Офтоп Zorka Mobi
1 198

Как устроен софт-лонч: разбор от Zorka.Mobi и Nitro Games

Каждый разработчик однажды понимает, что пришло время показать свой продукт будущим пользователям. Софт-лонч — первая проверка приложения на выживаемость, именно тестовый запуск раскрывает его сильные и указывает на слабые стороны. В этой практической статье опытом софт-лончей делятся Алексей Адамович (руководитель отдела медиабаинга в Zorka.Mobi) и Микко Кахара (директор по маркетингу, Nitro Games).

В закладки

Будем реалистичны: не все разработчики могут позволить себе содержать полноценный QA-отдел.

Алексей Адамович

Руководитель отдела медиабаинга, Zorka.Mobi

У компании-разработчика может быть сколько угодно девайсов и тестировщиков, но реальные пользователи зачастую делают такие вещи, о которых даже профессионалы не подумают. Да, живые люди могут сто раз кликать на одно и то же место в интерфейсе или просто на одну и ту же кнопку. И в этот момент “полностью готовое приложение” может сломаться. Кроме того, софт-лонч помогает протестировать несколько вариантов in-app решений (например, модели монетизации, тип регистрации, настройку UX и т.п.).

Будем реалистичны: не все разработчики могут позволить себе содержать полноценный QA-отдел, а отдавать тестирование на аутсорс все же накладно. Если упростить: пользователи делают работу тестировщиков от души, “с погружением”. Поэтому технический софт-лонч так же правильно называть, к примеру, “QA-лонч”. К тому же, аутсорс-команды не знают продукт так хорошо, как разработчик, и у них все равно ограничен ресурс (кол-во итераций, период тестирования и пр.).

Технический софт-лонч лучше делать на дешевом трафике — в Индии, Пакистане, Иране. Средний CPI в этом случае составит примерно $0,05. А чтобы проверить стабильность приложения, вполне хватит 1 000 установок. То есть примерный бюджет такой кампании составит порядка $50. Немного сложнее будет с локализованными приложениями. Их не стоит софт-лончить на дешевом трафике, потому что они привязаны к определенному рынку и пользователи ничего не поймут. А вы получите кучу “мусора” вместо обратной связи. Кроме того, это решение позволит избежать лишних расходов на покупку тестовых девайсов.

Если говорить про девайсы на Android, то для софт-лонча нужно выбрать только флагманские модели. Обычно это порядка 10-ти топовых девайсов. Такой шаг позволит получить максимально релевантную обратную связь, исключив проблемы самого “железа”. Старые модели лучше сразу отключать или ограничивать в панели разработчика. В целом, при закупке трафика следует прописывать все необходимые ограничения, чтобы уменьшить долю негативного и некорректного фидбэка.

Все это касается, в первую очередь, неигровых приложений. С игровыми немного сложней: к софт-лончу нужно в обязательном порядке подключать геймдизайнеров, аналитиков, специалистов по монетизации. Ведь метрик обратной связи и оценки приложения в этом случае гораздо больше.

Мы выбираем ряд стран на основе аудитории и бизнес-модели игры, чтобы оценить масштабируемость и результативность маркетинга.

Микко Кахара

Директор по маркетингу, Nitro Games

— Что Вы вкладываете в понятие “софт-лонч”?

— Для меня софт-лонч — период времени, в который мы знакомим ограниченный круг аудитории с игрой. В первую очередь чтобы узнать, нравится ли пользователям геймплей. Внимательно отслеживаем данные о производительности игры, отзывы игроков, эффективность маркетинга и, параллельно с этим, продолжаем разработку. Ведь наша цель — подарить игрокам максимально приятный опыт взаимодействия с игрой к моменту ее публикации в магазине приложений. А также убедиться, что проект станет удачным кейсом.

— От чего зависит выбор страны для софт-лонча?

— Мы выбираем ряд стран на основе аудитории и бизнес-модели игры, чтобы оценить масштабируемость и результативность маркетинга. Поскольку мы делаем игры с синхронным мультиплеером, то и проводим тесты в странах, где можем получить наибольшее количество одновременных игроков за адекватную стоимость. Это также помогает проверить на практике возможности нашего бэк-энда.

— Правда ли, что самые популярные страны это Канада и Австралия?

— По отрасли — да. Они дают правильное представление об эффективности на западных рынках. Правда, из-за того что сегодня издатели часто тестируют игры в этих странах, картина уже не так точна. И это понятно: если страна постоянно выступает в роли подопытного кролика для софт-лонча, то это неизбежно влияет на поведение пользователей, и особенно первых игроков.

— Фиксируете ли вы стоимость установки для каждого из источников перед началом софт-лонча?

— Обычно мы тестируем сразу несколько способов привлечения пользователей и типов кампаний, а также оптимизируем кампании на основе событий. Мы работаем со свободными ставками и стремимся достичь приемлемого уровня CPI с учетом ограничений.

— Есть ли смысл отказаться от покупного трафика из социальных сетей и привлекать игроков только через поисковый из сторов?

— Да, он может оказаться эффективным, но я не знаю случаев, когда его доля составляла бы 100%. К примеру, поиск нельзя оптимизировать на основе событий и стоимости — а это важные метрики, которые могут повысить результативность кампании.

— При закупке трафика вы ориентируетесь на узкий таргетинг или на широкую аудиторию?

— Поскольку у каждого метода есть преимущества, мы миксуем оба подхода. Также мы научились работать со схожими аудиториями: с помощью алгоритмов Facebook мы создаем их на основе групп игроков с высоким вовлечением.

— Что, с вашей точки, важнее: технически протестировать билд или проверить игровые механики и монетизацию?

— Механика игры и эффективность монетизации. В основном мы фокусируемся на показателях удержания и жизненной ценности клиентов, а параллельно с этим продолжаем тестирование и оптимизацию пользовательского опыта. Но с серьезными багами, конечно, следует разобраться задолго до софт-лонча.

— Перечислите пять ключевых метрик, которые вы отслеживаете при софт-лонче.

— Удержание, ARPDAU, ARPU за определенный период, оценки пользователей и ключевые маркетинговые метрики (CPI, CPE и т.д.).

— Приходилось ли вам сокращать онбординг в игре после тестового запуска?

— Онбординг и первый пользовательский опыт (FTUE) — это важные игровые процессы, которые постоянно дополняются и дорабатываются. Как в сторону сокращения, так и наоборот: ведь важен не технический объем, а обратная связь.

— С каким количеством контента можно выводить игру на софт-лонч?

— Базовые требования: в игре должен функционировать основной цикл (core loop) и, конечно же, присутствовать задуманное количество элементов метагейма. Само собой, важно настроить и рабочую схему монетизации.

Надеемся, что этот материал поможет начинающим разработчикам избежать наиболее распространенных ошибок тестового запуска.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Zorka Mobi", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": 47, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 33551, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 19 Feb 2018 16:46:35 +0300" }
{ "id": 33551, "author_id": 122661, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/33551\/get","add":"\/comments\/33551\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/33551"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "possessions": [] }

3 комментария 3 комм.

Популярные

По порядку

0

Будучи не один год в индустрии и участвуя в софтлончах, больно читать каждую строчку статьи. У других может сложиться впечатление, что все разработчики считают нормальным тестировать игры на своих пользователях.

Да, живые люди могут сто раз кликать на одно и то же место в интерфейсе или просто на одну и ту же кнопку. И в этот момент “полностью готовое приложение” может сломаться

Да как-то и похер, такие баги даже в глобале половина ценящих время и деньги разработчиков завернут, а уж в софтлончах это вовсе не является проблемой.

Кроме того, софт-лонч помогает протестировать несколько вариантов in-app решений (например, модели монетизации, тип регистрации, настройку UX и т.п.).

Тут бы вообще рассказать о всех плюсах софтлонча, как он помогает в умелых руках делать конфетку и при глобале получать те самые миллионы прибыли.
Вот намного интереснее все это сделали в Zeptolab - https://apptractor.ru/develop/oleg-yakubenkov-zeptolab-ot-idei-do-10-millionov-skachivaniy-king-of-thieves.html

Будем реалистичны: не все разработчики могут позволить себе содержать полноценный QA-отдел, а отдавать тестирование на аутсорс все же накладно.

В этот момент становится понятным, что авторы приравнивают софтлонч к публичному бета-тесту, а это блин не одно и то же! Софтлонч - запуск законченной версии продукта для ограниченной территории. Позже для версии проводятся эксперименты на основе полученного фидбека, и все повторяется.

Нет, это так не работает. Если экономить на QA и выпустить на ограниченную аудиторию багованную версию, на этом софтлонч и закончится.

К тому же, аутсорс-команды не знают продукт так хорошо, как разработчик, и у них все равно ограничен ресурс (кол-во итераций, период тестирования и пр.)

Какая-то совсем отвлеченная от действительности херня. Что мешает аутсорс команде узнать продукт как разработчик? Аутсорс QA тут сводится к каким-то гастарбайтерам

Если говорить про девайсы на Android, то для софт-лонча нужно выбрать только флагманские модели. Обычно это порядка 10-ти топовых девайсов. Такой шаг позволит получить максимально релевантную обратную связь, исключив проблемы самого “железа”. Старые модели лучше сразу отключать или ограничивать в панели разработчика

Картинка с Джеки чаном. От такого ограничения у всех игроков сразу появятся флагманские модели? Как это вообще можно ограничить для софтлонча девайсы сверху, белый список? Для кого этот совет?
И сколько 1 и полезной обратной связи вы получите после такого ограничения?

Далее статья скатывается до интервью с туманными ответами, которые не дают ответа на главный вопрос в заголовке "Как устроен софт-лонч"

Ответить
0

Мы согласны с тем, что подходов к тестированию игр может быть несколько. Именно эту статью мы старались адаптировать для начинающих разработчиков, у которых нет достаточного количества средств на полноценное тестирование. Об этом мы и упомянули в начале материала.

Для некоторых софт-лонч - это действительно хороший выход, чтобы протестировать игру на популярных девайсах за небольшие деньги, при этом получив адекватный фидбэк пользоваталей.

Ответить
0

Может быть. У меня сложилось определенное мнение, что экономия на QA никогда приводила ни к чему хорошему. Если не мгновенно, то в долгосрочной перспективе точно

Ответить

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }