Стоит ответить на вопрос будет ли это все актуально к моменту выпуска продукта?

6. Рейтинг популярности — строится на основании активности в социальных сетях, мессенджерах, форумах, средствах массовой информации. Некоторые проекты имеют низкую активность во время разработки и подготовки к ICO, поэтому эту оценку стоит присуждать непосредственно незадолго до своего участия в распределении монет. Если активность низкая, даже хороший по всем остальным критерия актив, может оказаться не ликвидным.

Как интерпретировать полученные данные?

Никогда и не при каких обстоятельствах, не рассматривайте эту или другую систему оценки шаблонно. Например если проект набрал по всем показателям высшую оценку, но по экономике токена получил 0, это не значит что у него 80 балов. Это значит что у него очень серьезные проблемы, для меня этот 0 будет виден как минус 100 и продажу я пройду мимо. Таким же образом следует относиться к другим подобным ситуациям.

К тому же есть и другие важные критерии оценки, например аудит кода контракта распределения токенов (аудит другого кода тоже не будет лишним). Анализировать чужой код и искать там баги — нетривиальная задача даже для тех кто обладает необходимыми знаниями. Поэтому хорошие основатели просто обязаны заказать аудит, если его нет, всегда держите в голове, что вы рискуете потерять все из-за случайной или намеренной ошибки в смарт-контракте. Хотя и после проведенного аудита такой риск остается, но уже в меньшей мере.

Заключение

Предложенная система оценки будет эволюционировать и подстраиваться под быстро меняющееся тенденции в крипто-индустрии. Полученные в процессе аналитики показатели помогут оценить риски и лучше понять экономику проекта. Инвестировать или нет? — решать только вам.

Больше обучающих материалов и обзоров читайте на русском Telegram канале: @ICOGOru.

5050
5 комментариев

суть не в том, у кого есть работающий продукт. а в том, какие денежные потоки будет генерить бизнес. и насколько они вообще соотносятся с "капитализацией".
и второе. не важно, у кого есть "слаженная команда". важно, как она себя поведет, после того как на голову свалятся бесплатные деньги. у многих будет соблазн забить на проект.

1

Вы безусловно правы, именно об этом я и написал в статье.
Проекты с уже существующем бизнесом, претендуют на высший бал.
Проекты с MVP, вероятно смогут доделать продукт, но трудно предугадать эффективность их бизнеса.
Проекты на стадии идеи (которых сейчас большинство), не известно выпустят продукт и тем более не ясно запустят ли они бизнес. Я не вижу целесообразным рассматривать вообще их в качестве инвестиций, 99% таких монет просто обесценится. Такие проекты интересны скорее для спекулянтов.

1

На ICO Drops (https://icodrops.com/). Мы оцениваем по трем параметрам:
Hype (реальная шумиха вокруг проекта)
Risk (условия ICO, пресейлы и размер скидок, кол-во токенов на продаже, наличие прототипов и т.д.)
ROI (сравнение с проектами из аналогичных категорий, их результаты).

На рынке ICO практически невозможно фундаментально оценить кого-либо, так как это все стартапы, идеи, практически везде нет ничего реально готового. У всех идеи крутые, одни круче других, каждый считает себя лучше и умнее. Поэтому измеряем только то, что можно измерить без личного контакта.

Самое главное хайп и реальный интерес инвесторов, трижды крутой проект без хорошего маркетинга и донесения просто не соберет свой таргет.

Русскоязычные ICO допускают ошибку, копируя успешные подходы разных состоявшихся ICO, в итоге получаются такие глянцевые-рекламные-лендинги, где все так ванильно и сладко, что в совокупности смотрится не натурально и не вызывает доверия. Ну и накрутки соц-сетей, телеграмов - негатив. То что у вас 3к в телеграмме реальных пользователей поверит только хомяк с 0.5 ETH на счету!

2

В пользу еще ICO трекеры:

https://icotracker.net/

https://kibers.com/ico.html - плюс показывает посещаемость сайта и реальную страну

https://tokenmarket.net/ico-calendar - хорошая обновляемость

Еще ICO Market - мобильное приложение. Самое нормальное из всех