"Аська" ICQ - это Телеграм, только 10 лет назад

ICQ, или как её называли Аська - очень популярный мессенджер, которым пользовались все без исключения 10 лет назад. Он был основан в 1998 году и сейчас принадлежит Mail Group. Пик популярности ICQ пришелся на 2009 год, когда количество пользователей достигло 50 млн, после чего последовал резкий спад, продолжающийся и по сей день: каждый год мессенджер теряет порядка 30% пользователей. Сегодня количество активных аккаунтов составляет около 10 млн.

Только вдумайтесь, насколько "аська" была интегрирована в мобильные устройства и количество мобильных пользователей было столько же, сколько сейчас у ВКонтакте .

Получается 10-15 лет назад был уникальный продукт с огромным потенциалом для развития. Но что же произошло?

Две основные ошибки, которые и привели к утоку пользователей:

1. Много рекламы

  • 10 лет назад стратегия у Mail была следующая: давайте установим всем Mail.ru поиск, сделаем кучу спама, поднимем бабла и ещё разок всем отправим рекламы. Это и сыграно основную роль - пользователи не любят рекламу, особенно в таком количестве.

2. Изменение потребности пользователя

  • Месенджеры в то время уже начали уходить в прошлое, т.к. появился ВКонтакте и знакомиться начали уже там. Люди хотели увидеть нового человека, посмотреть его фоточки, с кем он общается и пр., а в ICQ всего этого не было. Тренд был упущен.

Функционал iCQ на очень высоком уровне

  • Стикеры появились еще 8 лет назад
  • Аудио и Видео звонки есть
  • Маски и даже звонки с масками

Но тогда почему последние 2 года происходит такой взрывной рост пользования мессенджеров? Ответ прост - у пользователя недостаток в закрытой и приватной информации. Люди делятся фоточками в инстаграме, пишут о своей жизни ВКонтакте и твиттере. И оттого обычное общение в мессенджере им в новинку!

Сегодня тренд не только на мгновенный обмен сообщениями, но также и на приватность информации. Думаю, именно поэтому позиционирование Telegram, как защищенного мессенджера, привело его к такому успеху. И даже в режиме высокой конкуренции с What's app и другими, он стремительно набирает обороты.

Для любого популярного продукта важно искать новые форматы и вовремя понимать, что хочет человек. Я уверен, что история повторится, и от закрытых мессенждеров мы перейдем в социальные сети. И произойдет это в момент широкого распространения дополненной реальности и знакомства на улице посредством AR очков через 3-5 лет. Идешь, видишь человека, сразу видишь его фотки, чем он увлечен и знакомишься, ставишь лайки;)

Профиль человека в социальной сети в дополненной реальности. Это будет в новинку пользователям!
Профиль человека в социальной сети в дополненной реальности. Это будет в новинку пользователям!

История повторяется - будем ожидать цикличность процессов общения между людьми. Нужно правильно выбирать тренд, скорее будущий, чем настоящий, это относится к любому типу бизнеса!

Легкие обзоры на подумать на моем канале в Телеграм, в безопасном мессенджере, ахах.
Присоединяйся! SafeAlex

1212
29 комментариев

icq еще до перехода группе мейл.ру начало обрастать слоновьим жиром и все ставили qip. Да и вообще аська не похожа на телеграмм... на телеграмм скорее похож mIRC например)))

10
Ответить

Да, действительно до перехода уже начали сдавать позиции!

Сходства у ICQ и Телеграм всё же большие.

А qip работала по аналогии с ICQ, то же самое, клиент только отличается

1
Ответить
Комментарий удалён модератором

Я часто думаю о проблеме с ICQ, поскольку ЦА этого мессенджера пересекается непосредственно в коммуникации между сотрудниками внутри компаний.

Алексей Аа верно подметил, у ICQ плохо работал маркетинг, проект постепенно перестал быть «на слуху», полагая что его итак все знают, но тишина в контент-маркетинге для многих равносильна смерти проекта. Раз о нем не пишут и он сам не заявляет со сцены о себе, значит он мертв и не синхронизирован с потребностями современной аудитории.

Как реанимировать ICQ на мой взгляд:
1. Собрать пул площадок, на которых тусуется b2b-сектор, основатели малого и среднего b2c-бизнеса. Именно они внедряют подобные технологии в базовый арсенал коммуникации между сотрудниками.
2. Поддерживаем эпоху «сторителлинга», подробнее можно почитать в статье Никиты Обухова - https://special.theoryandpractice.ru/storytelling, за что ему отдельный респект :)
3. Формируем миссию на основе главной или ряда особых фич продукта. Генерим и вбрасываем в СМИ провокационные истории с вшитой виральностью. Отличный пример - Додо Пицца.
4. Анонс новых фич, создаем конкурсы на фриланс-площадках. Телеграмм помню 100 000$ обещал на FL.ru победителю.
5. Список можно продолжать долго, но надо общаться с людьми и они проявят интерес к твоему продукту. ICQ решили спрятаться и о них просто стали забывать, ассоциируя мессенджер с коммунистической партией или чем-то устаревшим и не востребованным.

2
Ответить

Ася пропустила бум мобильных платформ как и почивший AIM. Как показывает практика, такие проекты в итоге закрываются и реанимация им не помогает.

3
Ответить

Олег, согласен с вами, но единственное, что может вытащить Аську - ребрендинг. Новое имя, новая команда и удивительная история разработки с нуля(как бы) Старая Аська-это нишевый продукт.

2
Ответить