Путеводитель по игровым выставкам 2018 года

Обзор от главы компании tinyBuild Алекса Ничипорчика.

Год почти закончился и пора планировать путешествия на следующий. Делюсь опытом посещения европейских и американских выставок и конференций.

PAX South 2018: 12-14 января в Сан-Антонио, Техас

Вид на центр Сан-Антонио, за рамки которого выходить строго не рекомендую

PAX South — это меньший американский PAX (выставка Penny Arcade Expo), который проходит в историческом центре Сан-Антонио. Подвох в том, что это один из самых опасных городов в штате, где разрешено открытое ношение оружия.

Мы туда ездим уже три года подряд, и в первый раз решили остаться в апартаментах, снятых через Airbnb, «в 15 минутах ходьбы» от конференц-центра. В итоге ездили на машине. Если выйти за пределы центра (а он где-то километр в диаметре), то можно насладиться зрелищем настоящего гетто.

Когда подъезжали к апартаментам, боялись выйти из машины. Позвонили хозяйке, и она уверила, что в бездомных собаках и сомнительных личностях около дома нет ничего страшного.

После мы поехали в ближайший супермаркет, и там квартал был оцеплен полицией. Выбежал мужик, прокричал нам, чтобы мы уезжали. Оказалось, что перед этим супермаркетом за полчаса до нашего появления был сбор в честь Дня Мартина Лютера Кинга.

Мимо собравшихся проехала машина, в которой сидел человек с автоматическим оружием. Он обстрелял собравшихся. Те начали стрелять в ответ. Все кварталы вокруг были отцеплены, и мы в панике ехали обратно через подворотни. Страшно.

Видео, как мы дружно объезжаем полицейские блокады

А вообще PAX South классный.

  • Шоу для потребителей без бизнес-зоны, просто выставка.
  • Нет ААА-издателей, кроме Nintendo.
  • Можно легко завести контакты в индустрии, ибо все находятся там: крутые инди, вовлечённые YouTube-блогеры, стримеры и представители платформ, которые постоянно бродят по выставке.
  • Местные покупают кучу сувенирной продукции, ибо это единственное событие такого рода.
  • Люди вовлечены во все игры, и с каждым годом у нас оттуда всё больше активных фанатов. Постоянно на форумах видны записи вроде «я в это играл на PAX в Сан-Антонио».
  • Цена выставки меньше по сравнению с остальными PAX, и всегда есть доступное место.
  • В соседних городах есть международные аэропорты.

А ещё совет: резервируйте всё, включая машину, полёты и отель, через Expedia. Таким образом вас не попытаются развести в стиле стамбульского рынка. Нас так развели, и на эту тему я долго ругаюсь в этом видео.

Games Developers Conference 2018: 19-23 марта в Сан-Франциско

Когда я начинал работать в индустрии, попасть на GDC казалось волшебным решением всех проблем. Теперь я пытаюсь каждый год её миновать. И никак не получается. Сначала я там искал инвестиции, потом мы презентовали игры. В итоге начали ездить, чтобы просто поторговать лицами.

Полезность этого мероприятия оценить крайне трудно. Для нас оно стало полезным после спонсирования сайд-ивентов. Мы поддерживаем пару вечерних событий в виде тусовок или презентаций игр. Благодаря этому и пресса, и платформы нас помнят.

Вслепую туда ехать совершенно не рекомендую. Логичнее всего подружиться с представителями игровых платформ на PAX, а потом в партнёрстве с платформами что-то делать на GDC.

Многие знают ситуацию с бездомными в городе. Друзья, которые там живут, докладывают об ухудшении ситуации. Пожалуйста, минуйте район Tenderloin — там всегда дешевле, но на это есть причина.

Плюсы GDC:

  • Индустриальное событие, потому что там и так все будут.
  • Добраться очень легко, уйма прямых перелётов в Сан-Франциско.
  • Полезно для развития бизнеса, для тех, кто действительно может спланировать полный день встреч (не я).
  • Indie Games Festival — интересная часть презентационной зоны, там показывают всех номинантов фестиваля. Церемония награждения тоже вдохновляющая.
  • Лучший подход — заранее иметь контакт с платформами (с того же PAX) и до GDC узнать о возможностях шоукейса от платформы на GDC. Большинство компаний используют GDC как пробный заезд перед Е3.
  • Лучшая ценность — в Expo Pass, он обычно самый дешёвый и можно походить посмотреть выставку. Там же куча инди-команд будет шоукейсить. Этим мы и будем заниматься в марте.

PAX East: 5-8 апреля в Бостоне

Знаете, что самое крутое в следующем году? PAX EAST не будет пересекаться с GDC. Они изредка делаются через день, а долететь из Сан-Франциско в Бостон — это шесть часов, ещё и смещение часового пояса вперёд. Теряешь весь день или ночь.

Безопасный рабочий день в TinyBuild: загружаем посылку на 900 килограммов для отправки на PAX

PAX East — это безумно полезная выставка. Зал огромный, всё находится на одном этаже, легко найти то, что нужно. Тут же есть Indie Megabooth, на который рекомендую всем отправить заявку. Цена будет не ниже, чем самому делать стенд, но гораздо практичнее.

  • До Бостона легче всего добраться из Европы.
  • Может сильно не повезти с погодой: бывают сугробы под два метра и жуткий ветер.
  • Центр компактный, можно пешком добраться до всех вечеринок.
  • Большая концентрация YouTube-блогеров и прессы.
  • Место стоит дорого. Тут нет вторичных залов, поэтому все участки имеют премиум-стоимость.

Бостонский PAX занял особое место в моём сердце. Это был первый PAX, на котором у нас был отдельный стенд. Сначала наша площадка должна была занимать десять квадратных метров. Но рядом с отведённым нам местом захотел расшириться ААА-стенд, и нам предложили переместиться на участок в 30 квадратных метров.

То же самое произошло и с этим местом. В итоге нам досталось 100 квадратных метров. Пришлось импровизировать: поехали в супермаркет и купили оранжевые пуфики, покрывала и изоленту. Там родился бренд TinyBuild.

Мой бизнес-партнёр Люк, загоревшийся идеей сделать весь стенд оранжевым

Примечание: на PAX East всегда надо брать аварийный комплект тёплой одежды. Там ветер на морозе срывает кожу с лица.

Можно приехать и в 20 градусов ниже нуля, сопровождаемые сильным ветром и образованием сугробов

Если заболели (как я в прошлом году), в любом магазине можно купить Dayquil и Nyquil. Первое пьём утром, второе — на ночь. Потом удивляемся просаженной печени, но доживаем выставку в сносном состоянии. И ни в коем случае не мешаем эти препараты с алкоголем.

E3 2018: 12-14 июня в Лос-Анджелесе

Это не туман

Помимо ежегодной традиции сидеть в оранжевой шапке с сигарой и пивом на стенде Devolver Digital (они оборудуют парковку напротив экспо-холла), Е3 представляет собой идиотски дорогие стенды и, начиная с прошлого года, толпы людей.

Раньше шоу было закрыто для публики, а в 2017 году открылось для всех. Теперь это микс из PAX и GDC. Вся индустрия там, есть крутые пресс-конференции от платформ, и это событие открывает двери для множества сделок. На вопрос, как быть продуктивным на Е3, мы пытались ответить несколько лет.

В первый год мы сняли комнатку для встреч (естественно оформили её в оранжевых цветах).

Съездили в IKEA и купили всё оранжевое, что увидели

Назначили встречи с прессой и показывали игры. В соседней комнате была Zynga и каждые 15 минут оттуда прибегали и просили не смеяться так громко. Зануды. Каждые десять минут к нам стучались продавцы трафика, локализации и вообще всего подряд.

Снимать комнату для встреч на Е3 — не самая плохая идея. Они находятся между двумя главными холлами и арендовать помещение можно за $10-15 тысяч.

Едем в Best Buy, покупаем телевизор и возвращаем его после выставки. Только это надо делать уже после того, как вы завоевали внимание. Высококачественные игры, на которые есть спрос, будут искать YouTube-блогеры. Привлечь к себе внимание таким образом сложно.

Е3 — это дорогое приключение, особенно когда понимаешь, где происходит главное движение. В этом году мы окончательно убедились, что самое важное — остановиться в JW Marriot, платить по $600-800 за ночь и пить коктейли в лобби за $15.

Так мы быстро получили комплексы для разработки, договорились об издательстве в ритейле и многое другое. Помогает, что лобби с нами выглядит, как рождественская елка (шапки все запоминают и узнают).

  • Бесполезно презентовать в экспо-холле: очень дорого.
  • Самое полезное место — это лобби JW Marriot.
  • С высокопрофильной игрой есть смысл снять переговорку и назначать встречи с медиа.
  • Всё будет очень дорого. Не ставьте на Е3 весь свой бюджет.

Gamescom: 22-25 августа в Кёльне, Германия

Я всей душой и сердцем ненавижу Gamescom. Мы делали стенды два года подряд, и на второй год у меня почти случился нервный срыв.

На улице 30 градусов жары, в холле — 35. Толпы людей, у всех стендов воруют вещи и аппаратуру. Всё плохо. Если без эмоций, то в августе стоит выбор между PAX WEST и Gamescom. Посещать их подряд не рекомендую. Кёльн в Европе, добраться проще всего из СНГ.

Полезного от Gamescom для себя не нашёл. Ездил четыре года подряд для бизнес-встреч в бизнес-зоне для Spil Games и три года подряд — для поиска контактов медиа или платформ для TinyBuild.

