{"id":14283,"url":"\/distributions\/14283\/click?bit=1&hash=8766cc03cba44a6d934ee26f882971a64223452448548d2fc3a5f37339e77cfa","title":"\u0412\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u0432 \u0421\u043e\u0447\u0438 \u0443\u0436\u0435 \u0432\u0441\u0451? \u0412\u043e\u0442 \u043d\u0435\u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u0430\u044f \u0438\u0434\u0435\u044f \u0434\u043b\u044f \u043e\u0442\u0434\u044b\u0445\u0430 \u043d\u0430 \u043a\u0443\u0440\u043e\u0440\u0442\u0435 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Миссия невыполнима: как «бирюзовая» компания автоматизировала бизнес-процессы

Как мы быстро автоматизировали бизнес-процессы и не превратили бизнес в бездушную, громыхающую машину.

Разветвлённый процесс длиною в год и с участием нескольких человек, 50 документов - Андрей Цыган, управляющий сетрифицирующей компании «Изи Штандарт», рассказал как автоматизировать это за 3 месяца и остаться «бирюзовой» компанией.

Что такое «бирюзовость» в нашем понимании?

Термин «бирюзовой» компании хорошо раскрыт в книге Фредерика Лалу «Открывая организации будущего». По мнению Лалу, такие компании похожи на живой организм. Они отличаются самоорганизацией и тем, что у них есть эволюционная цель и целостность.

«Бирюзовые» принципы «Изи Штандарт»:

  • Люди могут хорошо работать без постоянного надзора. У нас плоская структура и отсутствуют отношения «начальник-подчиненный», что обеспечивает самоорганизацию.
  • Равноправные коллеги могут распределять между собой и эффективно решать задачи любого уровня сложности. Достаточно определить цель и дать людям договориться.
  • Чтобы компания существовала как живой организм и быстро эволюционировала, нужна «нервная система». Её роль у нас исполняют динамичные бизнес-процессы.

Хочу рассказать как мы автоматизировали бизнес-процессы, не раздувая штат, оставили процессы в руках сотрудников, которые в них участвуют, и добились достаточно хороших результатов в минимальные сроки.

Почему запустили автоматизацию

Мы заметили, что тратим слишком много времени на выяснение текущего статуса проекта сертификации и информирование клиента.

Наши проекты длятся от 45 дней до года, в зависимости от типа сертификации, и это нормально для клиента не следить за статусом, а прямо перед началом важного или внепланового совещания позвонить и спросить: «На какой стадии процесс сертификации? А что дальше? Мы по оговоренным срокам всё успеваем?» 3 - 4 таких звонка в день - нормально, но у нас их стало гораздо больше.

Решили автоматизировать процессы сертификации и радикально увеличить прозрачность процесса выполнения проекта для всех сторон. Например, в начале проекта эксперт получает от каждого клиента порядка 10-ти документов, на основе которых создаёт порядка 50-ти новых документов, необходимых для процесса сертификации. Стало очевидно, что нужно все этапы подготовки данных документов сделать прозрачными для клиентов и удобными для экспертов, и мы начали искать подходящее ИТ-решение.

Требования к системе

Система в первую очередь должна быть удобной и интуитивно понятной для команды, иначе даже административными методами её не внедришь, а у нас не принято использовать такие методы. Она должна помогать экспертам самостоятельно организовывать рабочий процесс, управлять документами, информировать клиентов, подсказывать следующие шаги и экономить время.

Кроме того, людям должно быть удобно сотрудничать в рамках рабочих задач. Есть человек, который отвечает за то, чтобы бизнес-процесс работал. И есть сотрудники, которые отвечают за то, чтобы работа была сделана. Этим людям нужно между собой договариваться и работать в связке. Исходя из такого подхода к управлению бизнесом у нас возникло ещё одно критическое требование - система должна быстро меняться силами процессного человека по запросам сотрудников.

Как мы выбирали систему автоматизации

В первую очередь мы попробовали построить решение на том, что уже есть - использовать кастомную версию AmoCRM, которая успешно используется нашими менеджерами по продажам. Эта попытка не увенчалась успехом - не хватило возможностей для управления бизнес-процессами.

Дело в том, что процесс сертификации существенно отличается в зависимости от специфики бизнеса клиента и типа сертификации. Зачастую это разветвлённый процесс с параллельными ветками, триггерами и условиями. В итоге мы определились, что нужна BPMS (Business Process Management System).

Изучать BPM-системы мы начали c того, что предлагал рынок. Например: ELMA, Comindware, Terrasoft, ПланФикс, Bitrix24. Чтобы выбрать подходящую, я и Татьяна Солодовникова - наш специалист по бизнес-процессам - ставили триальную версию каждой системы на свои компьютеры или запускали её в облаке и пытались разобраться, какая подходит больше.

