Офтоп Дима Морисон
580

Интернет VS Авторское право

Юристы отвечают на самые популярные вопросы блогеров, создателей сообществ, новых медиа, музыкантов и фотографов о том, как защитить себя от кражи контента в Сети.

В закладки

Компания «Право.ру», создатель «Картотеки арбитражных дел», сервиса «Мой арбитр» и одноименного портала, запустила собственную юридическую онлайн-академию. Первый курс стартовал 1 декабря, он посвящен проблемам и тонкостям «авторского права». Преподавателями первой учебной программы стали партнёры юридической фирмы Semenov&Pevzner Роман Лукьянов и Екатерина Калиничева, которые провели более 4000 успешных судебных процессов по спорам об интеллектуальной собственности и представляли интересы правообладателей в судебных спорах с торрент-трекером Rutracker, сервисом для чтения книг Bookmate и музыкальным сайтом Zaycev.net. Мы попросили несколько представителей интернет-общественности задать самые волнующие вопросы о защите своих прав в интернете. А представители онлайн-академии «Право.ру» подготовили на них ответы.

Использование чужих фотографий на своем сайте

Я экстремальный фотограф, делаю снимки в самых необычных местах, с самых высоких точек планеты. Фотографии я продаю. Почти с самого начала выкладываю некоторые снимки в своих соцсетях. Естественно, качество там оставляет желает лучшего, но оказалось, что мало кого это волнует. Многие просто крадут мои фото, в том числе, используя и в коммерческих целях. Чаще всего такие истории замечают мои друзья, и присылают мне. Я не могу не выкладывать совсем фото в соцсети, во-первых, мне просто хочется делиться этой невероятной красотой с людьми, во-вторых, так я могу получать новых заказчиков. А вот каждый раз обращаться в суд просто нет времени. Подскажите, какие способы есть для отслеживания, кто использует мои фото и в каких целях? И как вообще возможно урегулировать этот вопрос внесудебно? А если решать через суд, как много времени может занять процесс, каковы шансы на успех? И как я могу подтвердить, что именно я являюсь правообладателем, должен ли я обращаться в какую-то организацию?

Виталий Раскалов
Руфер, фотограф

Ответ: Да, действительно, зачастую нарушения прав на фотографии могут увидеть ваши знакомые или вы сами случайным образом. Кроме того, можно использовать специализированные программы, поисковики, которые при загрузке изображения могут найти его в сети «Интернет». Для урегулирования вопроса во внесудебном порядке необходимо определиться с целями, которых вы хотите достичь, исходя из этого прорабатывать план действий. Например, если речь идет о нарушении в сети «Интернет», вы можете обратиться с претензией к владельцу сайта или хостинг-провайдеру (если владелец сайта не реагирует или его контакты неизвестны) с требованием удалить фотографии (ограничить доступ к ним), исключительные права на которые принадлежат вам. Что касается вопроса о судебном процессе, о шансах на успех, длительности процесса и прочее, то необходимо оценивать каждое конкретное нарушение исключительных прав на изображение, чтобы иметь возможность дать какой-либо прогноз. Рекомендуем вам на всех ваших фотографиях размещать информацию об авторе.

Авторское право на редакционные материалы

У нас одна из самых оперативных редакций в стране, чаще всего мы самые первые, кто сообщает о самых важных новостях. Многие СМИ, блоги, а теперь еще и телеграм-каналы используют наши материалы, с нашими источниками, а иногда даже с нашими спикерами, но при этом не указывают ссылку на нас, то есть, не указывают первоисточник. Иногда даже бывает, что в итоге ссылаются на какой-нибудь телеграм-канал, хотя мы первыми сообщили о происшествии. Как можно защитить себя в таком случае? Стоит ли обращаться в суд, особенно, если авторов каналов невозможно найти? Какой материальный ущерб нам положен в таком случае?

Юрий Крук
Корреспондент отдела культуры портала Life.ru

Ответ: необходимо анализировать ситуацию в каждом конкретном случае: какие именно материалы используются, можно ли их считать объектами авторских прав. Например, в соответствии с Гражданским Кодексом РФ сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач и тому подобное) не являются объектами авторских прав.

Использование чужих фотографий на билбордах

Один бренд решил устроить себе красивую рекламную кампанию своего продукта — в магазинах брошюры, постеры, на улицах нескольких российских городов огромные биллборды с моим лицом. Вот только проблема в том, что разрешения на использование моего лица никто не спросил, денег никто не предложил. Мы хотим обратиться в суд, скажите, какова вероятность на позитивный исход дела, могу ли я требовать компенсацию материального ущерба, поскольку это наносит сильный удар по моему имиджу? И как защитить себя от таких ситуаций в будущем, как вообще предъявить права на собственное лицо, если, в целом, эти фото можно найти в интернете?

