Кейс: первый хакатон в российской нефтянке

Формат хакатона помог усовершенствовать Facebook, Google, Intel, Яндекс. Формат оценили и в других секторах экономики – хакатон регулярно проводит IKEA. В российской нефтяной отрасли подобное мероприятие первой решилась провести «Газпром нефть».

Сейчас собственные хакатоны начинают проводить и нефтяные компании, в которых до последнего времени новые идеи внедрялись сложно, а выпуск новых продуктовых решений мог занимать многие месяцы. Первыми необходимость изменений почувствовали сбытовые подразделения, которые общаются непосредственно с клиентами. В «Газпром нефти» инициатором хакатона стала как раз дирекция региональных продаж. В подразделении отмечают, что формат особенно эффективен не только для разработки новых продуктов, но и для «взлома» и переосмысления традиционных бизнес-процессов.

Найти выскочек

В хакатоне «Газпром нефти» участвовали восемь команд, попасть в которые можно было после многоступенчатой системы отбора на проекте «Битва коммерсантов-цифровая трансформация». Заявки на участие принимались от любого сотрудника уровня не выше «специалист». Они должны были пройти анкетирование, переговорные туры, презентации, анализ бизнес-ситуаций, решение интеллектуальных и творческих задач.

По словам Павла Таргашина, преподавателя образовательной программы в Digital для Microsoft EMEA, который выступал одним из соорганизатором хакатона «Газпромнефти», главный тренд следующего года – корпоративное и командное обучение digital-трансформации. «Компании понимают, что стартапам-выскочкам легче найти решения бизнес-задач за счет своей гибкости и нестандартного мышления. Многие госкорпорации стремятся внедрить цифровые решения, но для этого нужно поддерживать собственных “выскочек” и объединять их для инноваций. Главной целью хакатона «Газпромнефти» стал как раз поиск таких «выскочек», их образование через соревнование и поиск новых идей», - рассказывает он.

На презентации бизнес-кейсов участники хакатона впервые увидели топ-менеджеров компании в стиле casual. Никаких костюмов. Носители знаний – гендиректора – общались непринуждённо и рассказывали все нюансы бизнеса. К ним сложно прорваться в обычные рабочие дни, но на хакатоне они из интервьюируемых быстро превращались в участников мозгового штурма и делились собственными идеями. Каждой команде помогали эксперты и трекеры, которые координировали участников и направляли их усилия.

Болевые точки

Задания участникам хакатона давали главы шести подразделений компании. Это были реальные проблемы, для которых традиционным путем не могли найти решения.

• Использование ручного труда в процессах, которые можно заменить цифровыми решениями;

• Неполная система трекинга и контроля процессов;

• Недостаток предиктивной аналитики и облачных технологий для обмена информацией между клиентами, партнерами и собственными подразделениями.

Одно из решений, на внедрение которого менеджмент согласился прямо во время хакатона, было связано с исключением «человеческого фактора» в процедуре контроля качества. Перед командой «Хакамегатрон» стояла задача организовать удаленный трекинг для специалистов подразделения «Газпромнефть-Лаборатория», которые следят, чтобы высокое качество топлива сохранялось на всей производственной цепочке от завода до пистолета АЗС. От команды требовалось создать рабочий механизм, позволяющий фиксировать каждое действие пробоотборщика и лаборанта в соответствии с процедурой проверки и чек-листом, и загружать точную информацию об этих действиях и их результатов в онлайн-систему управления информацией.

На питче перед жюри команда предложила решение, которые полностью исключает человеческий фактор – пробы нельзя перепутать, смешать или подменить:

• Вооружить лаборантов и отборщиков проб специальными промышленными очками для регистрации аудио- и видеоконтента и для проектирования чек-листа. Каждое действие этих сотрудников записывать и хранить в онлайн базе данных.

• Идентифицировать тару с пробой топлива по штрих-коду. Каждая проба опечатана этикеткой с автоматически сгенерированным QR-кодом, который содержит нужную информацию – время отбора, имя сотрудника и другие данные.

• По завершении процедуры отбора проба попадает в электронный чеклист. Затем отправляется на анализ, а результат загружается в систему LIMS (Laboratory Information Management System).

Победитель доставляет

Победителем хакатона стала команда Black Tank, работавшая над проектом контроля приема продуктов на нефтебазе. Сейчас из-за неавтомотизированности приема нефтепродуктов от железной дороги или автоперевозчиков, операционные расходы нефтебаз серьезно растут – менеджеры не всегда успевают принимать нужные управленческие решения, а транспорт иногда простаивает.

Решение представляет собой систему мониторинга, которое позволит менеджеру отслеживать все этапы процесса передвижения нефтепродуктов онлайн. Оно агрегирует данные с систем самой нефтебазы, РЖД или автоперевозчиков и лаборатории, которая контролирует качество принимаемого топлива. Оформлено решение в виде мобильного приложения.

Прототип приложения
Прототип приложения
Dachboard руководителя
Dachboard руководителя

Другие идеи

Кейс: первый хакатон в российской нефтянке

Итоги

Хакатон способствовал тому, чтобы время на прохождение корпоративных процедур и согласований сократилось. Топ-менеджеры, которые на нем присутствовали, за этим проследят – родившиеся в ходе хакатона решения будут добавлены в существующие командные проекты, доработка прототипов будет происходить внутри предприятий.

«Трейдеры научились думать как IT-шники, а айтишники перестали считать себя сервисом, начали мыслить с точки зрения бизнеса. Хакатон показал, что «Газпром нефть» обладает значительным человеческим потенциалом, который поможет стать самой технологичной компанией в отрасли»

Александр Крылов, глава Дирекции по региональным продажам «Газпром нефти»
1111
реклама
разместить
Начать дискуссию