{"id":13465,"url":"\/distributions\/13465\/click?bit=1&hash=1e6228dc4e5e22730d5108e1c30ee96b3462205737e7a3fe7ce4c965aaacfe57","title":"\u041a\u043e\u043d\u0444\u0435\u0440\u0435\u043d\u0446\u0438\u044f Ozon \u2014 \u043a\u043e\u043c\u0443, \u0447\u0442\u043e \u0438 \u043a\u0430\u043a \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6b1e0c55-41d3-56c2-84e2-fe6f447e3825","isPaidAndBannersEnabled":false}
Офтоп
Юлия Билинкис

Почему все говорят о роботизации процессов и как на самом деле это работает?

Только ленивое СМИ еще не написало про роботов и роботизацию процессов, которые радикально меняют нашу жизнь в ближайшей перспективе. Создается впечатление, что мы одной ногой уже скоро будем в космическом будущем, в котором ВАЛЛ-И выполняет всю рутинную работу, а другой ногой застряли в обыденной реальности, Экселе и куче тормозящего ПО. В итоге остается непонятным, как внедрить роботизацию процессов и что кроется под еще одной модной аббревиатурой - RPA?

Технологии RPA (robotic process automation) действительно являются прорывом в сфере автоматизации процессов

Для начала нужно понять, что такое автоматизация бизнес-процессов. С одной стороны понятно, что большинство ИТ-систем сами по себе являются способом автоматизации бизнес-процессов.

2000-е стали временем, которое можно охарактеризовать начала применения BPMS с MDD (Model Driven Development) - программных платформ, использовавшихся для автоматизации процессов на основании моделей, таких как Pega, TIBCO, Bizagi, Camunda и Bonita. Использование BPMS (Business Process Management Suite) требует наличия репозитория стандартизованных повторяющихся бизнес-процессов, готовых к автоматизации, то есть высокого уровня зрелости процессного управления.

После появления BPMS в первое десятилетие 2000-х не происходило никаких серьезных технологических прорывов в области BPM. В это время заключались соглашения и вырабатывались стандарты моделирования процессов, появлялись некоторые новые подходы, например ACM (Adaptive Case Management), как ответ на смещение фокуса на совместную работу, то есть переход от транзакционного выполнения (workflow) к smart BPM (системам класса iBPMS). Главное отличие iBPMS заключается в наличие так называемых Intelligent Business Operations (IBO), основанных на технологиях «интеллектуализации» бизнес-процессов, например на информации о событиях, поступающей в реальном времени (CEP).

Все это не спасало BPM, интерес к которой угасает каждый день за счет негативного освещения функционирования и внедрения BPM и BPMS во всем мире. Это привело к тому, что в период с 2004 по 2011 год поисковый запрос «BPM» потерял 69% от общего количества поисковых запросов в «Google Trends».

Возникновение RPA

Тренд на цифровую трансформацию бизнеса и использование Industry 4.0 привел к тому, что BPM сделало первый шаг к созданию самоорганизующегося предприятия, на котором роботизированные компоненты производственной цепочки принимают решения самостоятельно без участия человека. Акцент сместился с бизнес-процессов на вопросы централизации и децентрализации управления в компании, оптимизации ресурсов или бизнес-процессов, изменение продуктов или бизнес-процессов.

Развитие RPA началось стремительными темпами в период с 2016 по 2017 год, а прогнозируемый уровень капитализации рынка технологий RPA должен достичь 2,9 миллиардов долларов к 2021 году (по оценкам компании «Forrester»), что представляет собой в некоторой степени сдержанную оценку по сравнению с информацией ряда других источников.

Робот — это программа на компьютере, способная выполнять стандартные и повторяющиеся операции, которые на текущий момент выполняют сотрудники с использованием клавиатуры, экрана и мыши. Роботы выполняют стандартные задания, тем самым сокращая время и расходы на их выполнение, минимизируют риски, связанные с ошибками и мошенничеством, а также могут быть связующим звеном между системами, интеграция между которыми сложна или невозможна

Крупные клиенты решили попробовать технологию, когда она начала набирать обороты для одного из «несложных процессов» и посмотреть, что получится. В внедрении RPA в России можно посмотреть мой вебинар с экспертом-практиком Сергеем Юдовским:

RPA: новое будущее бизнес-процессов

Смена парадигмы

В области технологии RPA произошла смена двух значимых парадигм. Одна из них представляет собой саму технологию роботизированной автоматизации процессов, а другая лежит в основе возможности ее применения в бизнесе.

В первом случае смена парадигмы реализуется за счет нового способа автоматизации процессов. BPMS системы активно порождали большое количество новых артефактов (кода, процедур, данных) и интерфейсов, функционирование которых необходимо было контролировать их пользователям (иными словами, они увеличивали ресурсоемкость).

Технология роботизированной автоматизации процессов позволяет прагматически использовать существующие интерфейсы и системы, ввиду чего отпадает необходимость в их замене, и подходит для автоматизации и интеграции огромного количества унаследованных приложений (legacy systems) (тем самым, снижает ресурсоемкость).

Мой вебинар о том, как создать роботизированный процесс в системе UIPath c Максимом Яцкевичем — руководителем направления RPA:

RPA демонстрация системы и написание роботов в UIPath

Но все же успех увеличения масштабов применения технологии роботизированной автоматизации процессов зависит от смены второй парадигмы, а именно к замене человека роботом. Роботы выполняют рутинные, повторяющиеся операции, а у сотрудников освобождается время для выполнения новых задач

В конце 2017 года глобальный институт McKinsey оценил, что автоматизация и другие новые технологии могут означать, что 375 миллионов человек во всем мире должны будут поменять профессии. PwC определяет три отдельные волны автоматизации: волну алгоритмов (автоматизация простых вычислительных задач и анализ структурированных данных); волна дополнений (автоматизация повторяемых задач, обмена информацией и статистический анализ неструктурированных данных); и волна автономий (полная автоматизация, которая включает в себя решение проблем в динамичных реальных ситуациях с ответной реакцией системы). Первая волна уже началась, вторая также происходит сейчас, но не будет должным образом взлетать до 2020 года, а третья не может оказать серьезного влияния на рынки труда до 2030-х годов.

Больше информации и инсайтов от экспертов, бесплатных вебинаров об управлении бизнес-процессами, автоматизации процессов и создании ИТ- продуктов и услуг можно получить в группе BPM Cafe или на странице "Обучение аналитиков процессов и систем" в Facebook.

Также подписывайтесь на Telegram-канал, чтобы быть в курсе новых статей и мероприятий для аналитиков, продуктологов и всех интересующихся бизнесом и ИТ.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 0 комментариев
null