Box растет как на дрожжах с момента своего запуска. Всё началось как простой облачный сервис для хранения файлов, а переросло в хостинг для всех возможных корпоративных платформ с поддержкой редактирования и управления контентом. Штаб-квартира в Лос-Альтос теперь штампует договор за договором с самыми крупными брендами и корпорациями, среди которых есть даже Google, Salesforce.com, и NetSuite.
Очередной раунд финансирования принес $100 млн к концу 2013 года, а весь бизнес Box оценивается приблизительно в $2 млрд. Растут активы, резервы и возможности, но растет и команда: ряды Box насчитывают 1 тыс сотрудников не только в Северной Калифорнии, но и по всему миру.
И кто бы мог подумать об этом всём каких-то 10 лет назад, когда кроме Леви и его друзей детства еще не было ничего.
Как вырасти предпринимателями
У каждого стартапа – своя история. Зачастую это – история непомерного эго и борьбы с окружением. Но в отличие от конкурентов и коллег по цеху, команда Box шла другим путем.
Леви говорит, что жизни, которая была у него до появления Box, будто бы и не было: сколько он себя помнит, он этим занимался. Но если отставить шутки в сторону, то датой рождения Box как платформы и компании принято считать 2005 год, хотя дружба между Леви и кофаундером Дилано Смитом началась еще раньше.
Смит и Леви были одноклассниками в Islander Middle School в пригороде Сиэтла. Смит вспоминает, что еще тогда Леви всячески старался втянуть друга в какие-то предпринимательские дела.
Еще двое ключевых сотрудников Box тоже дружили с этой компанией с детства. Джефф Квайссер, вице-президент по техническим вопросам, познакомился с Леви в средних классах: они жили по соседству. Джефф смеется, что был нердом и программистом, а Леви вечно занимался какой-то предпринимательской магией.
Сэм Годс, вице-президент по технологиям, присоединился к парням в последних классах школы, когда его семья переехала из Иллинойса. Вместе друзья собирались у родителей Леви и часами обсуждали всякие идеи.
Посиделки, созвоны и обсуждения, бывало, переходили далеко за полночь. Засев в родительском джакузи, будущие миллионеры разрабатывали планы по покорению всего мира. Среди идей фигурировали даже сверхбыстрый поисковик или сайт для продажи и покупки недвижимости в интернете.
Истоки Box
Повальное увлечение предпринимательскими идеями и «мозговыми штурмами» вскоре дало свои плоды. Леви поступил в университет Южной Калифорнии в 2003 году. И вскоре после поступления заинтересовался вопросом о том, можно ли хранить файлы онлайн.
Началось всё с того, что Леви и его однокашники тратили кучу времени на перенос файлов между разными компьютерами, и, чтобы доработать проект, написать реферат или сделать домашнее задание, надо было потратить уйму времени, просто копируя, открывая, сохраняя и перенося файлы между разными устройствами. Должно же было быть решение попроще!
Леви в качестве курсового проекта взял тему онлайн-хранилища для файлов, которое бы упрощало работу для студентов и бизнеса с документами. Тогда он еще даже не вполне осознавал, насколько большой потенциал у придуманной им идеи.
Следующим шагом стало подключение к процессу старых друзей.
Мы выросли вместе.— Аарон Леви
В обсуждениях с друзьями начала формироваться полноценная концепция Box. Тем временем Смит поступил в университет в Северной Каролине и понял, что предпринимательство – именно то, чем он и хотел бы заниматься всю свою жизнь.
Несмотря на то, что друзья учились в разных концах страны, они регулярно общались по электронной почте и в чате, а на каникулах съезжались в родной город. Так они и решили объединить свои интеллектуальные и финансовые ресурсы для создания Box.
Ранние годы работы
Разработка первой версии сервиса под названием Box.net началась в конце 2004 года. Сервис заработал в интернете в 2005 году, друзья как раз заканчивали свои университеты.