Мне кажется, разочарование конкретно в платформных контактах. Из-за размаха выставки очень сложно найти кого-либо. А люди, принимающие решения, обычно из США и не всегда выезжают в Европу, когда PAX так близко.

  • Ехать на Gamescom надо потребителю — поиграть в новые игры.
  • В бизнес-зоне стоит назначать встречи, там есть кондиционер.
  • Для продуктивности надо тщательно распланировать важные встречи.
  • ААА-издатели бесплатно кормят всю прессу. Если удастся получить медиа-бейдж, можно попасть на закрытую play-сессию новых игр, ещё и накормят.

PAX West: последние выходные августа в Сиэтле

PAX West, возможно, самый полезный из PAX для инди. Экспоцентр разделён на два этажа, где на основном этаже тусуются ААА и Indie Megabooth. А на верхнем этаже — одни инди.

В прошлый раз там была польская и австралийская зоны. Вполне возможно, если вы соберёте три-четыре команды, то сможете купить одно место и разделить его между собой. Верхний этаж редко забит до отказа, поэтому место получить реально. Также стоит подать заявки на Indie Megabooth и PAX10.

По важности это событие наверное топ-1 для нас, ибо в районе Сиэтла находятся все: Valve, Microsoft, Nintendo, Amazon, Facebook. Только Sony прилетают из Калифорнии.

  • Наверное, самое важное событие среди PAX-выставок.
  • Доступно место на выставочной площадке.
  • Поразительное количество вечеринок и сторонних событий (за день до выставки будет PAX Dev, а в начале недели — DevGAMM Summit.
  • Доступное жилье — в центре много отелей в пешей доступности.

EGX 2018: 20-23 сентября в Бирмингеме, Великобритания

EGX (или Eurogamer Expo) было прекрасным шоу. А потом переехало из Лондона в Бирмингем. Количество людей уменьшилось, добираться стало гораздо сложнее. Бонус — отличный выбор сидра и мало компаний со стендами. Поэтому, может быть, вы сможете попасть туда за небольшие деньги. Сложно дать рекомендации, так как мы там не были в прошлом году.

TwitchCon 2018: дата и место неизвестны

Фотография Long Beach в Калифорнии. Здесь проходил TwitchCon в 2017 году

TwitchCon — это выставка стримеров. Идёшь по ней, а люди вместо того, чтобы играть в игры на стендах, ищут популярных стримеров и в прямом смысле слова кидаются на них. Странное, но во многом полезное шоу.

Мы там один раз делали стенд в честь запуска Clustertruck. Завезли здоровый грузовик. Узнали на месте, что:

  • грузовики нельзя снять с неполным баком горючего;
  • в экспо-холл нельзя заехать на грузовике с баком, заполненным больше, чем на одну четвёртую;
  • у грузовика нельзя слить бензин.

В итоге катались восемь часов вокруг города на грузовике, чтобы сжечь бензин. Весело было первые полчаса.

В этом году мы туда отправили продюсеров. Было полезно. Это шоу больше для нетворкинга и торговли лицом. Покупать там стенд я бы не рекомендовал. А приехать и завести новых знакомых — самое то. У нас партнёры с большим успехом спонсируют ужины и вечеринки. Если у вас уже есть контакты стримеров, хороший способ их укрепить — это сделать небольшую вечеринку или мингл.

Про выставки в целом

На западные выставки и конференции ездить нужно. Просто надо сперва сформулировать для себя цели поездки. С них очень редко бывает прямой возврат, поэтому следует относиться к ним, как к стратегическим инвестициям.

Например, на ранних PAX мы делали квесты с другими стендами. Посетителям выставки нужно было поиграть во все игры на нашем стенде и на одном из соседских, чтобы получить карточки. Собрав, они их обменивали на секретный код.

По коду они подписывались на электронную рассылку и после выставки получали одну из наших игр бесплатно. А у нас оставался контакт реального человека, посещавшего стенд.

Так мы набрали базу данных из десяти тысяч пользователей. Сколько из них покупает наши игры — неизвестно, но это вокальные фанаты. Пять человек из них в итоге стали большими YouTube-блогерами.

Для нас было важно создать яркий и запоминающийся бренд. У нас не получалось назначать встречи на конференциях и бегать за контактами. А как только сделали огромный идиотски оранжевый стенд, все пришли к нам сами.

А начали-то мы с бомжевания в районе Indie Megabooth c таким стендом.

Ремень, ноутбук, четыре контроллера, и SpeedRunners — первый стенд от TinyBuild

Теперь у нас 150 квадратных метров, заполняем их на всех PAX-выставках.

Где же TinyBuild?
0
2 комментария
Ilya Suragin

Где Paris Games Week?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Нестеровский

Очень крутой начальный стенд!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда