Регулирование беспилотников в России и мире: проблемы, потенциал роста

Обо всех возможных перспективах развития отрасли рассказывает Илья Попов, член отраслевых рабочих групп при Министерстве Финансов РФ, Торгово-промышленной палате РФ и Деловой России.

Регулирование беспилотников в России и мире: проблемы, потенциал роста

Несмотря на более чем десятилетнюю историю применения беспилотников в России, первые регулятивные акты в этой сфере стали появляться совсем недавно.

Международное регулирование беспилотных полетов

По прогнозу Федерального управления гражданской авиации США (FAA), объем рынка дронов к 2020 году достигнет 7 млн. В 2016 году этот показатель составил 2,5 млн, так что FAA предсказывает рост рынка в 2,8 раз. Власти разных стран уверены, что резкое увеличение числа запусков БПЛА требует контроля. При этом подход к проблеме у каждой страны свой.

Регулирование беспилотников в России и мире: проблемы, потенциал роста

США

До мая 2017 года FAA требовало регистрировать все беспилотники весом более 250 г. В октябре 2017 года Минтранс США принял интеграционную политику дронов, облегчающую условия использования дронов в коммерческих целях (доставка покупок, контроль над инфраструктурой, ведение спасательных операций, обследование сельхоз угодий). С конца прошлого года частные беспилотники весом до 25 кг регистрировать не обязательно.

14 февраля в Южной Каролине вертолет, управляемый учеником, пытался избежать столкновения с дроном и врезался в дерево. Как сообщается, инструктор взял управление на себя, но не справился, в результате чего вертолет совершил аварийную посадку, лишившись хвоста. Этот случай может войти в историю как первое крушение, произошедшее по вине беспилотника.

После ряда схожих инцидентов, вызванных непрофессиональным управлением, в Нью-Йорке действует запрет на осуществление полетов БПЛА. Ограничение ввели в декабре 2014 года. В черте города есть лишь несколько парков, где запуск дронов разрешен. Кроме того, ограничено движение дронов в 48 км от центра Вашингтона.

Исландия

Онлайн-ритейлер Aha доставляет заказы дронами Flytrex с августа 2017 года. Использование БПЛА для перемещения пакетов на 2,5 км через большую бухту, разделяющую Рейкьявик на две части, позволяет сэкономить на стоимости доставки до 60%.

Для использования дронов в Исландии не нужно специальных разрешений. Однако законом установлен ряд правил, которых следует придерживаться. Так, БПЛА нельзя летать над толпами людей, вблизи аэропортов, в темное время суток и подниматься выше 130 метров. В Рейкьявике аэропорт находится в черте города, и поэтому дронам не разрешено подниматься выше зданий.

Великобритания

По сообщению The Telegraph, британская компания MedExpress планирует запустить сервис доставки лекарств дронами прямо на порог дома. Речь идет о препаратах, приобретать которые многие стыдятся (контрацептивы, виагра), но потенциал привлечения дронов к процессу доставки гораздо шире. Особенно сервис привлекателен для жителей отдаленных районов, откуда сложно добраться до аптеки.

Для моделей весом менее 20 кг в Великобритании действуют общие правила безопасности. Высота полета ограничивается 120 метрами и зоной визуальной видимости. Нельзя летать в районе аэропортов и подвергать окружающих опасности при управлении беспилотником.

Регулирование дронов в России

30 декабря 2015 года президент России подписал указ, согласно которому в Воздушном кодексе появились изменения, касающиеся использования беспилотных судов. В марте 2016 года закон вступил в силу, и с этого момента все беспилотники массой более 250 г подлежат регистрации, а операторы дронов обязаны обладать лицензией «внешнего пилота» для получения права управления БПЛА. Уровень проработки нормативного акта ставит под сомнение возможность легально управлять дронами в России – фактически их приравняли к воздушным судам.

Слова Глеба Бабинцева, гендиректора Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных систем, как нельзя лучше отражают несовершенство нового закона: «Формулировка такова, что даже девочка, выпускающая воздушный шарик из руки, запускает беспилотник».

В октябре 2017 года регулирование беспилотных судов стало более прозрачным после публикации Информационного бюллетеня на сайте Росавиации. Согласование планов полетов и получение разрешений на использование воздушного пространства поручили уполномоченным органам. В населенном пункте также необходимо получить разрешение от администрации. Для ведения фото- и видеосъемки с дрона нужен сертификат на проведение авиационных работ. При несоблюдении правил возможен штраф от 2 до 500 тыс. рублей. В итоге авиалюбители предпочитают использовать беспилотники нелегально, так как для легализации «внешнего пилотирования» слишком много преград.

В середине февраля этого года Минтранс предложил жесткие меры по ограничению полетов дронов в запрещенных зонах. Беспилотники нарушителей будут принуждать к посадке, уничтожать или повреждать. Как поясняется, этим займется Росгвардия и УВД.

Коммерческое использование дронов в России

В США число коммерческих дронов к концу 2018 года может достигнуть 600 тысяч, беспилотники используются повсеместно. Россия также старается не отставать в темпах применения БПЛА с пользой.

Регулирование беспилотников в России и мире: проблемы, потенциал роста

Вопрос грузо- и пассажироперевозок уже взят в разработку. Речь идет о беспилотнике массой 300 кг с максимальной полезной нагрузкой 70 кг, способном преодолевать расстояния со скоростью 180 км/ч в течение 6 часов. Летные испытания образца производства компании «Вертолеты России» должны завершиться в январе 2019 года.

Так, в ноябре 2017 года в тайге близ Хабаровска черных лесорубов выследили с помощью беспилотников. Лесному хозяйству нанесен ущерб, оцененный в 43 млн рублей. Всего за прошедший год зафиксировано 6 подобных случаев, а общая сумма ущерба составила 122 млн рублей.

В апреле 2017 года Ростелеком объявил о закупке дронов для создания электронных карт, кадастровых планов. Реализация проекта планируется в пилотном регионе Белгородской области. Полученную информацию планируют использовать в сфере ЖКХ (в том числе для наблюдения за состоянием трубопровода), строительстве дорог, управлении процессами в лесном и сельском хозяйстве. В случае успешного завершения проекта планируется внедрить этот опыт в других регионах страны.

В России за первые 9 месяцев 2017 года продажи беспилотников в натуральном выражении увеличились на 85% по сравнению с показателями 2016 года, в денежном – на 65%. Причем основная масса прироста пришлась на сферу B2B. Эксперты уверены, что рынок дронов для развлечения пресыщен – кто хотел и мог приобрести БПЛА для игры, уже это сделал. Усложняет жизнь пользователей и процедура обязательной регистрации летательных аппаратов. Специалисты отрасли видят выход в упрощении регулирования беспилотных полетов и активном внедрении технологии в бизнес-процессы. Остается надеяться, что вскоре это произойдет и в России.

77
2 комментария

Комментарий удалён модератором

По первым двум предложениям имеет место быть, но, к сожалению, решить проблему существенно не получится))) проще говоря только этого не достаточно

1

Беспилотники нарушителей будут принуждать к посадке, уничтожать или повреждать. Как поясняется, этим займется Росгвардия и УВД.Мда...

2