«Чёрная пятница» в онлайн-страховании: кейс «Росгосстраха»

День, когда страховой полис становится продуктом эластичного спроса.

Меня зовут Анна Козлова, мы с коллегами из департамента развития прямых продаж компании «Росгосстрах» хотим поделиться результатами нашей акции, которую мы провели в минувшую чёрную пятницу, 24 ноября, на нашем сайте. Результаты нас впечатлили!

Страхование не покупается, а продаётся

Страховой полис (любой — PDF или на бумажном бланке) обычно нужен человеку тогда, когда он обязателен и без него нельзя достичь своих целей. Например, без ОСАГО не сесть за руль, ипотеку невозможно оформить без страхования имущества, а без страховки туриста не получишь визу для въезда во многие страны. Полностью добровольные же виды страхования скорее продаются, чем покупаются. Далеко не все автомобилисты приобретают каско, очень далеко не все страхуют свою квартиру или свою гражданскую ответственность перед соседями.

Даже если человек сам теоретически был бы не против, например, застраховать квартиру от залива (всякое бывает), этот интерес достаточно вялый, даже если предложить хорошую скидку (мы проверяли).

Поэтому когда мы приняли решение устроить на своем сайте «чёрную пятницу» 24 ноября 2017 года, мы совершенно не ждали ничего особенного в плане продаж, просто хотелось попробовать.

Онлайн vs оффлайн

Поскольку наш департамент отвечает за онлайн-канал продаж в компании (онлайн-продажи на официальном сайте), мы разработали свою «чёрную пятницу» — скидки только на нашем официальном сайте по специальному сниженному тарифу ровно на сутки. Онлайн, в отличие от офисов, это реализовать особенно просто — не нужно информировать сотрудников в более чем 3000 офисах по всей стране, клиентам не надо идти в оффлайн-представительство. Достаточно настроить тариф для применения на сайте, а дальше для клиента дело 5 минут — выбрать нужные опции, оплатить полис картой на сайте и получить PDF на свой мэйл.

Подготовка к «чёрной пятнице» — выбор страховых продуктов

На нашем сайте сейчас пять страховых продуктов, которые можно купить полностью онлайн. Мы же остановились на трёх: путешествия за рубеж и по России, а также страхование квартиры. На ОСАГО по закону нельзя давать скидки (КБМ в расчет не берем — он может быть и повышающим, так что это не скидка в общем понимании), а для страховки от клеща сейчас не сезон.

Надо сказать, что стоимость отобранных нами для акции страховых продуктов, как правило, не так высока, чтобы пользователи опасались приобретать их онлайн. Средний полис за рубеж, например, обходится в 1 800 рублей, а страховка квартиры — в 3 500 рублей (наши данные по 2017 году).

Механика и анонсирование

Скидка для «чёрной пятницы» предоставлялась в рамках специального сниженного на сайте тарифа и только один день — 24 ноября с 00:00 до 23:59. Она распространялась на весь набор рисков (как основной, так и дополнительный). На страховки путешествий нам удалось получить у коллег, ответственных за страховые тарифы по виду, скидку 20%, а на страхование квартиры — 25%.

В понедельник 20 ноября мы сделали первую рассылку по своими онлайн-клиентам, где анонсировали предстоящую акцию. Поскольку мы планировали и вторую рассылку (собственно в чёрную пятницу), у нас была одна сквозная «история» для обеих рассылок: «мы выращиваем для вас скидки» и «ваши скидки уже выросли».

Фрагмент первой рассылки 20 ноября
Фрагмент первой рассылки 20 ноября
Фрагмент второй рассылки 24 ноября
Фрагмент второй рассылки 24 ноября

Забегая вперед, скажем, что рассылка принесла нам половину всех сборов по акции.

Помимо рассылки мы анонсировали акцию на нашем сайте. Честно говоря, хотелось это сделать накануне чёрной пятницы, чтобы не уронить сборы на неделе, но рука дрогнула и мы разместили баннеры в среду, 22 ноября.

Баннер по акции на главной странице сайта
Баннер по акции на главной странице сайта
Баннеры по акции в меню сайта
Баннеры по акции в меню сайта

В этот же день запостили анонс акции и в наших аккаунтах на Facebook, Vkontakte и Instagram.

В саму чёрную пятницу, утром 24 ноября, мы сделали повторную рассылку по клиентам, а также включили поддержку в контекстной рекламе (она есть постоянно, но в день акции мы обновили объявления). Правда, контекст нам удалось обновить только к обеду из-за проблем с модерацией в Яндексе (случилась именно в этот день и коснулась не только нас — вот ведь «повезло»). А к вечеру вспомнили, что забыли про приложение, и отправили пуш.