Макс Брандт
Видеоблогер

Ответ: Для того чтобы объективно оценить описанную вами ситуацию, вводных данных недостаточно. Имеет значение, что использует популярный бренд: профессиональную фотографию, фотографию, сделанную на мероприятии, личную и т.д. Фотографическое изображение является объектом авторского права. Авторские права на фотографии принадлежат фотографу. Фотограф, являясь правообладателем, может распоряжаться исключительным правом на фотографии и по своему усмотрению запрещать или разрешать другим лицам использование фотографий. При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографий, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату. Таким образом, если используются фотографии, которые сделаны фотографом, необходимо оценить договор с фотографом и условия вашего сотрудничества: например, вы позировали за плату – в таком случае разрешение на использование фотографий могло быть получено у фотографа.

Авторское право на музыку, размещенную в соцсети

Я музыкант, причем, из того нового поколения музыкантов, для которых их лейбл — это их страница в «ВКонтакте». Мы начали выкладывать сюда музыку, быстро набрали аудиторию, которая приходит теперь на наши концерты. Однако, сила интернета является и ее же слабостью. Недавно мы впервые услышали кусок нашей песни в рекламе одного бренда, пока попробовали с ними связаться, но безрезультатно. Подскажите, что мы можем сделать в такой ситуации? И как вообще необходимо заявить о правах на свою песню, если мы не работаем ни с какой глобальной звукозаписывающей компанией?

Sasha Slang
Исполнитель

Ответ: Авторские права на музыкальное произведение возникают автоматически с момента создания произведения, информация об авторах может указываться, например, на экземпляре произведения. Также, если речь идет об исполнении и/или фонограммах, то возникают смежные права. Информация, которая идентифицирует объект смежного права или правообладателя может доводиться до всеобщего сведения (например, размещена на сайте в сети «Интернет»). Исключительное право на фонограмму принадлежит ее изготовителю, то есть лицу взявшему на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. Для включения фонограммы/музыкального произведения в состав видеоролика (рекламный ролик), необходимо согласие правообладателя такого музыкального произведения и/или фонограммы. В случае, если вы являетесь обладателем исключительных прав на музыкальное произведение и/или фонограмму, вы можете предъявить претензию нарушителю. В случае, если согласие в ходе досудебного урегулирования все же не было достигнуто, вы имеете право обратиться с исковым заявлением в суд.

Авторское право на мемы в сообществах

Наша площадка одна из популярных с уникальными мемами, зачастую пользователи сами придумывают контент, присылают его нам для размещения и мы на него ставим свой вотермарк. После этого другие сообщества, менее или более популярные, просто берут эту картинку, ставят на нее свою вотермарку и размещают у себя. На наш взгляд, это нечестно и неправильно. Как такая ситуация рассматривается с точки зрения права? Кто в этом случае вообще является правообладателям? Что могут делать пользователи, могут ли они, например, обращаться в суд, требовать компенсации? Каким образом они могут подтвердить, что авторские права принадлежат именно им?

Сергей Хахалев
Создатель сообщества «Биржа»

Ответ: Если пользователи присылают вам результаты своего творческого труда (картинки), то они признаются авторами произведений и их же правообладателями, если не передавали права иным лицам. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности, другие лица не могут использовать его без согласия правообладателя, кроме случаев, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ. Если вы не заключаете с пользователем договора об отчуждении прав или исключительной лицензии, то за пользователем сохраняется право выдачи разрешений на использование результата своего творческого труда другим лицам. В случае, если пользователь не давал согласия на размещение своего произведения определенному ресурсу, он может обратиться с претензией к нарушителю, чтобы урегулировать вопрос в досудебном порядке, в том числе требовать выплаты компенсации. Если вопрос не будет разрешен, то обратиться с исковым заявлением в суд. В Российской Федерации действует презумпция авторства — автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, либо иным образом, считается его автором, если не доказано иное.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Дима Морисон", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 17, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 31273, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 26 Dec 2017 17:34:01 +0300" }
{ "id": 31273, "author_id": 12070, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/31273\/get","add":"\/comments\/31273\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/31273"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "possessions": [] }

Комментариев нет 0 комм.

Популярные

По порядку

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }