No honey — no money, или как не оказаться в дураках при покупке интернет-магазина

Случаи из практики специалиста по проверке интернет-сервисов.

В этой статье я расскажу об одной схеме недобросовестной продажи интернет-магазина, с которой мне пришлось столкнуться дважды. Оба случая были как под копирку, только с разницей в несколько месяцев.

Предыстория

Итак, клиентка N самостоятельно ищет прибыльный онлайн-проект для инвестирования и получения последующего дохода.

На сайте авито она нашла несколько интересных вариантов и выбрала для себя наиболее привлекательный — интернет-магазин с двухлетней историей успешной работы. Она позвонила по номеру, указанному в объявлении, и выяснила, что продажей занимается небольшая брокерская компания, которая сама проверяет все предложения перед тем, как выставить их на продажу.

Цена вопроса — 2 млн. рублей.

На встрече представители продавца (брокеры) очень подробно рассказали о проекте и продемонстрировали ей на своем новеньком макбуке различные графики, отчеты, статистику, выписки со счетов, которые якобы доказывали прибыльность магазина в предыдущие два года. В плане будущего заработка для нового обладателя этого актива все выглядело очень складно.

Зная, что я помогаю проверять онлайн-бизнесы перед покупкой и воодушевленная такой удачной находкой, госпожа N позвонила мне с просьбой посмотреть какой интернет-самородок ей удалось отыскать, параллельно думая о том, как лучше за него заплатить — наличными или денежным переводом на банковскую карту.

От меня последовала стандартная для таких случаев просьба — предоставить гостевые доступы в Яндекс Метрику и/или Google Analytics на мою электронную почту. Она позвонила тем приятным молодым людям, с которыми встречалась накануне, и передала мою просьбу. И вот тут началось самое интересное.

«Дело в том, что владелец бизнеса боится, что проклятые конкуренты узнают все тайные показатели столь успешного проекта и смогут использовать этот инсайд в своих корыстных целях, поэтому доступа к метрикам абы кому мы не даем. Но можем показать вашему представителю (то есть мне) все, что его интересует, удаленно с нашего компьютера».

Обычно большинство владельцев сами предлагают доступ к системам аналитики, так как понимают, что эти данные являются достоверными и показательными. Тем более, их практически невозможно сфабриковать. Поэтому такой ответ я счел подозрительным, что, несомненно, подогрело мой интерес к проекту. Договорившись о звонке по скайпу, я решил предварительно бегло изучить проект.

Изучение предложения

Для начала я попытался получить больше сведений о самой брокерской компании. Однако выяснилось, что нигде, кроме магазина на Авито, данная фирма не представлена — нет официального сайта, страниц в социальных сетях, отзывов на сторонних ресурсах и, кроме того, нет сведений в ЕГРЮЛ о зарегистрированном юридическом лице с аналогичным наименованием.

Затем с помощью общедоступных инструментов я посмотрел историю домена и узнал, как давно сайт был проиндексирован в поисковых системах. Тут выяснился первый примечательный факт — магазина ВООБЩЕ НЕ БЫЛО в индексе.

Задав вопрос представителям продавца, мы получили следующий ответ:

«Владелец прежде имел негативный опыт в поисковом продвижении, и ставка сделана на контекстную рекламу, а именно на Яндекс Директ, который генерирует основной высококонверсионный трафик».

Это довольно странная позиция собственника, учитывая тот факт, что можно вообще не заниматься SEO, но сайт, находясь в поисковой выдаче, будет получать БЕСПЛАТНЫЙ органический трафик и, какие-никакие, но продажи. Вдвойне странно, что магазин за 2 года деятельности не попал в поиск естественным образом. Ведь должна же быть на него хоть одна обратная ссылка, пусть даже в негативном отзыве со стороны покупателя.

Я вижу только одно объяснение тому, почему его могло не быть в выдаче поисковиков — его намеренно закрыли от индексации. Но зачем наступать на горло собственной песне, отказываясь от “даров природы”, совершенно непонятно. Разумного довода для таких действий со стороны владельца магазина я не нашел.

После обнаружения первой логической нестыковки я решил позвонить со своего телефона на номер, указанный на сайте магазина.

Трубку поднял оператор и бодрым голосом со знанием дела отработал вполне себе правдоподобный скрипт. Выяснив условия доставки по Питеру, я закончил разговор — вроде все четко. Но этот звонок был сделан не зря (об этом чуть ниже).

Далее я начал «шерстить» интернет на предмет отзывов о магазине. Это самый простой способ понять, была ли хозяйственная деятельность у компании. Как вы думаете, нашел ли я отзывы от клиентов? Нашел! Да вот только все они были на сайте самого магазина и больше НИГДЕ. Ни на одном независимом ресурсе, типа Яндекс Маркета или irecommend.ru.

Общение с представителями продавца

Наступил час X. Позвонив на скайп одного из брокеров, я прикинулся эдаким “ваньком”, которого старая знакомая уговорила посмотреть данные Метрики, так как я чего-то там, немного, вроде, как-будто понимаю. Роль безынициативного, не особо заинтересованного в выяснении деталей специалиста, была очень кстати. Ребята (якобы маркетолог от магазина и один из брокеров) взяли меня в оборот по полной программе.

Вначале мне показали главную страницу Яндекс Метрики, но на другие сверхсекретные страницы не пустили, сославшись на владельца, который строго-настрого не разрешил этого делать.

Просмотр статистики действительно показал наличие двухлетней истории трафика из Директа за различные периоды времени и то, что данные относятся именно к этому доменному имени. Но почему мне показали только главную страницу? Почему, уж если вы решили сделать показ метрики удаленно, не предоставить к просмотру все необходимые отчеты? Ответ на этот вопрос я нашел позднее.

Дальше мне проиллюстрировали выписку о поступлении денежных средств на карту некоего субъекта (якобы владельца). Ну да, поступления были. Ну да, в течение заданного срока. Ну да, регулярные. Ну и что? Какое отношение этот человек имеет к магазину? В случае черной бухгалтерии доказать природу доходов весьма затруднительно.

Затем я лицезрел личный кабинет курьерской службы. Доставки есть, но тоже много вопросов. Как доказать, что они осуществлялись именно от этого магазина? Почему его название нигде не фигурирует в личном кабинете? и т.д.

И напоследок представители продавца решили добить меня демонстрацией наличия большого количества звонков в ip-телефонии. И вот тут-то неожиданно всплыл факт явной недостоверности их слов. Вы же помните, что накануне я звонил в этот магазин?

— Ребят, мне уже пора, я и так много времени потратил. Покажите мне напоследок звонки, скажем, за вчерашний день. (Мне показали список телефонных номеров). — Это ведь все входящие звонки, которые были приняты? — Да, конечно! (Бинго! Моего номера телефона в списке не было) — Ну, хорошо, спасибо. Я расскажу N все, что увидел.

После столь занимательного общения с продавцами я позвонил клиентке и рассказал в деталях, что удалось выяснить, какие вопросы возникли во время скрытого аудита и что я по этому поводу думаю.

Моя рекомендация была однозначной — вообще не рассматривать данный проект для покупки.

Во-первых, налицо попытки продавца и его представителей скрыть реальную картину истории магазина. Во-вторых, выявлены логические нестыковки в действиях владельца, порождающие массу вопросов. В-третьих, существуют явные несоответствия между представленными и объективными данными.

Вот, собственно, и конец истории.

Выводы-рекомендации для начинающих инвесторов

  • Прямой контакт

Старайтесь по возможности вести переговоры с непосредственным владельцем интернет-бизнеса. Всегда лучше получать информацию из первых рук.

  • Ищите несоответствия

Всю информацию, полученную от владельца или его представителей, необходимо тщательно проверять. Явное несоответствие между словами продавца и реальной картиной происходящего — серьезный повод задуматься об отказе от покупки.

  • Доступ к метрикам

Основной инструмент для проверки интернет-магазина — это система аналитики, установленная на сайте. Необходимо, чтобы вам предоставили гостевой доступ к Яндекс Метрике и/или Google Analytics. Доступа нет — разговор окончен! Как говорится, «No honey — no money».

  • Грамотный анализ

Системы аналитики дают возможность ознакомиться с большим массивом информации, но очень важно правильно интерпретировать полученные данные.

  • Сайт - это еще не бизнес

Не стоит забывать, что интернет-бизнес — это не только доменное имя и сайт. Это еще и бизнес-процессы, сотрудники, инфраструктура. Чтобы увидеть и оценить картину целиком, нужны соответствующие навыки и компетенции. Если их нет, всегда можно обратиться к помощи профессионалов, которые специализируются на комплексной проверке интернет-бизнесов перед покупкой.

Ах, да! Чуть не забыл. Как они сфабриковали данные в «Метрике»? Я нашел, по крайней мере, один способ это сделать.

