Как же все-таки покупать?

Навеяно многочисленными жалобами в приемной и еще большим количеством обиженных в комментариях.

Мне кажется, что все, написанное ниже, может быть полезно условному пятикласснику, у которого деньги только от родителей. Но, учитывая сколько существует жалоб в «Приёмной», начинает казаться что со времен обманутых вкладчиков «МММ» ситуация то не сильно изменилась.

Сегодня я хочу поговорить про азы. Оговорюсь только, что я не хочу сейчас касаться случаем прямого обмана, мошенничества или другого несоблюдения условий. Здесь все для «самых маленьких».

Деньги

Наверное, каждый слышал, что деньги – это товар. Но мало кто данное выражение осмысливал.

Я думаю, что проблема этого восприятия кроется в куче выражений, типа «Покупатель всегда прав», «Кто платит, тот и музыку заказывает» и т.д. Людям легче воспринимать информацию путем категоризации (в нашем случае противопоставлением деньги-товар, продавец-покупатель), а не воспринимать целостно.

По факту, деньги — это такой же товар, который обладает некими уникальными свойствами: не портится, легко конвертируется, компактно хранится. При этом ни одно из этих свойств не абсолютно:

1. Деньги не портятся, но есть инфляция. Да и все мы хорошо знаем про курсы валют и некоторые перипетии того же рубля с 2014.

2. Как и любой другой товар деньги легко конвертируются в менее желаемый товар, но не в более. Простой пример – пробовали купить новую PlayStation в этом году?

3. Деньги сравнительно компактно хранились еще в 20м веке. В 21м, с приходом цифровой эры, стали еще более компактными. Но наличка уже не такая компактная, а на рынке товаров появились какие-то другие варианты – типа фьючерса, что позволяет не держать фактический склад сразу.

Соответственно, любой человек, у которого есть деньги – это такой же участник торгов, как и другой, у которого есть товар.

Цена

До появления денег, люди пользовались бартером – обменом товара на товар. С появлением денег этот процесс упростился, поскольку у денег есть эти особые свойства. Но если по факту деньги это один из множества варианта товаров, то покупка\продажа – это просто частный случай бартера.

Стоит ли килограмм слив трем буханкам хлеба? Стоит ли игрушечный грузовик 4х часов работы в парикмахерской? Стоит ли айфон 300 часов работы грузчика?

Правильный ответ на этот вопрос – товар стоит столько другого товара, сколько за него готовы предложить. Если условная девушка Х готова предложить N часов своей работы по процессии ( и нет, не обязательно самой древней) за айфон 25, значит стоит.

Деньги в данном случае выступают лишь мерой конвертации.

Другие условия

Собственно, когда и на каких условиях производится обмен – последняя важная часть.

Для каких-то международных обменов существуют даже категорированные правила, под названием incoterms, которые описывают условия перехода права собственности ( но не риски, привет ВЭД и логистам).

На более приземленном бытовом уровне это те самые условия оплаты и доставки товара, с которыми каждый сталкивается регулярно.

Сделка

Собственно говоря, все что описано выше и есть составными частями сделки: где две (или более) сторон обмениваются товаром\услугами на оговоренных условиях. Все.

Здесь надо сделать две оговорки:

1. Выгода. Предполагается, что в идеале обе стороны получат выгоду. При этом сама выгода это условное понятие, которое существует только для сторон сделки. Это может быть не выгодно остальным или выглядеть так, но пока стороны довольны – все нормально.

2. Покупатель\продавец – по факту, оба равные участники сделки. Только проблема в том, что продавец зачастую более опытная сторона, чем покупатель. И вот тут вступает в силу регулятор, который пытается уравновесить обе стороны.

Все это, конечно, очень упрощенная схема, но почему-то многие даже не пытаются осознать себя в ней.

Для меня работают следующие принципы:

- Осознать себя стороной сделки, которая имеет точно такие же права и обязанности, как и вторая сторона в предполагаемой сделке.

- Определите для себя приемлемые условия сделки, при которых она выгодна мне.

- Контролировать в каждый момент времени, где мы находимся, соблюдаются ли еще мои интересы, выгодна ли она сейчас?

- На каждом этапе передачи денег\товара\прав\чего-еще контролировать, что мои заложенные выгоды сохраняются.

- Если в какой-то момент что-то становится не так, лучше уточнить\спросить или отказаться.

И да, никто не должен думать о моих проблемах. Никто, кроме меня. Все остальные вспомогательные инструменты — это хорошо, но для меня лучше на них не полагаться, и чтобы до них дело не дошло вообще.

Поэтому, каждый раз, когда я слышу «я не знал, что товар надо проверять при доставке» или «акции упали в цене, я потерял много денег» или еще что-то в этом плане – это не мошенничеств, обман или ущемление прав – это просто человек сам не удосужился подумать об элементарных вещах для себя. То, что у вас деньги и вы покупатель – не снимает необходимости думать о себе и своих интересах. Ровно как и не должно быть причиной, чтобы кто-то другой думал о вас.

P.S.

Буду счастлив, если данный опус все воспримут, как банальную банальность, но повторюсь, что постоянные жалобы и неочевидные ситуации пошатнули мою веру в человечество.

11
2 комментария

По начальным строчкам статьи, думал тут будет какой то рейтинг типа заказывайте еду в Delivery Club, а не Яндекс.Еда Ну или какие-то советы в духе, всегда при получении товара осматривайте его, тот ли товар вам привезли, и на внешние повреждения, особенно, если там телевизор какой-нибудь (актуальные жалобы в последнее время), или там всегда, если есть такая возможность, оплачивайте покупки после вручения курьером. А на деле, какая-то ерунда

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить