Стартап дня: сервис курьерской доставки Ptichka
Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный каждый день рассказывает о примечательных проектах.
Сейчас «Uber для курьеров» — не новость, их в мире десятки, все они на первый взгляд похожи. Исполнители скачивают приложение и загружают свою анкету. Сервис их проверяет, в зависимости от страны это может быть скан документов или интервью. После этого договор считается заключённым.
Курьер не считается сотрудником компании, он просто возит посылки, никаких благ, которые предлагает трудовой кодекс, не получает. Заказчиками выступают либо частные лица, либо интернет-магазины. Первые оставляют заявки через мобильные приложения, вторые через API.
Уведомление о новом заказе приходит курьеру на мобильное приложение с учётом геолокации. В загруженные часы служба может повышать цены на заказы или понижать свою комиссию. Если этого не хватает, то часть курьеров просят выходить на смену с почасовой оплатой.
Снаружи всё просто, проекты делаются почти одинаково, каждый может сделать конкурентный продукт, если оказался первым на своём рынке.
Внутри, как и в любом другом бизнесе, всё гораздо сложнее. Для иллюстрации — рассказ сооснователя российского стартапа Ptichka — службы доставки, работающей на территории Москвы и Санкт-Петербурга.
Чем этот проект отличается от лидера рынка — «Достависты»:
- Минимальная цена доставки в Ptichka — 170 рублей. В «Достависте» — 440 рублей, а с 14 декабря — 500 рублей. В «Достависте» система устроена так, что с заказов по центру города комиссия достигает 50%, а через весь город может получиться вообще без процентов. Бывает, что в Ptichka стоимость доставки на адрес — 240 рублей, а в «Достависте» такой же маршрут стоит 600 рублей. (Отличие, конечно, сейчас самое важное для клиента, но, когда одни захотят зарабатывать, а другие почувствуют конкуренцию, модели ценообразования и сами цены выровняются — Александр Горный)
- Быстро находится курьер. Поэтому в компании отказались от идеи «плоской» цены: как ты с комиссией ни играйся, всё равно будут места, в которые ехать сложно, поэтому заказ будет зависать, клиент — волноваться и так далее. В Ptichka процент зависающих заказов стремится к нулю. В «Достависте» в декабре ожидается до 50% задерживающихся заказов. (Если курьер быстро не нашёлся, заказ отменяется, цены в далёких локациях на будущее поднимают. Лучше ли это для клиента и бизнеса в перспектике — вопрос, но это точно дифференциация от лидера — Александр Горный)
- Расчёт реального срока выполнения заказа. Ptichka знает график работы метро и общественного транспорта. Система сразу проверяет, возможно ли доставить в желаемый срок. Если при оформлении нужный срок можно выбрать, значит курьер успеет. (ИТ-преимущества воспроизводимы, но пока конкуренты не воспроизвели, можно пользоваться — Александр Горный)
- Отсутствует телефония и колл-центр. Потому что построить систему поддержки по телефону сложно. Звонки кучкуются в районе 11:30 и 16:30, операторы ничего не делают 80% рабочего времени. Кроме того, телефония и операторы тормозят продукт в развитии. (Цена этому — отказ от части клиентов. Но зато остальным обеспечивается лучший сервис — Александр Горный)
- Квалифицированная поддержка в чате. Инженер поддержки может быть недостаточно вежлив, но он всегда в курсе того, как работает система. И сам ставит задачи программистам и тестирует результат. (Хорошо быть маленьким — Александр Горный) Ключевая стратегическая метрика — количество обращений на тысячу заказов. И каждая задача делается с оглядкой на эту метрику.
- Встроенный в форму заказа чат общения с курьером. Пока только запустили. И пока не все функции есть, но он уже хорошо работает, много сообщений через чат проходит.
- Поручения курьеру. Наш курьер готов подождать в очереди, «купить и привезти», «встретить поезд», и многое другое. В достависте это несистемно. Курьеры воспринимают поручения без энтузиазма и кайфа для клиентов мало в итоге. Многие фичи скрыты. Чтобы включить нужно где-то куда-то написать, от кого-то узнать, что фича есть.
- Комиссия за объявленную стоимость — 0,8%, это меньше, чем в «Достависте».
Сейчас Ptichka маленькая, но быстро растёт: 300 выполненных заказов в феврале, четыре тысячи в ноябре. В деньгах в декабре планируют получить 250 тысяч рублей комиссии. Инвестиции тоже минимальны.
Ерунда какая-то. Лучше бы написали как сотрудницы стартапов в долине переживают харрасмент. Смысл про какие-то клоны клонов убера читать.
4 тысячи заказов в месяц? Это чуть больше 100 в день? То есть 5 в час? Четыре человека могут в команде в чате ватсап принимать заказы и больше заказов успеть сделать.
Стартап дня. Ваще
Нормальная тактика. Почти не спалился)
Нормально подгорело
На то он и стартап) а дальше будет видно
ого, какая война за коммент. Интересно почему
потому что вы из фирмы, упомянутой в статье)))
ааа. Речь про птичку или про достависту? (я из обоих)
я поняла, что из обоих) но в тексте вторая упоминается как-то по-особенному)))))))))
Самокритично))
Пока похоже на немасштабируемый стартап на коленке. Но всячески желаю успехов!
Почему так показалось?
Комментарий удален модератором
По мне это крутой ход, отказаться от телефона. Потому что в моем проекте тоже самое, прибыльные клиенты не звонят к нам, максимум пишут в чат.
По телефону 1 оператор может 1 человека обслужить, в чате хоть 5 одновременно без проблем, плюс еще они имеют дело с адресами клиентов, чтобы глухой телефон не получился, тут уже четко видно, что написал клиент.
Сейчас вообще со всем клиентами стараемся все согласовывать по электронке (чаты не особо подходят). И всегда концы можно найти, и склероза ни у кого сразу нету.
У мастеров приемщиков (у меня СТО) простая установка - каждая копейка согласованная по телефону, это не согласованная копейка.
Ну да у вас не совсем оперативно надо решать, тогда емейл лучше. У нас обычно через чат проходят те заказы, которые надо максимально быстро выполнить
Ну тем более я отправляю заказ наряд в котором перечень работ и список запчастей. Клиенту в любом случае тайм аут нужен, все проверить, посмотреть не обманываю ли я его не завысил ли цены на запчасти и тд.
наоборот звонок тормозит. Текстом быстрее сразу найти нужный заказ и паралально с курьером связаться например.
Факт в том что телефон привычный и трудно себя перестроить. Мне тоже часто хочется позвонить, буквально заставляю себя строго текстом общатся. Но плавно обучился
Судя по ленте Кобзева, он ранее участвовал в Достависте, потом решил пилить Птичку.
Надеюсь, от конкуренции выиграют клиенты. Говорю как постоянный пользователь Д-ты.
Передергивает когда вот так по фамилии упоминают.
Витаминки попейте, нервы нужно беречь.
Комментарий удален модератором
Птичка не дешевле.
Посмотрела цены- нет, не дешевле.
Ну а люди везде идентичные, так что за качество ручаться невозможно.
А на каком основании курьер будет принимать наличные? Про чеки я не говорю, ибо их, явно, не будет! :)
это поручение курьеру. Читайте оферту если интересны юридические детали. Тут все чисто
Лажа ПОЛНАЯ!!!! По факту они ДОРОЖЕ достависты!!!
а что, попробую! а то в Достависте 100 раз писал в дополнительных сведениях - "будут документы, обязательно наличие папки" - один хрен, всегда без нее приезжали. Девушки-курьеры всегда пытались в свои микроскопические сумочки засунуть, парни - просто и в трубочку сворачивали прямо при мне.
Полагаю, Вам просто не повезло с курьерами.
Подрабатываю сейчас в Достависте. К документам клиентов всегда отношусь как к своим: при клиенте аккуратно убираю (при надобности -- упаковываю в файлик, папку) документы в огромный рюкзак (большой объём рюкзака -- очень полезный параметр при работе курьером), перед выходом на улицу ещё раз осматриваю рюкзак, проверяю, хорошо ли закрыт отсек с документами клиента, дабы исключить попадание туда влаги.
Честно, в голове не укладывается, как документы можно пытаться засунуть в сумочку или, что ещё хуже, свернуть их в трубку и нести в руках.
Я упаковываю документы в файлик. Думаю, как отправитель я свои обязанности выполнил. Далее я могу рассчитывать, что курьер, ежедневно возящий документы имеет портфель или жёсткую папку. Рюкзак не спасёт. Вам в метро его придавят и помнут, углы загнутся и т. Д. Конечно, можно считать занудством, но если отправляешь договор на несколько миллионов рублей - могу представить, с каким чувством его будет подписывать генеральный директор клиента.
может это вы должны подготавливать папки для документов?
А может ежедневно возящий документы курьер? Иначе к каждому заказу у меня расход +200 рублей на жёсткую папку
Комментарий удален модератором
Все такие пипец крутые, у нас офисе просто отряжали того, кому прогуляться охота - и через полчаса максимум у всех уже был перерыв на обед ...
Комментарий удален модератором
Зачем в принципе заказывать доставку, если можно сходить и принести?
Это я даже не касаюсь вопроса оплаты доставки (бесплатной от определенной суммы).
Зачем в принципе ЕЩЕ одному чужому человеку позволять трогать Вашу еду?
(Это если отвлечься от нежелательности использования общепита, как такового)
Комментарий удален модератором
Именно :(
Если хочешь чтобы что-то было сделано (хорошо) - делай это сам(а)
:(
У одной знакомой вышло так, что как-то внезапно она вдруг едет в метро и потом бежит на каблуках (вечером свидание), по февральскому Питеру, спотыкаясь об лед и сугробы, и думает, главное бы не споткнуться - потому что тогда упаковка с 15.000 евро может выпасть и вылететь из веселенького пакета с полезным завтраком и еще всякой всячиной, и как ее тогда ловить?
А как вышло - город в пробках, нужно срочно (вдруг) заплатить за аренду виллы где-то там, и начальство смотрит и видит девочку-менеджера, которая вот прямо щаз поедет и отвезет. Ну и что, что на метро, никто же не подумает ...
Я ей когда сказал, что я бы отказался в принципе - потому что в случае чего мне отдавать было бы банально нечем, и что такими сценариями могла начинаться банальная подстава с _гарантированным_ ограблением, она отмахнулась и сказала - мол я надеялась на лучшее, хотя на душе кошки скребли, пока не отдала под роспись все.
да был косяк. После статьи набежало народу куча. Поправили. Нет больше проблемы. Про теорему эскобара считаю тут неверно в целом. У нас очень хорошо нахоядмтя курьеры.
А в марте заработает финансовая гарантия срока доставки. То есть если облажаемся то выплатим неустойку
Аксиома )))
Достависта не плохо, недавно пользуютсь. Попробуем и птичку)) Заходил на сайт неделю назад - мне показалось что не факт что они работают раз даже телефона нет))
Удачи, чувак. Да прибудет сила в ногах твоих курьеров
Комментарий удален модератором
Тоже решила попробовать в итоге мне в 6 часов вечера их курьер отменил заказ и в итоге доки он так мне и не привез ..... Ужас