19-летний предприниматель из Запорожья о запуске проекта велокофеен и агрессии со стороны торговых центров

Издание MC Today опубликовало историю молодого бизнесмена Алексея Филлиппенкова.

19-летний предприниматель из Запорожья о запуске проекта велокофеен и агрессии со стороны торговых центров

Два материала о кофейнях были опубликованы на МC Today в июле и ноябре 2017 года. К январю 2018 года Алексей вышел из проекта, теперь велокофейнями занимается его партнёр.

19-летний Алексей Филлиппенков из Запорожья соединил МАФ (малые архитектурные формы) и велосипед, чтобы продавать кофе на улице. Бизнес развился, молодой предприниматель перестал готовить напитки и стал производить велокофейни для клиентов из других городов.

Идею для бизнеса подсмотрели в Калифорнии

Окончив школу, Алексей Филлиппенков поступил на биологический факультет Запорожского национального университета и с головой погрузился в студенческое самоуправление. За год Филлипенков приобрёл полезные знакомства, в числе которых был запорожский бизнесмен Виталий Ивахов. Предприниматель занимается изготовлением мебели, разработкой интерьера и производством кофе Isla.

Отдыхая в Калифорнии, Ивахов заинтересовался местным форматом продажи кофе. На холмистых улицах американского города он увидел кофейни-велосипеды, которые также активно используются и в Европе.

Ивахов хотел заказать из США велокофейню в Запорожье. Но цена в $10 тысяч была нерентабельной для украинского рынка. Чтобы отбить такую инвестицию, ему пришлось бы продать 17 тысяч порций кофе.

Ивахов решил сам построить велокофейню и связался с Филлиппенковым. Молодой предприниматель не только помог собрать аппарат, но и наладил новый бизнес Coffee Brew Bike, который за полгода заработал 300 тысяч гривен.

Продажи кофе отбили затраты через три месяца

На сборку первого экземпляра ушло три месяца, и в сентябре 2016 года в Запорожье появился велосипед с секцией для приготовления кофе. На раму трёхколёсного велосипеда установили конструкцию, напоминающую шкаф-купе, который за несколько минут можно превратить в торговую точку. Разработку контролировал Филлиппенков, ставший первым баристой в своём стартапе.

Инвестиции включали только себестоимость первой велокофейни, деньги на которую предоставил Ивахов. Филлиппенков отбил затраты на продаже кофе через три месяца.

Филлипенков развивал узнаваемость передвижной кофейни. Алексей договорился с организаторами книжного фестиваля «Толока» и продавал на мероприятии согревающий напиток. Потом Филлипенков принял участие в выставке отельно-ресторанного бизнеса в Киеве, где продемонстрировал рынку свою разработку.

19-летний предприниматель из Запорожья о запуске проекта велокофеен и агрессии со стороны торговых центров

Тогда Алексей понял, что компания может зарабатывать не только на кофе, но и на продаже велосипедов. На выставке в Киеве Филлиппенков нашёл первых заказчиков, после чего собрал команду для развития производства Coffee Brew Bike. С предпринимателем работали помощник, контент-специалист и менеджер по продажам.

Передвижные кофейни Coffee Brew Bike собирают на предприятиях Ивахова. Производственную часть взяли на себя работники мебельной фабрики бизнесмена. Готовая велокофейня стоит $1,5 тысячи.

На киевской выставке компания нашла 30 заинтересованных заказчиков, но до реальных поставок дело не дошло. Потенциальные клиенты не рискнули покупать установку перед зимой.

Филлиппенков сделал выводы и в марте запустил продажи Coffee Brew Bike. За полгода было продано девять велосипедов. Кроме Запорожья, велокофейни появились в Одессе, Марганце и Сколе. «На подходе Днепр», — высказался Алексей. Также Филлиппенков искал выход на киевский рынок.

На кофе можно зарабатывать десятикратную маржу

Филлиппенков уверен в успехе бизнеса. По его словам, кофейный рынок Украины обладает огромным потенциалом. Украинцы пьют в разы меньше кофе, чем европейцы. Но в прошлом году прирост потребления кофе в Украине был одним из самых стремительных в мире.

Второй привлекательный фактор кофейного бизнеса — высокая маржинальность. «Себестоимость чашки кофе — 2,5 гривны. Продать порцию можно в десять раз дороже», — объясняет Алексей.

19-летний предприниматель из Запорожья о запуске проекта велокофеен и агрессии со стороны торговых центров

Третья причина — перспектива развития в сегменте уличного питания. Кофе на улицах продают либо в МАФах, либо в переоборудованных автомобилях «Таврия». Первый формат торговли слишком дорогой из-за аренды, особенно в центральной части города. Второй, кроме высокой стоимости автомобиля, кроет дополнительные риски.

Чтобы продавать кофе в прибыльном месте, «Таврию» нужно парковать в пеших зонах. Так можно схлопотать штраф за нарушение правил дорожного движения. Филлиппенков считает, что его Coffee Brew Bike позволит сэкономить на аренде МАФа и торговать в любом месте.

Компания продаёт не велосипед, а готовый малый бизнес

Coffee Brew Bike — это только конструкция без аппарата для приготовления кофе. Клиенты сами решают вопрос технического оборудования. Компания бесплатно предоставляет кофе-машину, если покупатель закажет 20 кг кофе Isla в месяц.

Именно столько в среднем расходует торговая точка на улице, говорит Алексей. Похожую модель использует компания Coca-Cola. Если магазин заказывает определённое количество газировки, компания бесплатно предоставляет холодильники.

Ещё в комплекте с Coffee Brew Bike идёт большой чехол для хранения установки на улице. Филлиппенков говорит, что его компания продаёт готовый малый бизнес, но без жёстких условий франшизы.

Зимой можно работать в торговых центрах

Зима помогла понять Филлиппенкову, что кофейный стрит-фуд не зависит от сезона. Предприниматель уверен: в холодное время велокофейню можно разместить в торговом центре, и компенсировать затраты на аренду площади повышением цены на кофе.

Второй вариант — перейти в кейтеринг. У Coffee Brew Bike был опыт обслуживания конференции. Организаторы мероприятия заказали у компании тысячу порций кофе, заменив привычный стол с кофе-аппаратами на оборудованный велосипед.

Будущее своего стартапа Филлиппенков уже определил: «Вряд ли я стану биологом, предпринимательство куда интересней». Алексей не бросает университет, но в вузе чаще всего появляется лишь на экзаменах.

Парень хочет масштабировать компанию до национального уровня, найти клиентов в крупнейших городах страны и выйти на внешние рынки.

«Велокофейня за $1500 — очень привлекательный товар для европейских предпринимателей», — уверяет Алексей.

Столкновение с хамством и унижениями при попытках начать сотрудничество с торговыми центрами

К ноябрю 2017 года компания Алексея получила заказы из Чехии, Польши, Израиля, начала работать в Одессе, Киеве, Днепре, Запорожье и других городах.

С наступлением холодов Алексей решил договориться с торговыми центрами об аренде нескольких квадратных метров для велокофеен. И столкнулся с хамством и обманом со стороны администраторов и владельцев помещений. Далее — прямая речь Алексея Филлиппенкова.

19-летний предприниматель из Запорожья о запуске проекта велокофеен и агрессии со стороны торговых центров

С наступлением холодов выяснилось, что наши велокофейни не могут работать на улице с такой же эффективностью, как летом — кофемашины выходят из строя, а велосипеды быстро пачкаются и теряют эстетический вид.

Мы принялись искать варианты для зимовки, составили список торговых и бизнес-центров, где мы хотим присутствовать, и отправились на переговоры.

Наша логика была в том, что:

  • Мы уникальный украинский продукт — новый формат кофейных баров. Экологичный, стильный, эстетически вписывается почти в любой концепт, с идеальным качеством обслуживания и кофе свежей украинской обжарки.
  • Мы не будем ничего строить у вас в здании, как сделали бы стационарные кофейные бары, не будем продавать плохой продукт, как вендинговые автоматы, и мы не конкуренты ресторанам и кафе, потому что они торгуют посадочными местами, а мы — чашками кофе.
  • Мы понимаем, что четыре квадратных метра — это небольшие деньги для арендодателя, поэтому готовы заплатить за 10-15 квадратных метров, а занимать всё те же четыре.

Но реальность оказалась намного жёстче. Забегая вперёд скажу, что мы не виним несостоявшихся партнёров. Мы понимаем, что они ненавидят свою работу и боятся показать инициативу, но искренне не понимаем, почему из-за них должны страдать проекты, где команда горит своим делом, как феникс Дамблдора.

БЦ «Символ Центр»: «Я бухгалтер и я ненавижу аренду»

Это бизнес-центр, где работает около тысячи человек, и он нам подходил по многим параметрам.

— Знаете, как же вы меня задолбали. А ещё больше меня задолбало руководство. Я, *****, бухгалтер, я ненавижу аренду и я не вижу ваши каталки у нас в холле, поэтому информацию даже передавать не буду.

— Но вы ведь бухгалтер, возможно, управляющий посмотрит свежим взглядом на наше предложение?

— Бухгалтер, на все руки мастер. Таких уже не производят.

— Возможно, у вас есть другие бизнес-центры, которыми вы управляете, и мы могли бы поговорить с ними?

Трубка брошена.

Сеть бизнес-центров «Форум»: «********* (уезжайте) из города-героя Киева»

— А где вы уже представлены?

— В Киеве, Запорожье, Днепр, Сопот, ведём переговоры с Израилем и, конечно, это Одесса

— Хмммм. Одесса. У нашего хозяина во всех «Форумах» свои кофейни, поэтому ********* (уезжайте) из города-героя Киева и больше нам не звоните.

Трубка брошена.

Бизнес-центр «Сенатор»: «Мало ли что я говорил вчера»

Во время первого же телефонного разговора нам дали понять, что в бизнес-центре уже и так полно кофеен, и наши услуги им не нужны. Но мы знали, что на самом деле это не так, и нам сейчас врут, чтобы мы поскорее отвязались.

На следующий день мы представились тому же сотруднику крупной корпорацией и задали ровно те же вопросы. Было эпично наблюдать, как голос бурого медведя с обилием матов тут же превратился в милое и вежливое лепетание.

— К сожалению, свободен только Lobby Bar, но вы приходите, что-то придумаем.

— Спасибо, приятного дня, до свидания.

Звоним ещё через день, снова от своего имени.

— Мы были в вашем бизнес-центре, видели, что у вас свободен Lobby Bar. Возможно мы могли бы договориться?

— Я же вам сказал, всё забито кофейнями, вы не понимаете?

— Но вы же говорили вчера нашим друзьям из компании Х, что Lobby Bar свободен?

—Мало ли что я говорил.

Трубка брошена.

Унижение в бизнес-центре Red Star

Мы очень мило пообщались с начальником аренды, наш байк утвердили и попросили провести демонстрацию для хозяйки помещения. «Она из Въетнама, ей нравятся велорикши и вы ей тоже понравитесь».

Сложность заключалась в том, что в Киеве у нас только одна точка — в ТРЦ «Космополит» и по контракту нам нельзя покидать рабочее место. Мы решили прислать для демонстрации дополнительный байк из Запорожья в надежде, что всё пройдет удачно и обратно его тащить не придётся. Адресная доставка обошлась в десять тысяч гривен.

— Приезжайте 26 октября в 15:00, Света выйдет к вам на чашку капучино. Обязательно наденьте рубашки и проследите, чтобы всё было по красоте.

— Конечно-конечно, мы только так и работаем, всё будет в лучшем виде.

Настал день и время X.

15:30 — хозяйки нет. «Сейчас уже иду».

16:00 — сотрудники бизнес-центра выстраиваются в очередь за кофе, радуются новинке.

16:30 — Светы всё ещё нет. Мы начинаем задавать вопросы.

17:00 — по сарафанному радио прошёл слух о вкусном кофе, мы едва успеваем отпускать клиентов.

17:30 — к нам всё ещё никто не вышел. Света на звонки не отвечает. Сотрудники покидают свои офисы и улыбаются при виде нас.

18:00 — «пора вам уезжать», говорит охранник.

18:30 — Света взяла трубку, сказала, что спустится через час.

20:00 — «Я сегодня не буду спускаться, уезжайте».

Шок. Разочарование.

Мы привезли велокофейню из другой части страны, потратили на это немалую сумму, приготовили идеальную демонстрацию нашего продукта, но к нам не смогли спуститься даже на две минуты, чтобы выпить чашку капучино.

Невидимые кофейни в ТРЦ «Гатне»

Спустя две недели переговоров.

— Знаете, а я забыл, что у хозяина уже есть кофейни здесь, поэтому ваша арендная плата составит $1500 в месяц за четыре квадратных метра.

— Но вчера же было $300, и мы не видели здесь ни одной кофейни.

— Вы не видели, а они есть. Просто они скрыты от посторонних глаз.

ТРЦ «РайON»: «Все вы телеги»

— В нашем ТРЦ не будут стоять телеги.

— Но у нас не телеги, это велокофейни.

— Все вы телеги.

БЦ «Демеевский»

— Интересно, я бы хотела, чтобы у нас стоял ваш байк.

Спустя один день.

—Знаете, ваш байк ужасно неэстетичен и создаёт конкуренцию ресторану.

Следует признаться, что тут мы немного слукавили.

— Хотите сказать, что в Тель-Авиве наши байки смотрятся эстетически, а у вас — нет?

— Да. Не знаю, что такое башни Ахарели, но у нас бизнес-центр класса А, и вы мешаете ресторану.

— Можно поговорить с управляющим ресторана? Мы ведь точно не конкуренты.

— Нет, нельзя.

3636
86 комментариев

Парень молодец, мне бы столько смелости и мозгов в студенческие годы. Удачи, желаю все же найти подход, чтобы посылали поменьше. Наверное, через общие двери заходить не надо.

26
Ответить

Телега в двери не пролезает

7
Ответить

На мой взгляд для ТЦ такие кофейни простовато смотрятся. Есть экземпляры интересней и которые нормально впишутся в ТЦ.

23
Ответить

Закажите дизайн велокофейни у Лебедева :)

19
Ответить

Экспресс дизайн )

8
Ответить

Эстетически действительно выглядит ужасно, в ТРЦ такой конструкции не место.

25
Ответить

Хз, вполне себе неплохо выглядят. Больше веселит то, как он обижается на отказы ТЦ :)

36
Ответить