В любом браузере существует тестовый режим работы с html-страницей, созданный специально для разработчиков. К примеру, открываете любой сайт, в том числе и главную страницу Яндекс Метрики, в браузере Chrome, нажимаете на правую кнопку мыши, выбираете «Просмотреть код», ищете в коде нужную строку и меняете ее. Браузер будет отображать страницу с внесенными в код коррективами.

Открываем главную страницу Яндекс Метрики любого интернет-магазина с положительной статистикой. Меняем в коде адрес сайта. И вуаля! Можете демонстрировать на СВОЕМ компьютере те данные, которые вам необходимы.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Miroslav Tsarev

"На сайте авито ..." этим вы сразу раскрыли исход событий еще в самом начале)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иванов
Итак, клиентка N самостоятельно ищет прибыльный онлайн-проект для инвестирования и получения последующего дохода.
На сайте авито она нашла несколько интересных вариантов

Ищет прибыльный интересный онлайн-проекты для инвестирования на авито.
на АВИТО блеать!!!

Ответить
Развернуть ветку
Иван Вундермахер

А что не так в продаже готового бизнеса через площадку эту? Первым делом туда бы и закинул, после предложения конкурентам. Потом уже всякие форумы

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иванов

Ещё не забудьте объявления о продаже своего прибыльного онлайн-проекта для инвестирования расклеить у подъезда, отделении полиции и поликлиники

Ответить
Развернуть ветку
Artem Sergeev

Просто ТЕЛДЕРИ вам в помощь) Вы бы еще в газетку которую по подъездам кидают разместили объяву о продаже чисто такого прибыльного бизнеса))

Ответить
Развернуть ветку
Олег Аплевич
Автор

Телдери хоть и профильная биржа, но не сильно отличается в плане качества предложений. На открытом рынке найти прибыльный интернет-магазин очень непростая задача. Часто достойные внимания проекты продаются по своим или в специализированных местах, типа групп в ФБ по купле-продаже интернет-бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Sergeev

Андрей)) Хорош! )) На Авито чисто одни "прибыльные вещи продают". Только вот загвоздка в том, что прибыльные вещи никто не продает)) Парадокс Русского ума!

Ответить
Развернуть ветку
Иван Вундермахер

Ты заблуждаешься, некоторые прибыльные вещи продают потому, что не хватает ума или денег масштабировать и развивать дальше

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Loginov

Написано в стиле Конана Дойла) Спасибо! На авито смотрю предложения, но по большей части развод там виден сразу))

Ответить
Развернуть ветку
Олег Аплевич
Автор

Благодарю за столь лестное сравнение)

Ответить
Развернуть ветку
AS

История интересная, но что-то мне подсказывает, что настолько нешарящий человек, как эта покупательница все равно просрет все полимеры, даже купив настоящий магазин...

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Никитин

Мне кажется не всё так печально, у неё же было все таки желание найти независимого человека, который шарит - до того, как она полезла переводить копеечку а не после

Ответить
Развернуть ветку
VVV

Чего там метрику сравнивать?

Просто просите перейти на страницу сайта не сразу, а со списка счетчиков метрики. Подделать такое - уже гораздо сложнее и 99% на этом отвалится.
Потом, даже если перешли - смотрим на ссылку в адресной строке. Она содержит ID счетчика. Сверяем его с ID в HTML-исходниках сайта. Он должен совпадать.

Если просто заменить в испекторе ссылку на сайт на странице метрики, ID счетчика не совпадет. А вот подменить URL в адресной строке догадается не каждый, а еще меньше смогут это сделать.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Никитин

ну тут проще все таки доступ к метрике попросить - так надежнее, потому что скачать на локалхост еще одну лишнюю страничку со списком счетчиков хоть и сложнее, но не то чтобы нерешаемая задача. Особенно для мошенников с милионными оборотами - вообще не проблема за пару тыщ нанять верстальщика и парня который шарит как денвер установить)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кислицын

Есть еще similarweb для оценки трафика и работы с сайтом

Ответить
Развернуть ветку
Олег Аплевич
Автор

Да, отличный инструмент. Но точность некоторых его данных под вопросов.
Лучше метрики, может быть только метрика.

Ответить
Развернуть ветку
Oksana Stepovaya

А чем вас смущает подобное объявление на авито? Думаете там только детские коляски?) Да хоть в подьезде, как тут писали чуть ниже, объявление вешать. Как по мне так пофиг где выложить - лишь бы оно в итоге продалось))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда