10 качеств, которые делают из вас посредственного аналитика

В своей практике я постоянно встречаю бизнес и системных аналитиков, руководителей групп, ИТ-специалистов, которые несмотря на очень-очень крутые знания технологий, не могут вести нормально проект или получают негативные отзывы от заказчиков и коллег. Сегодня я хочу поделиться своими наблюдениями. Итак, начнем.

1. Непонимание или нежелание понять боль клиента

"Как ты нам можешь помочь решить НАШУ СПЕЦИФИЧЕСКУЮ проблему?"
"Как ты нам можешь помочь решить НАШУ СПЕЦИФИЧЕСКУЮ проблему?"

Типичное поведение: делать к встрече презентацию с кучей "воды" и поверхностных исследований, описывать процессы без важных деталей, которые можно собрать только глубоко окунувшись в специфику бизнеса, записывать и соглашаться со всеми, то есть по сути просто фиксировать на бумаге сказанное другими участниками встречи, при этом пассивно участвовать в обсуждении, кивать, при этом не до конца разбираться в том, что происходит. Ну и последнее, что нельзя простить даже начинающему аналитику - он не задает проблемные вопросы.

Проблема: невозможность повысить ценность продукта или услуги, не выявив болевые точки, ключевые факторы, ведущие к успеху проекта, понимания того, кто клиент и что ему нужно, и как проект соотносится со стратегией.

Решение: Желание понять потребности своего клиента. Вам помогут такие методологии, как Customer Development. Подробнее о том, что такое CustDev, можно почитать в книге "Спроси маму. Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?" Роба Фитцпатрика.

2. Низкий уровень эмоционального интеллекта

"Ты меня не слышишь или не хочешь слушать?"
"Ты меня не слышишь или не хочешь слушать?"

Типичное поведение: в сложных условиях, когда позиции участников различны, и эмоции всех переполняют, а у аналитика нет прямого влияния на участников (он не их руководитель), возникает конфликт интересов, при этом в зависимости от темперамента действия различаются: от повышения голоса и перехода на личности до обиды и полной демотивации.

Проблема: Чаще всего люди готовы сделать, что нужно, но аналитик не сплотил всех вокруг общей цели, и видит только свои задачи: написать ТЗ, согласовать и т.д., или проводится встреча ради встречи, по сути болтология, демагогия и т.п., что выматывает и раздражает и отвлекает от работы. Вот простой реальный пример, как делать не надо: "Встречу собирает сотрудник, который хочет через некоторое время уйти с проекта по личным причинам, его цель -сообщить эту новость проектной команде. Он начинает встречу с того, что говорит, что хочет больше проводить времени с семьей и переехать в другой город. При этом он готов работать над оставшимися задачами удаленно, пока не будет найдена замена на его место." Почему? Потому что в ответ он получит примерно следующий ответ: "Нет, мы не согласны, это рискованно, удаленно ты ничего делать не сможешь, мы так ничего не успеем и не выполним KPI, и нам не заплатят премию."

Решение: На таких встречах аналитику нужно проявить все свое умение и смекалку, чтобы добиться результата. Во встречи должна быть простая, чётко сформулированная проблема, которую аналитик должен донести до аудитории так, чтобы она была услышана и воспринята, и которую ей захотелось бы решить.

Для этого надо думать и наблюдать. Существуют следующие признаки, когда аудитория начинает резонировать:

  • изменяется физиология: напрягается лицо и тело, появляются неприятные ощущения
  • изменяется эмоциональный фон: обида, страх, злоба, агрессия
  • изменяется поведение: повышается голос, или наоборот возникает несвойственное человеку молчание или сарказм. Пример: "Ну да, ничего лучше не мог придумать? Гений!", "Вот ты сейчас зачем это говоришь? Что ты хочешь услышать?"

Реакция аналитика на такие сигналы должна быть адекватной. В нашем примере выше сотрудник мог бы сказать: "Я же сказал, что все сделаю, почему вы такие ..., почему вы ведете себя как ...". Запомните - никому нет дела до ваших проблем, всех интересуют только их проблемы. Основная задача встречи - найти общую стратегию решения проблемы. Важный вопрос: "Какой вариант может устроить всех?" Возвращаясь к нашему примеру вопрос звучал бы так: "Нам нужно придумать решение, которое не поставило бы под угрозу сроки проекта, при этом позволило бы мне быть больше времени с семьей."

Подробнее о том, что такое эмоциональный интеллект можно узнать в книге "Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ" Д. Гоулдмана.

3. Плохое документирование

"Тут же написано!"
"Тут же написано!"

Типичное поведение: тут есть несколько вариантов:

  • сначала пишется "сырой документ", отправляется на согласование, как чуть ли не финальный, в итоге куча комментариев и негатива от заказчика
  • документ - поток создания, нет структуры и универсального шаблона, понятного всем
  • и что больше всего раздражает - технический документ направляется бизнес-пользователям, бизнесовый - техническим специалистам

Проблема: промежуточный результат работы любого аналитика - это документ или презентация. Аналитик быть классным техническим спецом, но без умения выражать требования и мысли на "цифровой бумаге", у него не будет качественной коммуникации с заинтересованными лицами, многие из которых визуалы.

Решение: работать над составлением презентаций и документов. Научиться наконец-то пользоваться моделировщиками процессов и нотациями, можно узнать об этом побольше на нашей странице в Facebook.

4. "Я знаю больше тебя" и "Я делаю все сам"

"Так, а сейчас все слушают меня!"
"Так, а сейчас все слушают меня!"

Типичное поведение: доминирование в команде, которое выражается обычно в попытке навязать свою точку зрения, независимо от мнений остальных.

Проблема: или тут есть проблема с эго или, что скорее всего, неумение доказывать свою точку зрения цивилизованными методами.

Решение: для формулирования своей позиции не нужно быть категоричным, а наоборот, надо найти союзников. Самый простой способ - предложить собеседнику высказаться и помочь команде создать коллективное самосознание через понимание всех хотелок. Поэтому во всех сложных вопросах желательно не начинать со своего представления ситуации, а начинать с того, как она видится всей команде. Чтобы завоевать доверие, нужно отказаться навсегда от мысли, что "я единственный, кто прав".

5. Недостаточный анализ без обдумывания информации

"А давайте вот так!...Нет, погодите, вот этак!...Стоп, тут надо все переделать..."
"А давайте вот так!...Нет, погодите, вот этак!...Стоп, тут надо все переделать..."

Типичное поведение: реагирует сразу после прослушивания, не задумываясь, высказывает все предположения, которые приходят в голову только на основании своего недостаточного опыта. В итоге информационный фон вокруг него очень пестрый.

Проблема: желание выделиться и высказать мнение сильнее желания подумать и найти решение.

Решение: существует много способов понять причинно-следственные связи, это и "5 Почему", и диаграмма Ишикавы.

6. Не видит лес за деревьями

"Идеальный продукт, идеальный документ, идеальный аналитик"
"Идеальный продукт, идеальный документ, идеальный аналитик"

Типичное поведение: копается в деталях, но при этом не видит сквозного процесса. Продумывает 10 раз цвет кнопочки, но не то, как интерфейс будет решать все боли клиента.

Проблема: эта проблема чаще всего возникает у перфекционистов. Они могут переписывать документ 100 раз, выверять все, что только можно и забыть про MVP напрочь. В итоге получается чудо-юдо, которым клиент может быть и не будет даже пользоваться.

Решение: итеративная разработка требований, agile и тестирование гипотез, написание MVP и его обсуждение.

Больше инсайтов и полезных советов вы найдете в группе, специально созданной для аналитиков процессов и систем, а также на нашей странице. Присоединяйтесь и решайте свои вопросы вместе с экспертами-практиками.

22
9 комментариев

7. Не умеет считать.

5
Ответить

Остальные 3 качества доступны только при платной подписке)

1
Ответить

Всё намного проще. Так получается потому что на такие должности переводя из разработчиков. Все пункты на это указывают. Особенно пункт 2 на это указывает. Разработчики в основном интроверты и у них низкий уровень эмоционального интеллекта
Нужно нанимать людей компетентных в этих направлениях со стороны. Тогда не будет таких проблем.

Ответить
Комментарий удалён модератором

Кроме 3 пункта, это все зависит от личных качеств. А значит напрямую зависит от того кто нанимал(нанимает того кто не соответствует должности), и от руководителя(Руководитель это не только про поджопники, это еще и наставник). Сам человек не виноват, что hr'у пришло в голову назначить в аналитики кого-то, кто не может общаться с клиентом.
А документацию можно наладить с помощью сервисов, шаблонов и т.д.

Ответить
Комментарий удалён модератором