Недавно у школы городских предпринимателей Vector совместно с Samsung прошел курс «Как создать мобильное приложение» — 524 заявки, 24 слушателя курса, 5 финалистов и 1 победитель, которому достался грант в размере 300 000 рублей на развитие своего приложения. Мы выделили 7 распространенных причин «смерти» мобильных стартапов и поговорили с экспертами, которые работали с командами на протяжении курса, как не организовать «похороны» собственного проекта.
Причина #1: Сомнительная идея
Если вы считаете, что у вас родилась идея на миллион, не поленитесь проверить не существует ли аналогичного приложения на рынке и не пытался ли кто-то реализовать до вас подобный сервис, потерпев неудачу. Часто достаточно общения с несколькими представителями мобильной индустрии, чтобы не вляпаться в разработку, кредит и неэффективное использование собственных сил. Генерируя идеи, также трезво отдавайте себе отчет в объеме работ, который вы на себя берете: если нет ощутимой поддержки со стороны в виде, например, трафика, PR-поддержки или финансирования разработки, эффективнее сконцентрироваться на «небольшой» идее, которая улучшить жизнь тысячи, нежели делать очередного убийцу Facebook для всех.
Причина #2: Отсутствие аудитории
Общайтесь с живыми людьми, спрашивайте про проблему, которую вы планируете решать с помощью приложения, изучайте конкурентов и, самое главное, альтернативные пути решения: задумав сделать крутой сервис по подбору развлечений, подумайте чем вы будете «лучше» существующих проектов и сарафанного радио в существующих социальных сетях.
Причина #3: Интерфейс решения проблемы
Не всегда формат приложения сам по себе удобен для решения той или иной проблемы: задумав сделать крутой планер, подумайте чем вы будете лучше обычного блокнота или стикера ядовито-розового цвета; взявшись за разработку премиум-сервиса для поиска билетов бизнес-класса, подумайте кто их заказывает: как вариант старые секретарши ближайшие лет 5 будут предпочитать звонить напрямую в авиакомпанию. В заявках, например, было приложение для онкобольных и их родственников: перед началом работы было бы круто спросить конечных пользователей действительно ли они хотят отслеживать в приложении тенденцию развития опухоли или им все же «легче» получать эту информацию от врача, который окажет моральную поддержку и, если понадобится, успокоит истерику.
Причина #4: Недостаток знаний
Must have на этапе предварительного исследования – хотя бы поверхностно погрузиться в сферу, в которой вы планируете реализовывать проект. Никто не говорит вам осваивать XCode, Illustrator или учить C++, идти работать в медицинское учреждение или языковую школу, если ваш проект создается для этих сфер — найти время на прочтение подборки статей можно и нужно. В качестве среза: каждый слушатель курса для предзащиты готовил слайд по монетизации и убедительно его защищал, но никто из 24 слушателей не знал, что AppStore и Google Play берут комиссию с транзакций внутри сторов, а это, между прочим, 30% дохода.
Причина #5: Недостаток гипотез
Нежелание или неумение смотреть на свой проект под разным углом — наиболее частая причина невыхода приложения в стор. Молодые команды часто зацикливаются на одной идее и лелеют её в течение нескольких лет, не желая отходить от изначального плана.
Причина #6: Природа мотивации
Сделать приложение для себя или портфолио — это нормально. Важно выделять ограниченное время и ресурсы на этот эксперимент, не врать себе и окружающим в природе собственной мотивации и уметь вовремя остановиться, признав неуспех. Часто молодые команды придумывают себе ложные цели, делают сомнительный продукт, тратя на него много сил и убеждая окружающих, что в приложении скрыт огромный потенциал. Незаметно желание попробовать что-то новое и получить свои 15 минут славы сменяется агрессивным желанием вернуть занятый у знакомых миллион рублей или реализовать публично обещанное «вау».
Причина #7: Расфокус
Одна цитата из анкеты вместо десятка слов: «Зачем ставить множество приложений когда есть ОДНО универсальное приложение? В нем есть: защищенное пространство для хранения различных данных, начиная от паролей заканчивая паспортными данными; специальное место для соц. сетей и мессенджеров, с приходом уведомлений; специальное место для развлечений (игры, медиа плееры, музыка, подкасты); место для офисных задач».
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором