Сказка о башмачнике

Решила написать вот такую сказку про старого башмачника, который ищет ответа на излюбленный всеми вопрос - что же есть добро.

Сказка о башмачнике

Однажды башмачник Бадир, возвращаясь с рынка домой, увидел в грязном переулке под аркой умирающего мальчика лет четырнадцати. И тогда, подойдя к нему, он воскликнул:

- О, несчастный юноша, что с тобой случилось?! Как я могу помочь тебе, во имя Аллаха, скажи?!

- Добрый путник, поможешь ты мне лишь глотком воды перед смертью, ибо дни мои сочтены – нет у меня ни близких, что помогли бы мне не голодать и в здравии идти по жизни, ни сил на это.

После этих слов башмачник из доброты сжалился и забрал мальчишку к себе, вылечил его, выходил, вырастил и научил тому, что сам умеет.

Юношу звали Мундир, и он всегда был благодарен, работал и помогал своему спасителю. Стали они друг для друга, как отец с сыном. Вот, только парень этот сильно вино любил… А, повзрослев, он построил свой дом и женился на невероятной красоты и доброты вдове, что имела уже троих детей. Для башмачника те дети стали, как внуки, он их полюбил. Но потом случилось несчастье: вечером, когда и жена и дети спали, охмелевший от вина Мундир, решил покурить кальян. Он разжег печь, чтобы изготовить углей и уснул, после чего дом охватил пожар, и все, кто был в том доме, сгорели заживо. Узнав об этом, башмачник заплакал и взмолился:

- Ах, горе мне! Горе! Погибли пятеро – сгорели заживо! Из них трое – невинные дети! Вот чем обернулось сотворенное мною добро! Если бы я тогда много лет назад прошел мимо мальчишки, то умер бы только он! Выходит я сотворил не добро, а зло? Но и, если бы я не помог ему, то это тоже было бы зло! О, Аллах, скажи мне, что же тогда есть добро?

Но слов от Аллаха не последовало, и Бадир, распродав всё имущество, пустился в путешествие – искать ответа. Ходил он по городам, по странам и спрашивал у всех, что же есть добро. Кто-то пожимал плечами, кто-то отвечал, но в тех словах не было истины, кто-то говорил об этом невнятно. И как-то, башмачник встретил лекаря, и, решив, что тот, кто лечит людей, наверняка должен знать о том, что есть добро, спросил его. И лекарь рассказал свою историю.

- О, дорогой путник, я знаю ответ на твой вопрос! Послушай меня, и сам узнаешь! В нашем городе, где и ты сейчас прибываешь, как-то развилось много крыс, а те разносят всякую хворь. От этого городские жители стали чахнуть. Лекарей стало не хватать на всех. Ко мне обратился городской управляющий, с просьбой о том, чтобы я что-нибудь придумал. Я решив, что делаю добро, посоветовал ему свезти в город много кошек и поощрять, тех жителей, которые предоставляют животным укрытие. Так он и сделал. Шли годы, кошек в городе становилось все больше и больше, а потом их стало так много, что крыс не осталось и жители перестали болеть. А все лекари, от того что некого было лечить, стали нищенствовать и молить Господа, чтобы тот ниспослал какую-нибудь известную болезнь на людей, чтобы лечить, ибо для лекарей не было больше дела. Время шло, мы нищенствовали, Аллах болезни не слал. Потом кошки съели почти всех птиц в городе, от чего потом стали гибнуть растения, и начал наступать голод – люди разозлились, и убили всех кошек. Птицы вернулись, растения воспрянули, но и крысы вернулись, а болезней стало еще больше чем прежде. Отсюда, скажу тебе, о, мой дорогой гость, добро – есть мера, и в чем нет меры – в том нет и добра.

Башмачник увидел мудрость в словах лекаря и поблагодарил его, но не нашел он в тех речах для себя ответа и пошел искать его дальше.

Бадир прибыл в страну, где не было нищих – каждый имел свое дело и был счастлив. В этой стране были деньги, и не было голода, ибо правил ею мудрый правитель. Тогда башмачник решил, что этот правитель непременно должен знать, что такое добро, и обратился с вопросом к нему. Король его выслушай и, пригласив за стол, начал свои речи.

- Мой дрогой гость, твой вопрос самый мудрый из мудрейших, и я знаю на него ответ! Сейчас я о нем тебе поведаю, но прежде послушай, что я расскажу. До меня страной правил другой царь. Он имел власть по праву, от Бога, я же узурпатор. И когда тот король правил, не было в нашей стране так хорошо, ибо правил он без чести, ему не нужна была любовь народа, он был помешан на золоте. Я же изливался завистью к правителю, я хотел престола и власти, хотел, чтобы народ восхвалял меня и, целуя землю, припадал к моим ногам от уважения и любви ко мне. Но не было в помыслах моих добра, я лишь хотел восхваления. Я придумал коварный план и, безжалостно убив всю королевскую семью – и жену и детей, занял тот престол, о котором мечтал. И после сделанного я стал поступать справедливо и по чести к моему народу: организовал справедливое правосудие, пустил часть казны на торговые суда, швейные станки, стал больше добывать золота и жезеза, от чего в моей стране появилось множество рабочих мест. Часть казны пустил на образование и медицину. Не было в моих помыслах добра, я лишь хотел восхваления, и знал, что любовь народа достигается честью. И я скажу тебе, о, мой дорогой друг, добро есть честь, и в чем нет чести в том нет и добра.

Башмачник увидел мудрость в словах правителя и поблагодарил его, но не нашел он в тех речах для себя ответа и пошел искать дальше.