Главным критерием было удобство работы:

  • Terrasoft оказалась слишком сложной, чтобы разобраться в ней самостоятельно.
  • ELMA была хороша по функционалу, но интерфейс оттолкнул - похожа на Windows XP.
  • Bitrix24 проигрывал за счёт заграмождённого излишними функциями интерфейса - письма, задачи, контакты, всё вместе.
  • ПланФикс был отличным для постановки задач, но не хватило наглядного конструктора бизнес-процессов, только текстовый.

Процесс выбора BPM-системы затянулся почти на год и уже хотелось что-то внедрить и итерационно развивать на основании обратной связи коллектива. В связи с этим, скорость внедрения стала решающим фактором при выборе, вслед на интуитивно понятным интерфейсом и возможностью изменения процессов »на лету» своими силами.

Самым подходящим оказалось решение от Comindware. По истечении 14-дневного триального периода мы поняли, что эта система соответствует всем нашим критериям выбора и начали внедрять:

  • Татьяна, штатный специалист по бизнес-процессам, самостоятельно «мышкой», разработала прототип приложения для автоматизации бизнес-процессов (около 2-ух недель);
  • мы его быстро обкатали на пользователях, собрали обратную связь (пара месяцев);
  • перешли к фазе итерационного улучшения (длится уже около полугода, это начинание с началом и без конца).

С самого начала процесса внедрения и на текущем этапе все заинтересованные сотрудники компании активно делятся своим опытом реальной эксплуатации и участвуют в развитии BPM-системы.

BPM-решение и особенности использования

Под капотом приобретённого решения оказались: процессный движок, графические редакторы для создания веб-форм и бизнес-процессов, система управления задачами и нотификациями. Открытый API позволил соединить BPM-систему с AmoCRM - это высоко оценили менеджеры по продажам. Теперь заказ со всеми сопутствующими документами и данными автоматически поступает из CRM-системы в Comindware, где запускается соответствующий бизнес-процесс, уведомляются эксперты, клиент и менеджер.

Бизнес-процесс состоит из цепочки шагов по подготовке к сертификации, таких как:

  • создание документов,
  • предварительный аудит бизнеса клиента,
  • обучение сотрудников клиента,
  • подача заявки в сертифицирующий орган,
  • аудит сертифицирующим органом,
  • шаги по учёту требований аудитора и повторной подачи заявки или по получению сертификата.

Ещё раз отмечу, что зачастую мы имеем разветвлённый процесс с параллельными ветками, триггерами и условиями.

Для нас фиксированные бизнес-процессы - достаточно страшная вещь, потому что процесс, о котором договорились сегодня, уже через пару дней может стать неактуальным. Если процесс пошёл на исполнение, но потом возникли какие-то события, и работа не может быть исполнена чётко по процессу, то должна быть возможность выполнить её в другом виде или позже без потери данных и контекста бизнес-процесса. В решении Comindware такая возможность реализована и мы ею пользуемся.

Личный кабинет эксперта в BPM-системе доступен из любого веб-браузера, как десктопного, так и мобильного. Также есть стандартные email-напоминания.

Было небольшое сопротивление экспертов в связи с тем, кто приходится работать с экземплярами процессов, а не с задачами, но где-то через месяц все признали, что так работать даже удобнее.

Результаты и перспективы

Одним из ключевых принципов «бирюзовой» компании является прозрачность для клиентов и сотрудников. Мы сделали огромный шаг в эту сторону:

  • Для эксперта. По клику на процесс эксперт видит статус текущей задачи по процессу и дедлайны, имеет доступ ко всем релевантным документам, может открыть картинку с визуализацией бизнес-процесса и оценить на каком этапе процесса он сейчас находится.

Совсем недавно мы открыли для себя возможность работы в рамках BPM-системы с задачами и кейсами вне процессов, что натолкнуло на мысль предложить систему к использованию сотрудникам других рабочих групп компании. Например, маркетологи рассмотрят возможность замены Trello на Comindware. Если обратная связь будет положительной, то мы рассмотрим перспективу использования продукта в роли единой платформы для решения широкого спектра бизнес-задач и создания внутренней информационной сети для обмена информацией.

Наш пример показал, что используя современную BPM-платформу можно быстро, своими силами и не раздувая штат, автоматизировать бизнес-процессы, обеспечить прозрачность процессов для клиентов, оставить сотрудникам свободу в принятии оперативных решений и остаться живой компанией с «бирюзовыми» принципами.

Если вам интересны другие истории «бирюзовых» компаний из российской практики, то посмотрите 64-страничное живое исследование бизнес-тренера и консультанта Филиппа Гузенюка.

0
2 комментария
Андрей Гусаров

Круто! Мы едем в гости к ребятам перед самым Новым Годом. Поделюсь потом впечатлениями.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Grebeshkov

Интересный кейс. Хорошо бы для наглядности ещё скриншот «разветвлённого процесса», который упоминается.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда