Офтоп Ilia Popov
1 045

Регулирование беспилотников в России и мире: проблемы, потенциал роста

Обо всех возможных перспективах развития отрасли рассказывает Илья Попов, член отраслевых рабочих групп при Министерстве Финансов РФ, Торгово-промышленной палате РФ и Деловой России.

В закладки

Несмотря на более чем десятилетнюю историю применения беспилотников в России, первые регулятивные акты в этой сфере стали появляться совсем недавно.

Международное регулирование беспилотных полетов

По прогнозу Федерального управления гражданской авиации США (FAA), объем рынка дронов к 2020 году достигнет 7 млн. В 2016 году этот показатель составил 2,5 млн, так что FAA предсказывает рост рынка в 2,8 раз. Власти разных стран уверены, что резкое увеличение числа запусков БПЛА требует контроля. При этом подход к проблеме у каждой страны свой.

США

До мая 2017 года FAA требовало регистрировать все беспилотники весом более 250 г. В октябре 2017 года Минтранс США принял интеграционную политику дронов, облегчающую условия использования дронов в коммерческих целях (доставка покупок, контроль над инфраструктурой, ведение спасательных операций, обследование сельхоз угодий). С конца прошлого года частные беспилотники весом до 25 кг регистрировать не обязательно.

14 февраля в Южной Каролине вертолет, управляемый учеником, пытался избежать столкновения с дроном и врезался в дерево. Как сообщается, инструктор взял управление на себя, но не справился, в результате чего вертолет совершил аварийную посадку, лишившись хвоста. Этот случай может войти в историю как первое крушение, произошедшее по вине беспилотника.

После ряда схожих инцидентов, вызванных непрофессиональным управлением, в Нью-Йорке действует запрет на осуществление полетов БПЛА. Ограничение ввели в декабре 2014 года. В черте города есть лишь несколько парков, где запуск дронов разрешен. Кроме того, ограничено движение дронов в 48 км от центра Вашингтона.

Исландия

Онлайн-ритейлер Aha доставляет заказы дронами Flytrex с августа 2017 года. Использование БПЛА для перемещения пакетов на 2,5 км через большую бухту, разделяющую Рейкьявик на две части, позволяет сэкономить на стоимости доставки до 60%.

Для использования дронов в Исландии не нужно специальных разрешений. Однако законом установлен ряд правил, которых следует придерживаться. Так, БПЛА нельзя летать над толпами людей, вблизи аэропортов, в темное время суток и подниматься выше 130 метров. В Рейкьявике аэропорт находится в черте города, и поэтому дронам не разрешено подниматься выше зданий.

Великобритания

По сообщению The Telegraph, британская компания MedExpress планирует запустить сервис доставки лекарств дронами прямо на порог дома. Речь идет о препаратах, приобретать которые многие стыдятся (контрацептивы, виагра), но потенциал привлечения дронов к процессу доставки гораздо шире. Особенно сервис привлекателен для жителей отдаленных районов, откуда сложно добраться до аптеки.

Для моделей весом менее 20 кг в Великобритании действуют общие правила безопасности. Высота полета ограничивается 120 метрами и зоной визуальной видимости. Нельзя летать в районе аэропортов и подвергать окружающих опасности при управлении беспилотником.

Регулирование дронов в России

30 декабря 2015 года президент России подписал указ, согласно которому в Воздушном кодексе появились изменения, касающиеся использования беспилотных судов. В марте 2016 года закон вступил в силу, и с этого момента все беспилотники массой более 250 г подлежат регистрации, а операторы дронов обязаны обладать лицензией «внешнего пилота» для получения права управления БПЛА. Уровень проработки нормативного акта ставит под сомнение возможность легально управлять дронами в России – фактически их приравняли к воздушным судам.

Слова Глеба Бабинцева, гендиректора Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных систем, как нельзя лучше отражают несовершенство нового закона: «Формулировка такова, что даже девочка, выпускающая воздушный шарик из руки, запускает беспилотник».

В октябре 2017 года регулирование беспилотных судов стало более прозрачным после публикации Информационного бюллетеня на сайте Росавиации. Согласование планов полетов и получение разрешений на использование воздушного пространства поручили уполномоченным органам. В населенном пункте также необходимо получить разрешение от администрации. Для ведения фото- и видеосъемки с дрона нужен сертификат на проведение авиационных работ. При несоблюдении правил возможен штраф от 2 до 500 тыс. рублей. В итоге авиалюбители предпочитают использовать беспилотники нелегально, так как для легализации «внешнего пилотирования» слишком много преград.

В середине февраля этого года Минтранс предложил жесткие меры по ограничению полетов дронов в запрещенных зонах. Беспилотники нарушителей будут принуждать к посадке, уничтожать или повреждать. Как поясняется, этим займется Росгвардия и УВД.

Коммерческое использование дронов в России

В США число коммерческих дронов к концу 2018 года может достигнуть 600 тысяч, беспилотники используются повсеместно. Россия также старается не отставать в темпах применения БПЛА с пользой.

Вопрос грузо- и пассажироперевозок уже взят в разработку. Речь идет о беспилотнике массой 300 кг с максимальной полезной нагрузкой 70 кг, способном преодолевать расстояния со скоростью 180 км/ч в течение 6 часов. Летные испытания образца производства компании «Вертолеты России» должны завершиться в январе 2019 года.

Так, в ноябре 2017 года в тайге близ Хабаровска черных лесорубов выследили с помощью беспилотников. Лесному хозяйству нанесен ущерб, оцененный в 43 млн рублей. Всего за прошедший год зафиксировано 6 подобных случаев, а общая сумма ущерба составила 122 млн рублей.

В апреле 2017 года Ростелеком объявил о закупке дронов для создания электронных карт, кадастровых планов. Реализация проекта планируется в пилотном регионе Белгородской области. Полученную информацию планируют использовать в сфере ЖКХ (в том числе для наблюдения за состоянием трубопровода), строительстве дорог, управлении процессами в лесном и сельском хозяйстве. В случае успешного завершения проекта планируется внедрить этот опыт в других регионах страны.

В России за первые 9 месяцев 2017 года продажи беспилотников в натуральном выражении увеличились на 85% по сравнению с показателями 2016 года, в денежном – на 65%. Причем основная масса прироста пришлась на сферу B2B. Эксперты уверены, что рынок дронов для развлечения пресыщен – кто хотел и мог приобрести БПЛА для игры, уже это сделал. Усложняет жизнь пользователей и процедура обязательной регистрации летательных аппаратов. Специалисты отрасли видят выход в упрощении регулирования беспилотных полетов и активном внедрении технологии в бизнес-процессы. Остается надеяться, что вскоре это произойдет и в России.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Ilia Popov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 11, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 33856, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 26 Feb 2018 15:49:38 +0300" }
{ "id": 33856, "author_id": 123298, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/33856\/get","add":"\/comments\/33856\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/33856"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "possessions": [] }

2 комментария 2 комм.

Популярные

По порядку

1

По первым двум предложениям имеет место быть, но, к сожалению, решить проблему существенно не получится))) проще говоря только этого не достаточно

Ответить

2

Беспилотники нарушителей будут принуждать к посадке, уничтожать или повреждать. Как поясняется, этим займется Росгвардия и УВД.

Мда...

Ответить

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }