Бизнес-стриминг: Facebook Live vs YouTube
Уже почти как два года я развиваю live-стример для macOS, и в канун релиза нового продукта, уже для Windows, хочу поделиться своим сравнением двух популярных площадок - Facebook & YouTube.
Сразу скажу, что сравнение будет в контексте бизнес-стриминга, на котором сфокусированы мои продукты. Для game- или street- стримеров мне нечего сказать.
И так, у вас появилось желание периодически проводить живые трансляции и вебинары и вы озадачились выбором платформы для этого.
Несомненно: Facebook и YouTube следует рассматривать в первую очередь, поскольку обе предоставляют мощные возможности для стриминга и набора аудитории, и при этом совершенно бесплатно.
Сравним обе платформы по основным параметрам применительно к тематике бизнес-стриминга (обучающие, маркетинговые вебинары, трансляции мероприятий и т.п.)
Начало вещания
Для начала вещания на YouTube вам нужно:
- создать канал
- включить флажок “Прямые трансляции”
- пройти верификацию - ввести телефон и получить на него SMS
Тут стоит сказать ещё о том ,что вам придётся пробираться в достаточно запутанном интерфейсе ,чтобы выполнить эти действия.
Для начала вещания на Facebook вам нужно только иметь там аккаунт. Этого достаточно, чтобы проводить трансляции в профиле, своих страницах и группах.
В этом плане счёт 1:0 в пользу Facebook.
Поддержка нескольких качеств
Не все ваши зрители имеют хороший интернет и конечно нужно, чтобы платформа делала из оригинального потока несколько дополнительных потоков с пониженным качеством.
До недавнего времени только у YouTube была такая фича, но Facebook достаточно быстро внедрил её у себя тоже. Так что тут 1:1.
Доступность и качество записи
После трансляции в большинстве случаев вы захотите, чтобы запись вебинара осталась на площадке и желательно в хорошем качестве. Обе платформы позволяют это сделать.
Но если вдруг вы захотите скачать её себе ,то тут вас ждёт следующее:
- YouTube - скачать запись "официально" нельзя. Получить запись можно только прибегая к разным сторонним сервисам.
- Facebook - скачать запись можно "официально", но только в низком качестве (640x360).
Логика Facebook понятна - если хочешь смотреть оригинальное качество (HD) ,то давай заходи в соцсеть. Больше посещаемость - больше выгода для Facebook. И для автора вебинара, если он развивает сообщество в этой соцсети. Автор вебинара может быть уверен ,что никакой зритель не получит HD-версию вебинара себе на компьютер - только просмотр через соцсеть или сайт автора(об этом ниже).
Думаю, это позволяет говорить ,что счёт 1:0 в пользу Facebook.
Кстати, зная о том, что автор тоже не может скачать себе HD-версию своего вебинара, в JustBroadcaster и WinBroadcaster добавил кнопку записи - вы можете одновременно и транслировать и записывать в локальный файл (и качество записи будет выше).
Приватность трансляции
Иногда хочется ограничить доступ к своей трансляции или вебинару. Обе платформы дают такую возможность, но в YouTube это сделанно достаточно не удобно.
Очевидно, что Facebook, имея такие сущности как "друзья", "группы", "страницы" позволяет более гибко управлять тем, на какую аудиторию идёт ваш стрим.
Например, в Facebook вы можете делать трансляцию в закрытую группу и соответсвенно только участники группы будут видеть стрим.
Ещё один момент связан со встройкой плеера в ваш сайт. И YouTube и Facebook Live позволяют это сделать, но опять с отличием:
- плеер YouTube имеет его логотип и кликнув по нему зритель может "свалить" с вашего сайта: сперва на ютуб, а там получив порцию "рекомендаций", возможно и переключиться на ролики от конкурентов.
- плеер Facebook позволяет встроить себя без логотипа, то есть в принципе, зритель может даже не увидеть связи c Facebook.
1:0 в пользу Facebook.
Охват
Потребление контента становиться всё более "мобильным" , так что нужно быть готовым "достать" зрителя через мобильный девайс. Что мы тут имеем:
- YouTube - его мобильное приложение скорей можно отнести к "развлечение", поскольку устанавливают его, чтобы смотреть фильмы и прикольные ролики.
- Facebook - его мобильное приложение ассоциируется не только с развлечением. Его функционал шире и включает помимо прочего мессенджер. Обычным делом является его использование для бизнес-коммуникаций. С большей вероятностью ваши подписчики или члены группы получат оповещение о начале трансляции и они смогут сразу её посмотреть в приложении Facebook.
Не маловажным является и то ,что Facebook - это всё же социальная сеть и там значительно больше инструментов для построения сообщества - группы, страницы.
Имея ввиду ,что мы проводим сравнение в контексте бизнес-стриминга счёт 1:0 в пользу Facebook.
Обратная связь от зрителей
Взаимодействие зрителей с ведущим, а также между собой создаёт особую атмосферу любого стрима, именно она выгодно отличает live стрим от записи. Зритель охотней идёт на фидбек ( "фидбечиться" ), поскольку знает - по ту сторону экрана сейчас кто-то есть.
Что предлагает YouTube:
- Чат (плоский)
- Нравится\Не нравится
Что предлагает Facebook:
- Комментарии (разветлённые)
- Лайки
- Реакции
За счёт Реакций на Facebook становится возможным проводить более интерактивные стримы.
Вообщем 1:0 в пользу Facebook.
Итог
Наши JustBroadcaster и WinBroadcaster позволяют делать трансляции на обе платформы, и судя по статистике использования можно смело сказать - Facebook более популярен среди наших пользователей. И думаю это не удивительно - в контексте бизнес-стриминга, и построения аудитории Facebook предоставляет более интересные возможности.
Комментарий удален модератором
ну вообщем в плане архива видосов ютубу нет равных, а в плане "делового" live- стриминга думаю FB победит (в мировом масштабе).
В частности за последний год на западе появились и активно растут проекты конкретно под стриминг в Facebook :
- BeLive.tv (инфа об инвесторах есть в кранчбазе)
- ecammlive
Комментарий удален модератором