Патенты как иммунная система бизнеса

В последнее время из-за большого количества патентных разбирательств между корпорациями и нападений патентных троллей идут споры о том, не влияют ли патенты отрицательно на развитие экосистемы и отдельных компаний. Основатель компании Acronis Сергей Белоусов считает, что в целом они скорее помогают изобретателям, делая их ноу-хау более ценными.

Другой вопрос, что патентами надо уметь управлять. Молодые компании очень редко задумываются о том, нужны ли они, и если да, то какая от них польза. На самом деле, правила поведения не очень сложные. Патентовать изобретение надо сразу. Потому что то, что вы уже обнародовали и стали продавать, регистрировать поздно – публичная разработка принадлежит всем. Кроме того, любая идея приходит сразу нескольким людям в разных точках мира, так что права на то, чтобы использовать патент на нее как защиту, будет иметь тот, кто раньше запатентовал.

Когда вы выйдете на чужие рынки, конкуренты или патентные тролли вас сразу заметят, и если у вас не будет солидного патентного портфеля, они с гораздо большей вероятностью обратятся в суд, а, возможно, впоследствии заблокируют использование вашего продукта, и вам придется выплачивать огромный штраф (и это не считая трат на разбирательства). В итоге, такая ошибка может стать фатальной и стоить многие миллионы долларов.

Патентование должно стать для технологического предпринимателя как прививка для иммунитета. За этим все время надо следить: без патентов как без иммунной системы, сразу же накинутся вирусы. Так, например, случилось с Kaspersky Lab, на которую напал известный патентный тролль Lodsys – Касперский отбился и, думаю, во многом потому что имел правильно построенную стратегию по защите интеллектуальной собственности, включая собственные вовремя зарегистрированные патенты. Так что, изобрели – надо сразу регистрировать.

 

Что касается патентов, то молодым компаниям обычно присущи типичные заблуждения, которые часто и приводят к неприятным последствиям. Вот самые распространенные. Первое – якобы нужно регистрировать только что-то существенное и революционное. Это не так – патентовать надо все, что могут повторить – на уровне здравого смысла это всегда понятно, достаточно просто подумать, в чем ценность вашей разработки. Регистрировать то, что и так никому не нужно, не стоит, у вас просто не хватит денег, это не такое уж дешевое удовольствие. Но подумать все же надо: например, Amazon запатентовал технологию «one click», Apple – закругленные края иконок. Казалось бы, не самые революционные изобретения, однако и те, и другие понимали, что у них появятся подражатели и последователи. Так оно и случилось.

Второе заблуждение – патентовать изобретение должен сам автор. Это глупость – во всех более-менее крупных компаниях есть патентный офис или специальный сотрудник. Это самостоятельный процесс, которым и управлять нужно отдельно. Патентный менеджер обычно работает напрямую с программистами и занимается в том числе и тем, что получает от них информацию о ноу-хау – сами они и не должны осознавать, что создают что-то, пригодное для патентования. Затем он регистрирует изобретение и «обслуживает» патент в течение жизненного цикла – обычно это три-пять лет.

Третье заблуждение: патент — это что-то очень сложное и дорогое. На самом деле ничего нерешаемого здесь нет, просто этим надо заниматься, и процесс отнимает какое-то время. Изобретатель работает над продуктом, а не над патентными заявками – как я сказал, для этого есть патентный менеджер. Что касается стоимости, то обойдется это примерно в $15-40 тыс. за весь жизненный цикл: около $10-20 тыс. за подготовку и подачу заявки с учетом пошлин и вознаграждения патентному поверенному, и $5-30 тыс. за последующие пару лет. Для молодой компании, конечно, недешево, но и ничего неподъемного. Любой стартап, который поднимает раунд А, должен заложить несколько процентов инвестиций на патенты – этого хватит. И тут лучше сразу помнить о том, что для взрослого бизнеса оплошности обойдутся намного дороже – патентные суды могут стоить многие миллионы долларов, а запрет на продажу продукта вообще может убить компанию. 

Четвертое заблуждение – некоторые считают, что достаточно просто что-то как-то запатентовать и проблема решена. Ничего подобного – необходимо, чтобы определения, графики, схемы, диаграммы и пр. в патенте были записаны так, чтобы они имели точный смысл и емко описывали изобретение, а самое главное – патентный специалист должен постараться и правильно и максимально широко написать формулы изобретения. Иначе от такого документа не будет никакого толка, и он никак не защитит. Во взрослых компаниях, как я сказал, есть специальный человек (или даже несколько). Стартапу, конечно, такое не по карману, но я б посоветовал обратиться к услугам патентного поверенного или юриста. В итоге все равно выйдет дешевле, чем регистрировать потом и, вероятно, терять большие деньги.

Пятое заблуждение – патенты автоматически решают все проблемы с интеллектуальной собственностью. Это ошибка. Кто-то из ключевых технических людей в компании должен постоянно следить за всей совокупностью IP, разбираться в разработках, в том числе, например, за тем, как пишется код – не использовали ли случайно чужие наработки, не обвинят ли конкуренты в копировании. В Acronis, например, этим занимается ее сооснователь и вице-президент Станислав Протасов. Нужно следить за тем, чтобы разработки и интеллектуальная собственность компании были защищены от нападения конкурентов и патентных троллей – в том числе и патентами.

Все это самые простые, основные правила. На следующем этапе – когда компания готовится к выходу на глобальные рынки – имеет смысл выработать патентную стратегию, узнав, у кого и какие патенты есть в тех странах, куда вы собираетесь (патенты могут не только защитить, но и помочь в нападении, но это уже другая тема). После этого надо понять, как вы будете защищаться. Главное – относиться к этому ответственно и все делать вовремя. Еще один простой совет – если планируете работать на американском рынке, то лучше сразу регистрировать патент в США, но если только на российском – то локальной регистрации в Роспатенте хватит. Хотя более широкие (включая географически), хорошие патенты — это почти всегда окупается. Такой патент может принести финансовую выгоду, его также можно использовать для кросс лицензирования и как оружие при встречных исках.