Минэкономразвития раскритиковало законопроект Минкомсвязи об ограничении иностранного владения точками обмена трафика
Под него попадают крупнейшие операторы связи.
Вопросы вызвала одна из поправок, которая запрещает иностранному государству, юрлицу и российской компании, более 20% капитала в которой принадлежит иностранцам, владеть более чем 20% «точки обмена трафиком».
Определение точек обмена трафиком в законопроекте слишком расплывчато и может распространяться на элементы инфраструктуры телеком-операторов, которые точками обмена трафиком считать нельзя, говорится в заключении Минэкономразвития. В октябре на это обращали внимание четыре крупнейших российских оператора связи, написавшие письмо министру связи Николаю Никифорову.
Речь о точках присоединения и пропуска трафика операторов. Такие есть, например, у МГТС (подконтрольна МТС) и «Ростелекома». По данным Минэкономразвития, доля иностранного участия в этих компаниях превышает 20%. Операторы не могут быстро перестроить свою сеть или создать отдельное юридическое лицо, которое бы отвечало требованиям законопроекта, говорится в отзыве министерства.
«Ростелеком» — госкомпания, но 34,75% её акций находятся в свободном обращении. Представитель оператора заявил «Ведомостям», что доля иностранного участия в компании не превышает 20%. У МТС 38,83% акций — это ADR (американские депозитарные расписки), торгующиеся на бирже США. В компании отказались от комментариев.
«Вымпелком» на 100% принадлежит голландской Veon. «Т2 РТК холдинг» (бренд Tele2) на 55% принадлежит нидерландской Tele2 Russia Holding AB, в которой у ВТБ – 50%, у Invintel B.V. Алексея Мордашова – 40%, а еще 10% принадлежит банку «Россия» Юрия Ковальчука.
Доля акций «Мегафона» в свободном обращении – 20,97%. Бумаги распределены между российскими и зарубежными владельцами и в итоге доля иностранного капитала не превышает 20%, заверил представитель оператора. 56,32% «Мегафона» принадлежит USM Group. Представитель USM сообщил газете, что компания полностью принадлежит российскому «АФ телеком холдингу».
Операторы связи будут вынуждены либо передавать (продавать) своё имущество третьим лицам и заключать договоры с ними либо с владельцами иных точек обмена трафиком, причём расходы на такую деятельность трудно признать рациональными.
Минкомсвязи при подготовке законопроекта не провело анализ рынка и не объяснило целесообразность установления барьера в 20%, отметили в Минэкономразвития. Кроме того, есть финансовые риски для инвесторов операторов связи, говорится в отзыве. В Минкомсвязи не ответили на запрос «Ведомостей».