В прессу продолжают попадать различные документы, которые только подогревают интерес к жизни и деятельности Стива Джобса. Вслед за скандалом по поводу
сговора крупных компаний с целью снижения зарплат сотрудникам, всплыло еще и
письмо, в котором рассказывается о существовании внутри Apple целой "масонской ложи", на заседаниях которой принимались важнейшие решения, во многом определившие и то, какой компания является сегодня.
Еще в 2011 году Адам Лащински из Fortune
писал об этой законспирированной группе людей.
***
Группа под названием Top 100 собиралась в секретном месте примерно раз в год. В течение трех дней эти люди, с Джобсом во главе, обсуждали дальнейшее развитие Apple. Все происходило в обстановке строжайшей тайны — участники встречи не должны были заносить её в свои календари и с кем-либо обсуждать, даже со своими коллегами. В условленное место нельзя было ехать на своей машине, вместо этого всех членов тайного кружка вёз специальный автобус, отправлявшийся от офиса компании в Купертино.
Обычно финальная локация оказывалась шикарным курортом вроде Chaminade Resort & Spa в Санта-Крузе, который удовлетворял двум главным требованиям Джобса: хорошие условия и никакого гольфа. Комнату, где проходили совещания, даже сканировали на наличие "жучков", оставленных конкурентами.
Встречи Top 100 — важный управленческий инструмент для Джобса. Он и остальные руководители Apple использовали его для информирования влиятельных сотрудников компании о путях ее дальнейшего развития. Красочно обставленное мероприятие также давало Джобсу возможность поделиться своим видением будущего Apple с новым поколением ее лидеров. Встречи Top 100 имели как стратегические цели, так и задачи по выстраиванию корпоративной культуры на годы вперед.
Обычно Джобс самостоятельно вел встречи. Каждая сессия выступлений была обставлена в лучших традициях продуктовых презентаций Apple, в которых Стив был хорош как никто. Для тех, кто выступал во время таких встреч, ставки были действительно высоки, и эти люди зачастую очень нервничали. Как сказал об этом один из вице-президентов компании, которому как-то раз довелось занять место на сцене:
Собрания Top 100 были ужасным опытом где-то для 10 людей. Для остальных 90 — это было лучшее время в жизни.
Иногда именно на таких встречах Джобс представлял соратникам новые продукты. "Я был на собрании Top 100, когда Стив показал нам iPod", — говорит Майк Джейнс, который работал в Apple с 1998 по 2003 год и до сих пор поддерживает отношения с руководством компании. "Кроме небольшой группы людей, никто даже не знал об этом проекте!"
Чтобы попасть в Top 100, нужно было каким-либо образом заслужить уважение Джобса, и отбор происходил вовсе не по принципу должностей. Стив сам описывал свое видение этой группы несколько лет назад в интервью Fortune:
Моя работа заключатся в том, чтобы работать с людьми сорта «Top 100», — это не значит, что они все вице-президенты. Некоторые из них просто ключевые, но при этом рядовые в плане должности сотрудники. Поэтому, когда появляется хорошая идея [...] часть моей работы заключается в том, чтобы придать ей импульс и [...] сделать так, чтобы хорошие идеи циркулировали внутри этой сотни талантливых людей.
В приватных разговорах Джобс описывал Top 100 в еще более прямых выражениях: "Если бы ему пришлось создавать компанию с нуля, он взял бы с собой именно этих сто человек", — так один из бывших боссов Apple описывает то, как характеризовал группу сам Стив.
Тот факт, что для попадания в Top 100 надо было быть избранным самим Джобсом, создавал все предпосылки к появлению кланов в Apple. Включение в группу отнюдь не носило постоянный характер, из нее можно было запросто вылететь на следующий год. Только представьте, какое это унижение! Те же, кто на время встреч Top 100 оставался в офисе в Купертино, сразу начинали сплетничать. "Обсуждения начинались, как только сотня избранных покидала офис", — вспоминает один из сотрудников Apple. Другой говорит: "Мы не должны были знать, куда они все подевались. Но мы, конечно, знали."
***
Теперь, благодаря продолжающемуся разбирательству между Apple и Samsung, было опубликовано письмо Джобса, которое он отправил в 2010 году старшему вице-президенту по маркетингу Филу Шиллеру. В тексте послания были мысли Стива по поводу следующей секретной встречи, которая должна была состояться в начале 2011 года.
Как все мы помним, 2011 год стал последним для Джобса в Apple, так что письмо представляет собой просто бесценный исторический документ. Главным выводом, который можно сделать, прочитав это послание, является тот факт, что Джобс довольно сильно опасался Google, видел поисковик в качестве главного соперника своей компании, а также планировал сделать все возможное, чтобы обойти его.
В послании Джобс изложил свое видение плана следующей тайной встречи Top 100 в 2011 году. Прежде всего он планировал сделать упор на обсуждении работы над мобильными продуктами компании, считая, что эра PC завершается.
Итак, вот пункты того, о чем планировал поговорить Джобс, но так и не успел этого сделать.
Стратегия
Само собой, на данную тему Джобс планировал выступить самостоятельно. В этом выступлении, он хотел рассказать о философии компании, коснуться темы численности коллектива, а также рассказать о произошедших за год перестановках в руководстве. Потом Джобс собирался выдать некоторые статистические данные по соотношению, к примеру, количества подразделений к числу выпущенных продуктов и числа продуктов к выручке.
Но главной темой, конечно же, должна была стать "эра после PC». Джобс искренне считал, что персональные компьютеры уходят со сцены, уступая места новым типам устройств. В новую эру бал должны править мобильные устройства, которые становятся все меньше, тоньше и легче, а их возможности расширяются с помощью приложений и облачных сервисов.
По мнению Джобса, Apple была единственной компанией, которая смогла это понять и успешно перестроить свой бизнес. В качестве примера он хотел привести пару фактов:
- Продукты эры "после PC" генерируют 66% выручки компании.
- Продажи iPad превысили продажи Mac за 6 месяцев.
Священная война с Google
За неделю до отправки этого письма Джобс участвовал в совещении по доходам и в пух и прах
разнес на нем Google и Android. Естественно, что на встрече Top 100 планировалось уделить основному конкуренту много внимания и обсудить все возможные способы конкуренции.
Состояние компании
Текущие дела должны были освещать Питер Опенгеймер, который был CFO Apple, и тогдашний COO Тим Кук. Планировалось, что они расскажут о результатах 2010 года и поведают о планах на 2011. Также речь должна была пойти и о географии бизнеса Apple, — в частности, Джобс хотел поговорить о перспективах в Китае.
Интересный факт: спустя два года Китай стал вторым по величине рынком сбыта продукции Apple.
iPhone
О том, как обстоят дела по направлению iPhone, должны были доложить Грег Жозвяк, VP iOS Product Marketing и Боб Мэнсфилд, занимавший в то время пост старшего вице-президента по аппаратным технологиям. Джобс хотел, чтобы в своем рассказе о стратегии они затронули следующие темы:
- iPhone 4 с улучшенной антенной, процессором, камерой и софтом для того, с помощью которого планировалось держать конкурентов позади до середины 2012 года (несмотря на слухи о грядущем iPhone 5, похоже, его тогда еще не было даже в планах).
- Выход LTE-версии в середине 2012 (iPhone 5 поддержкой LTE вышел в 2012 году).
- Создание лоукост-модели iPhone на основе iPod touch, на замену 3 GS.
- Железо iPhone 5 и планы в этой сфере.
Кроме того, членам клуба Top 100 планировали раскрыть строго конфиденциальную информацию о планируемой стоимости новых девайсов линейки и продемонстрировать рендеры новых моделей, созданных Джонни Айвом.
iPad
Здесь список выступающих планировался такой: Боб Мэнсфилд, Джонни Айв, Дэн Риччио (тогда директор по разработке iPad), Майкл Чао (вице президент по маркетингу iPad), Рэнди Убиллос (главный архитектор фото и видео-приложений в iPad), Ксандер Сорен (директор маркетинга продуктов), Роджер Роснер (на то время, вице-президент направления продактивити-приложений).
По мнению Джобса, стратегия действий по направлению планшетов должна была заключаться в том, чтобы создать iPad 2 с изумительным железом и софтом до того, как конкуренты смогут хотя бы сравняться с текущей моделью планшета Apple. Помимо этого, он хотел услышать рассказ о продуктовой дорожной карте на 2011 год, планы в этом направлении должны были озвучить Мэнсфилд, Айв и Риччио.
Потом разговор должен был перейти к теме iPad 2:
- Новые ID, H4, UMTS + Verizon в одной модели, камеры, EVT-модули и кейсы
- iPad 3.
Далее планировался показ демо-версий продуктов PhotoBooth, iMovie, GarageBand и, собственно, демонстрация нового дисплея для iPad 3 (третий iPad был первым с дисплеем Retina).
iOS
Здесь Джобс также планировал конкурировать с Google. В частности, он хотел нагнать поисковик в тех областях, где тот опережал Apple (например, Джобс считал, что его компания отстает в сфере распознавания речи), и обогнать с помощью таких продуктов, как Siri.
Облака
В 2011 году в Apple беспокоились о том, что Google становится лучше в области железа, что всегда было прерогативой компании из Купертино, в то время как сама Apple не так быстро подтягивается к Google в тех областях, где лидерство всегда удерживал поисковик. В рассекреченном послании Джобс формулирует задачу в сфере облачных сервисов так: догнать и перегнать Google. В частности, Стив отлично понимал, где его компании следует поднажать:
- В Android глубоко интегрированы облачные сервисы Google, чего не скажешь об iOS.
- Android гораздо лучше, чем Apple, интегрирует с облаком контакты, календари и почту.
Джобс считал, что 2011 год должен стать для Apple годом облаков. С их помощью он планировал окончательно связать все продукты компании воедино, и сделать экосистему еще более закрытой, чтобы пользователям было еще труднее перейти на конкурирующие продукты.
Mac
Направлению Mac планировалось посвятить совсем мало времени — эра "после PC" в действии. В частности, Джобс хотел обсудить планы по выпуску новых версий ноутбуков и поговорить про Mac App Store.
Жилая зона
Джобс считал верным направление living room — захват гаджетами и сервисами жилого пространства пользователей. Для того, чтобы закрепиться там, планировалось разработать крутые аксессуары для iOS-устройств. В Apple TV Джобс собирался добавить больше контента, например, производимого телеканалами NBC, CBS, Viacom и HBO.
Магазины
И здесь не обошлось без упоминания Google. Джобс хотел еще дальше оторваться от поискового гиганта в деле воспроизведения музыки — Apple удалось заполучить в iTunes даже "Битлз", чьи песни не продавались там до 2010 года. Появление музыки "ливерпульской четверки" в магазине Apple стало огромной победой Джобса.
Что касается AppStore, то Джобс считал, что Apple должна продолжать стимулировать появление новых интересных приложений, что позволило бы компании оторваться от Google и в этой сфере.
Джобс отправил это письмо 24 октября 2010 года. На тот момент акции Apple торговались рядом с отметкой в $300. Спустя два года (и год спустя после смерти самого Стива) их цена превысила $700.