В первой версии сервиса Леви создал дизайн и написал front-end код для приложения, привлекая время от времени подрядчиков для написания серверного кода и настройки серверов. Было это еще в эпоху до появления Amazon Web Services, и сервера для них настраивал какой-то парень, живущий в Техасе. К процессу Леви подключил своих давних школьных друзей.
Для работы друзья съехались вместе, экономили на всем, на чем можно, все деньги вкладывая в свой стартап, иногда питаясь одной пиццей днями и неделями.
Было очевидно, что есть технологическая категория сервисов, которая точно должна решить данную проблему.— Аарон Леви
Годс бросил университет и присоединился к команде Box. Хотя еще предстояло определиться, а кто же целевая аудитория проекта: это бизнесмены, это клерки, студенты, или просто все, кто хочет хранить файлы?
Никакой ясности, что будет дальше, у парней не было, как не было и четкого понимания, а можно ли будет заработать денег на самой идее коллективного доступа к файлам в облачном хранилище. Ни у кого из участников этого рискованного начинания не было непосредственного бизнес-опыта.
Леви с командой связались в итоге с предпринимателем Марком Кубаном, который и стал первым крупным инвестором стартапа Box (в честь него даже названа одна из «переговорок» в главном офисе). В 2005 году Марк вложил в перспективное начинание выпускников $350 тыс — притом что сами они не искали финансирования, а предложение об инвестиции поступило им совершенно случайно.
Часть инвестиций пошла на полноценный маркетинг к октябрю 2005 года, а также на привлечение в стартап новых инженеров-разработчиков. Зимой 2005 друзья, которые еще учились, решили, что поскольку в работе над стартапом они всё равно проводят больше времени, чем на лекциях в университете, с этим пора заканчивать. И бросили университеты. Смит был последним, кто ушел из вуза, причем родители поддержали его решение и отнеслись с пониманием.
Смена курса
Итак, все бросили университет, но четкого плана по-прежнему не было, несмотря на первые инвестиции. Питчи перед венчурными капиталистами Сиэтла особым успехом не увенчались. Ажиотажа вокруг новых идей, который уже тогда начал появляться в Долине, здесь не было и близко. В Кремниевой Долине уже были примеры Facebook и YouTube, а в Сиэтле ничего такого не было. Пришлось пробиваться самостоятельно.
Наступил период «работы в гараже».
Мы пытались понять и подвергнуть критике любой способ хранения данных и восприятия информации людьми – вот так и появился на свет Box.— Аарон Леви
Рабочие кабинеты, спальни и среда для проживания – всё умещалось в небольшом коттедже, куда парни и переехали. По стенам громоздились планы, везде были раскиданы вещи, ноутбуки, кипела работа над кодом и обсуждениями.
В ходе «гаражного периода» сменилось несколько локаций для проживания и неколько моделей работы самого стартапа.
От потребителей и freemium – к компаниям
Основной проблемой того времени было показать потребителям, что вместо удобной и привычной «флешки» им стоит пользоваться онлайн-хранилищем. Предстояло убедить людей, что это выгодно и финансово, и технически. Хотя бы потому, что флешку можно потерять в любой момент, а файлы в «облаке» остаются на месте, с какого бы устройства вы ни работали.
За несколько месяцев работы аудитория Box насчитывала миллионы человек, но лишь тысячи пользовались платными сервисами. К марту 2006 года стартап не оправдывал надежды основателей касательно темпов роста платных услуг и удержания интереса. Так появилась бесплатная возможность получения 1 ГБ для хранения файлов.
Фримиум-модель была необходима, чтобы пользователи не только не начали разбегаться, но и в будущем, по мере роста потребностей, согласились бы оплачивать услуги стартапа. На тот момент такая «фишка», как бесплатный гигабайт, была настоящей инновацией. Кроме того, по почте ничего пересылать не надо было: достаточно было отправить ссылку на файл – и любой получатель ссылки мог его просмотреть или скачать.
Тем временем слетелись венчурные ангелы, от которых удалось получить немного денег. Инвестиционный раунд в размере $1.5 млн завершился в октябре 2006 года.
Примерно тогда же парни переключили свое внимание на корпоративный сектор. Компании были готовы платить за безопасное хранение данных, только цена таких услуг в независимом стартапе была существенно выше, чем у технических гигантов вроде Google и Apple, и над этим предстояло поработать. В то же время были и старожилы рынка вроде Microsoft, IBM, Oracle, которые отставали по темпам внедрения облачных технологий.
Первыми заинтересованными потребителями услуг стартапа стали Crocs, Procter & Gamble, Sony, — но команда Box испытывала традиционные «муки роста» касательно удобства и позиционирования своего ПО и услуг.
Мамун Хамид, тогда только начинавший свой путь венчурного капиталиста, узнал о Box в 2006-м, в 2007-м провел первую встречу с командой заинтересовавшего его сервиса. С первого взгляда парни понравились ему прямолинейностью и готовностью бороться за победу над конкурентами. А конкурентов было немало.
На рынке есть 50 компаний, которые делают то же, что и Box. И это – не преувеличение.— Мамун Хамид
Хамид взял на себя риск доказать партнерам по венчурной фирме, что стартап стоит вложения в него денег. На руку команде сыграл кризис 2008 года, хотя именно тогда Леви всерьез подумывал над тем, чтобы продать стартап какой-то крупной компании и забыть обо всем. Но у стартапа потихоньку росла выручка, а затраты, даже несмотря на кризис, были невысоки. В 2009 году наметился рост корпоративных клиентов. В 2010 уже целые отделы и департаменты крупных и средних компаний стали переходить на работу с Box как единственным облачным хранилищем. К 2012 году число сотрудников крупных корпораций, использующих эти возможности хранения и публикации файлов, было уже так велико, что самим инвесторам казалось, что Вох пользуются вообще все вокруг.
Box получил еще $6 млн к январю 2008 года. С этого же момента в их услугах стала преобладать корпоративная направленность. Бизнесу нужны были эффективные и сравнительно недорогие решения для облачного хранения документов и работы с ними.
Приход на iPhone и iPad
Неожиданным подарком для Box стал запуск сразу двух революционных гаджетов Apple: выход на сцену iPhone в 2007 году и iPad – в 2010.
Не было устройства, которое бы настолько захватывало воображение возможностями работы с контентом, до того, как вышел iPhone.—Аарон Леви
Оказалось, что перед бизнес-структурами и предпринимателями не просто очередная красивая и дорогая игрушка, а достаточно мощный и удобный инструмент для работы с файлами, документами и интернетом. Представить себе что-то аналогичное iPhone и iPad по удобству, скорости и интуитивности до тех пор никто не мог. Неудивительно, что изменился и подход к способам потребления и хранения бизнес-контента. Новый форм-фактор, который задали айпады, вынудил команду сервиса переработать подход к собственным интерфейсам и к способам хранения и передачи данных в облаке.
То, что сделала мобильность в целом и iPad в частности с миром – это открытие совершенно новых возможностей и вызовов перед бизнес-структурами.— Дилан Смит
Конкуренты и партнеры
Естественно, что дело всегда не только в том, чтобы выбрать ЦА и «допилить» свой продукт. Потратив определенные усилия и время, команда Box заручилась поддержкой юридических фирм и заключила договоры на корпоративное обслуживание с разными компаниями: от ИТ-офисов до госпиталя в Пало-Альто (последний, к слову, заказал 20 тыс учетных записей).
О своих планах на ближайшее будущее, перспективных партнерах и сделках парни предпочитают особо не распространяться, говоря, что их сервис универсален — от медиа-индустрии до вузов и развлекательных заведений.
Среди конкурентов соучредители компании называют Microsoft SharePoint и Office 365.
Аналитики из Forrester Research тоже сходятся во мнении, что сейчас Box активно играет на поле Microsoft SharePoint, реализуя в доступной и общепонятной форме то, что обещали сделать в Редмонде.
В долгосрочной перспективе, однако, эксперты советуют не зацикливаться на корпоративном сегменте, а повернуться лицом к обычному потребителю и малому бизнесу: они платят меньше, но готовы пользоваться дольше и больше заинтересованы в частных «облаках», за которыми будущее.
Кроме того, на этом же поле активно играет Google, у которых в рамках Google Drive более чем достаточно возможностей для вытеснения конкурентов.
Но и не стоит списывать со счетов угрозу от Dropbox, о чем говорят и в самой команде Box. Да, там делали ставку на синхронизацию контента, в то время как Box работал над быстрым перемещением контента. Однако сейчас уже труднее определить эту грань.
Не прекращая рост
Несмотря на все факторы риска и трудности, стоимость бизнеса и сама компания Box продолжает расти и качественно, и количественно. Нанимают новых сотрудников, совершенствуют услуги, прорабатывают сценарии борьбы с конкурентами и внедрение новых инструментов.
Помимо процессов внутри компании, ребята также запустили собственную конференцию для клиентов и разработчиков под названием BoxWorks, на которую возлагают большие надежды в построении сообщества, лояльного к новым разработкам команды.
Корпоративное ПО, которое не лажает
Сейчас в Box работает порядка 180 инженеров и от 60 до 70 технических специалистов: компания учится работать одновременно как платформа и как инфраструктурное решение.
В особенности технической реализации такого подхода никто из сооснователей не вдается, но все говорят о том, что их цель – создать программное обеспечение для крупных компаний, в котором ошибки, сбои и прочая «лажа» не появлялись бы ни при каких обстоятельствах.
Немаловажный сегмент работы – продвижение услуг платформы за пределами США, освоение европейского и азиатского рынков облачных услуг (для этой цели даже открыт офис продаж в Лондоне, есть планы на Берлин и даже наметки для открытия токийского офиса).
Левин говорит, что сотрудники молоды, полны энергии, любят нестандартный стиль во всем и понимают, что гиганты вроде Гугла постепенно устаревают в своих подходах. С ним согласен и вице-президент по разработке Сэм Шиллес, который полагает, что из-за разрастающейся бюрократической машины и внутренних процедур Google постепенно превращается в «новую Microsoft». А большим и громоздким компаниям всегда труднее выжить в современной динамичной среде. Даже всякие плюшки и бонусы не окупят выгорание на работе и излишнюю запутанность процедур.
Выход на IPO
Одно из самых ожидаемых событий, связанных с Box – это выход на биржу: его ждали с января 2013-го, когда впервые Леви в интервью для Bloomberg заявил о планах провести IPO в 2014 году.
В октябре 2013 года Леви заявил, что выход на биржу – только еще одна точка, но не самоцель. Компания достаточно гибкая и современная для того, чтобы провести публичное размещение акций, но это не значит, что она планирует потом прекратить рост или не выходить с новыми предложениями и новыми рынками. Выход на биржу должен пройти тогда, когда совпадут ожидания клиентов, сотрудников, инвесторов и рынка в целом.
Мудрость юности
Уникальность Box в том, что все ключевые менеджеры и сооснователи этой компании выросли и сформировались как личности вместе, и сумели сохранить эту дружбу и целостность видения будущего компании даже в процессе подготовки к IPO. Аарон и Дилан молоды, но мудры не по годам: они не просто придумали классную идею и отдали ее на откуп и выполнение кому-то другому, а сами пожинают лавры.
IPO должно восприниматься как «еще одна ключевая цель в очень долгой игре», которую мы ведем.— Дилан Смит
Левин уверен, что однажды об истории Box будет написана книга: история того, как не просто было придумано нечто из технологий будущего, но и как сами люди, придумавшие эту идею, сумели ее осуществить. Осуществление задуманного – одна из наибольших проблем, с которыми сталкиваются компании Кремниевой Долины. Годами они ходят вокруг блестящей идеи, не зная, с какой стороны за нее взяться.
У парней из команды Box, по-видимому, всё получилось иначе.
По материалам: techrepublic.com