Пуш-уведомление в приложении
Пуш-уведомление в приложении

День Х

День Х у нас начался рано — в 00:00 мы выкатили доработку на прод, после чего выяснилось, что скидка применяется в двойном размере. Утром ошибку исправили, но почти полсотни клиентов получили этой ночью самые выгодные полисы)

Кстати, уже ночью мы заметили сильный ажиотаж на сайте — уровень продаж был выше обычного.

Рассылка прошла штатно, проблемы с модерацией контекстных объявлений (о которых мы уже упоминали) благополучно разрешились, и к обеду мы сделали первую выгрузку продаж. И сказать, что мы удивились, было не сказать ничего.

Только за половину дня продажи страховок путешествий превысили всю предыдущую пятницу почти в 4 раза в рублях и почти в 3 раза в штуках полисов! Результаты по страхованию квартиры вообще улетели в космос.

Если по путешествиям мы еще могли хоть как-то объяснить такой рост предстоящими праздниками и новогодними каникулами — люди могли купить полис заранее на эти дни, то причина такого сумасшедшего спроса на страхование квартиры для нас стала загадкой.

Результаты

Подводя итоги, мы не переставали удивляться. Общий результат по страхованию путешествий и квартиры: 24 ноября были сильно превышены все дневные пики продаж с момента запуска сервисов на сайте (онлайн-путешествия — в конце 2012 года, онлайн-квартира — в конце 2015 года).

По страхованию путешествий:

  • Превышены среднедневные значения за ноябрь: по количеству договоров — в 3,8 раз, по сборам — в 4,5 раза,
  • Конверсия была выше в 2 раза по отношению к среднедневной конверсии за 2017 год,
  • На неделе с «чёрной пятницей» сборы более чем в 1,5 раза превысили средненедельный показатель за 2017 год.

По страхованию квартиры:

  • Конверсия была выше в 8 раз по отношению к среднедневной конверсии за 2017 год,
  • На неделе с «чёрной пятницей» сборы в 4 раза превысили средненедельный показатель за 2017 год, а кол-во договоров — в 5 раз.

На графиках представлена динамика сборов по неделям, на которых последний столбец — это неделя с чёрной пятницей. Сейчас уже знаем результаты последующих недель и можем уверенно сказать, что акция не перетянула спрос на себя и продажи после чёрной пятницы не упали.

Динамика продаж (в рублях и в штуках полисов) по неделям
Динамика продаж (в рублях и в штуках полисов) по неделям

Как мы упомянули раньше, рассылка принесла больше всего сборов по страхованию путешествий — почти половину (она же обошлась дешевле всех остальных мероприятий).

Источники продаж
Источники продаж

Акция привлекла 25% новых клиентов по страхованию путешествий при нашем минимальном анонсировании «во вне».

Доли новых и постоянных клиентов до запуска и в ходе акции
Доли новых и постоянных клиентов до запуска и в ходе акции

Тут хочется отметить, что год назад уровень постоянных клиентов, которые возвращаются к нам за полисом путешественника, составлял всего 20% (против нынешних 45%).

Итоги и выводы

Вот несколько выводов и выжимок, которые мы сформулировали по итогам акции «чёрная пятница»:

  • Абсолютные рекорды по сборам (никак не ожидали),

  • Продажи на неделе до старта не просели (волновались, что люди получат первую рассылку и «сядут» ждать скидки, притормозят с покупками до акции),

  • Продажи на неделе после акции также не просели (волновались, что люди «закупятся впрок»),

  • Покупать начали еще до утренней рассылки (увидели всплеск продаж уже ночью),

  • Заодно подвели итог работ по программе лояльности — за год объем постоянных клиентов удалось повысить с 20% до почти 50%,

  • Такое ощущение, что полисы покупаются впрок на волне массового распродажного ажиотажа,

  • Есть теория, что если бы мы сделали акцию длиной в 2-3 дня, то результат не был бы таким ярким. Сработал эффект массового «распродажного» ажиотажа — успеть купить!

И напоследок... Этот комментарий мы получили в ответ к нашему посту с анонсом на Facebook, еще до старта акции:

Комментарий к анонсу акции на Facebook
Комментарий к анонсу акции на Facebook

Как оказалось, в чёрную пятницу даже такой «товар неэластичного спроса», как страхование, пользуется большой популярностью.

33
1 комментарий

А не тот ли это РГС, который впридачу с Открытием «оздоравливают»?


А не тот ли это РГС, который систематически не производит страховых выплат до решения суда, по факту пользуясь чужими денежными средствами?

А не тот ли...

Долго можно КЕЙСЫ вспоминать.

1
Ответить