Странствовал Бадир по свету и услышал он от людей о мудрой богатой госпоже, которая открыла множество школ по стране, где всякий желающий мог обучиться любому ремеслу. Тогда башмачник решил, что столь мудрая женщина точно должна знать о том, что такое добро. И обратился к ней с этим вопросом.

- О, путешественник, ты нашел верный источник для ответа на твой вопрос, ибо я знаю, что есть добро и сейчас тебе об этом поведаю. Но прежде послушай мою историю. Я дочь очень богатого купца. Отец обучил меня торговле и многим наукам. На рынках торговцы продавали мои товары, и время от времени я наведывалась туда посмотреть, как идут дела. На том рынке так же торговал глиняной посудой очень нищий молодой парень. Это был невероятной красоты юноша: у него был высокий стан, карие большие глаза, темные волосы, а голос его был подобен легкому ветру в знойную жару. Посуду, что юноша продавал, он брал у перекупщиков. Сам же делать ничего не умел и совсем не смыслил в торговле и экономии, от чего все время бедствовал. Но он был так красноречив со мною, что я его полюбила. И, пожалев его, я дала ему много денег, в надежде на то, что он на них разбогатеет и выкупит меня у моего отца. Но у юноши не получилось приумножить деньги – он совсем в этом ничего не смыслил, он пытался, но у него ничего не получилось. После чего, отчаявшись, он истратил оставшиеся золотые монеты на дурман и умер. Не было в моем поступке разума, а была лишь жалость. Если бы я руководствовалась разумом и не жалела бы юношу, то не дала бы ему денег, а научила бы его тому, что умею сама, тогда бы он не умер. О, путник, вот что я скажу, добро - это разум, и нет добра там, где нет разума.

Башмачник увидел мудрость в словах женщины и поблагодарил её, но не нашел он в тех речах для себя ответа и пошел искать дальше.

Когда Бадир прибыл в новый город, то услышал от народа об известном ученом муже – изобретателе, учителе, который изобрел телескоп, развил астрономию и сделал другие интересные, полезные вещи. Башмачник решил, что, наверняка, тот, кто делает для человечества всякие изобретения, которые облегчают на все века вперед людям жизнь и дарят мудрость, должен знать о том, что есть добро, и обратился к нему с этим вопросом. И тот ему ответил.

- О, путник, послушай мою историю, и я скажу тебе ответ на твой вопрос! Давным-давно я делал что-то, в чем не был уверен – я изучал звезды, придумал телескоп. Много времени и сил и денег я тратил на свои изыскания. И то и дело меня грызли мысли - а кому я приношу пользу? Не бессмысленны ли мои дела? Я думал, что всякая прачка делает для людей добра больше чем я. Но я продолжал. И тогда я открыл, что мир вовсе не зиждется на трех слонах, открыл, что он не плоский, а круглый. А потом я изобрел гномон, армиллярную сферу, астролябию, квадрант, октант, секстант, хронометр. И отправился со всем этим к правителю, чтобы рассказать, как можно планировать сельскохозяйственные работы по звездам и солнцу и как ориентироваться мореплавателям в путешествии, но я не встретил благодарности. Меня бросили в темницу, объявив лжецом, занимающимся бесполезным делом. После этого я узнал, что мои открытия попали каким-то чудом к пиратам, и те стали искусно ими пользоваться, нападая на торговые суда, которые ходили по одним и тем же маршрутам и не имели тех знаний, что у пиратов. Они убивали людей, от того я почувствовал вину за то, что добро, которое я хотел сотворить обернулось злом. Шло время, меня выпустили из темницы. И прошли еще многие годы, и тогда все люди стали пользоваться тем, что я открыл. Я понял: добро заключается в том, чтобы делать от души то, что считаешь важным для себя и народа, и не ждать в ответ на это воздаяния и благодарности, ибо воздастся это тем, что ты почувствуешь облегчение и счастье, поделившись с другими знаниями и делом. А уж как, получившие от тебя, то добро, что ты дал, распорядятся им – не твоя вина. Запомни, о дорогой друг, добро есть твои знания, которыми ты делишься и дело, которое ты делаешь с любовью.

Башмачник увидел мудрость в словах ученого мужа и поблагодарил его. А потом сел под деревом и вспомнил, что говорили ему все, кого он встретил на пути, подумал и сказал себе:

- Коли сделал, что добром считаешь, помни - то может злом обернуться, а коли плохое сотворил, помни - то может в добро обратиться. Но в деяниях своих всегда руководствуйся мерой, разумом, честью и любовью к этим деяниям, и тогда душа твоя будет свободна от предрассудков и мыслей черных. Добро относительно.

Если вам понравилась моя сказка, то читайте еще тут

11
1 комментарий

Спасу тред камментом

Проходил как–то Будда со своими многочисленными учениками одной деревней.
Собралось несколько человек – его противников – и принялись они горячо и зло оскорблять Будду.
Он молча слушал очень спокойно. И из–за этого спокойствия им стало как–то не по себе. Возникло неловкое чувство: они оскорбляют человека, а он слушает их слова, как музыку. Тут что–то не так.
Один из них обратился к Будде:
— В чём дело? Ты что, не понимаешь, что мы говорим?
— Именно при понимании возможно такое глубокое молчание, – ответил Будда — Приди вы ко мне десять лет назад, я бы бросился на вас. Тогда не было понимания. Теперь я понимаю. И из–за вашей глупости я не могу наказывать себя. Ваше дело – решать, оскорблять меня или нет, но принимать ваши оскорбления или нет– в этом моя свобода. Вы не можете их мне навязать. Я от них просто отказываюсь; они того не стоят. Можете забрать их себе. А сейчас мои ученики вас отпиздят.