Аналитическое агентство Markswebb Rank & Report обнародовало исследование
e-Commerce User Index 2014, которое демонстрирует основные тенденции рынка интернет-магазинов в России.
Ключевые выводы исследования:
- В России число ежемесячных онлайн-покупателей превышает 20 млн человек (71% активной интернет-аудитории).
- Свыше половины онлайн-покупателей живут в городах с населением менее 1 млн.
- Активнее всего покупают женщины.
- Доля онлайн-покупателей среди интернет-пользователей с высоким доходом превышает все остальные группы (около 90%).
- Чаще всего за онлайн-покупки предпочитают платить наличкой: 43% покупателей, – но хотя бы одну покупку оплачивают онлайн уже больше половины покупателей.
Распределение онлайн-покупателей по городам проживания
Самый активный город-покупатель в России – это Москва: доля онлайн-покупателей в столице уже превышает 80%. В малых городах электронная коммерция запаздывает: ниже темпы проникновения интернета, сравнительно низкий уровень сервиса локальных интернет-магазинов.
Доля онлайн-покупателей среди интернет-пользователей разных городов
Доля онлайн-покупателей в разных федеральных округах, кроме Центрального и Северо-Западного (из-за Москвы и Питера здесь существенное отличие), составляет от 64% до 69%.
Доля онлайн-покупателей среди интернет-пользователей разных федеральных округов
Cреди онлайн-покупателей электроники, компьютеров и телефонов мужчины составляют большинство – почти 61%. А среди онлайн-покупателей одежды и обуви 67% составляют женщины.
Среди онлайн-покупателей бумажных книг лишь треть составляют мужчины. При этом больше половины мужчин, покупающих книги онлайн, моложе 35 лет. Напротив, среди женщин, покупающих бумажные книги онлайн, больше половины старше 45 лет.
Распределение онлайн-покупателей по полу и возрасту
10 лет назад интернет-аудитория была значительно более «мужской», чем сейчас. Теперь активнее покупают женщины (выше – возрастная и гендерная структура на диаграмме).
Доли онлайн-покупателей среди разных половозрастных групп интернет-пользователей
Несмотря на относительно малое число онлайн-покупателей среди интернет-пользователей с доходом менее 20 тыс руб. в месяц, их доля в общей массе онлайн-покупателей значительная – 44%. Еще 38% российских онлайн-покупателей – это люди с доходом 20-50 тысяч рублей. Можно ожидать, что интернет-пользователи с низким и средним доходом будут обеспечивать основной прирост онлайн-покупателей в российских интернет-магазинах в ближайшие 2-3 года.
Доли онлайн-покупателей среди интернет-пользователей с разным уровнем дохода на одного человека в семье
61% активной интернет-аудитории (или 85% от всех онлайн-покупателей) покупали в сети именно физические товары. Наиболее популярные категории покупок: одежда, обувь, электроника (включая компьютерную технику и телефоны), косметика и средства гигиены. Цифровые товары (приложения для мобильных устройств, электронные книги и всевозможный развлекательный контент: кино, музыку, игры и т.д.) покупали онлайн 27% активных интернет-пользователей.
Доли интернет-пользователей, совершивших онлайн-покупку товаров в той или иной категории за месяц
Наличные по-прежнему остаются самым популярным способом оплаты онлайн-покупок, однако уже больше половины онлайн-покупателей предпочитают иные способы оплаты. С
амым популярным способом онлайн-оплаты является оплата банковской картой: 34% покупателей.
Доли онлайн-покупателей, оплативших хотя бы одну онлайн-покупку тем или иным способом
Как зависит способ оплаты от покупаемого товара
При покупке физических товаров, – электроники, компьютеров и телефонов, – жители небольших городов значительно чаще выбирают оплату покупки онлайн (банковской картой или электронными деньгами), нежели жители городов-миллионеров.
Те, кто зарабатывает больше, предпочитают чаще платить банковской карточкой при получении товаров, а также через электронные платежные системы с привязанной карты (в основном – через PayPal).
Чем выше цена физического товара, тем чаще покупатели выбирают оплату при получении товара. И наоборот – чем ниже стоимость товара, тем чаще покупку оплачивают онлайн банковской картой или электронными деньгами.
Самая активная товарная категория в части выбора оплаты онлайн банковской картой – туристические сервисы: билеты на самолет и поезд, а также проживание в отеле. Около половины онлайн-покупателей оплачивают билеты и отели банковской картой онлайн (нередко это еще и единственный доступный способ оплаты).
Оплату наличными чаще всего выбирают при онлайн-покупке бытовой техники и бумажных книг – 48% и 44% покупателей соответственно. Электронные книги, программное обеспечение и развлекательный цифровой контент – товарные категории, в которых доля покупателей, выбирающих оплату электронными деньгами, наиболее высокая – почти 25%.
Распределение способов оплаты онлайн-покупок в разных товарных категориях
Интернет-покупки на мобильных устройствах – относительно редкое явление. Для покупки физических товаров в среднем лишь 5-6% покупателей используют смартфон или мобильный телефон. На планшетах в зависимости от товарной категории физические товары покупают 10-15% покупателей. Самая «немобильная» товарная категория – электроника, компьютеры и телефоны – 91% покупателей электроники предпочитают совершать покупку на стационарных компьютерах или ноутбуках.
Доли онлайн-покупателей по типу устройств, на которых была совершена покупка
В основу исследования e-Commerce User Index 2014 лег репрезентативный онлайн-опрос, проведенный агентством Markswebb Rank & Report в октябре 2013 года с размером выборки в 3 с лишним тысячи респондентов.