«Никому не советую делать своё медиа»: история создания Gagadget.com Статьи редакции
В интервью для MC Today Сергей Митяев объяснил, почему не стоит идти в журналистику ради денег, и назвал главные проблемы украинского медиарынка.
В 2008 году выходцы из издательского бизнеса Сергей Митяев и Павел Урусов запустили медиа о технологиях Gagadget.com. Сейчас сайт ежемесячно посещают 1,4 млн человек — за этим результатом стоят десять лет кропотливой работы.
Запустили свой проект, потому что на работе стало скучно
Основатели Gagadget познакомились в интернете в 2000 году. Сошлись на общем интересе к фантастике. Сергей Митяев жил в Киеве и работал тогда в интернет-магазине Azbooka, а Павел Урусов был главным редактором регионального отделения газеты «Компьютерра» в Нижнем Новгороде.
Позже Сергей устроился в киевский издательский дом Media Solutions.
«В 2005 году нам в "СОТА" (журнал о мобильных телефонах от издательского дома, в котором работал Митяев — прим. ред.) понадобился главный редактор. Я предложил эту должность Паше. Он согласился и переехал в Украину», — вспоминает Сергей.
Журнал «СОТА» очень быстро стал прибыльным — его запуск пришёлся на уникальный для рынка период, когда ежемесячно каждый мобильный оператор подключал по 300-400 тысяч новых абонентов.
Спустя некоторое время другое издательство предложило Паше лучшие условия, и он перешёл туда. Там Урусов занимался журналами об играх и Windows Vista. С Сергеем они продолжали поддерживать дружеские отношения.
«Идея создать блог о гаджетах появилась в 2007 году. Мне жутко хотелось писать тексты, но в издательстве я занимался только административными вопросами», — рассказывает Митяев.
Сергей посчитал, что для запуска проекта будет достаточно двух людей. Первым делом он рассказал о своей задумке Паше — тому идея понравилась.
«Буквально за один вечер мы обсудили видение блога, решили, что будем "нескучным сайтом о технике" и придумали название Gagadget. Я понимал, что, скорее всего, такое длинное имя люди будут сокращать. Чтобы не получилось несуразицы, мы взяли эту работу на себя — придумали вариант gg (гг). Получилось чисто по-украински», — вспоминает Сергей.
Статьи основатели писали вместе, а другие обязанности разделили: Павел взял на себя техническую часть, а Сергей — продвижение и общение с партнёрами.
Партнёры не просто тестировали идею, а осознанно делали бизнес. Они хотели создать интересную работу, которая позволит обеспечивать семью и поддерживать уровень жизни, к которому привыкли. Кроме того, у Сергея была цель купить через два–три года квартиру в Киеве.
Первый материал на сайте они опубликовали в январе 2008 года.
Добиться поставленных целей помог Magnet
В 2009 году Сергей и Павел заключили сделку с медиахолдингом Magnet. Они договорились, что отдают 50% прав на Gagadget, а взамен получают доступ ко всем ресурсам холдинга: «Magnet добавил нас в рекламные пакеты, помог с бухгалтерией и разместил партнёрские блоки на других своих ресурсах».
С менеджерами Magnet Митяев познакомился задолго до запуска блога. Они работали в одной сфере: издательство Сергея выпускало журналы «СОТА», «Гаджет», «Мобильная тусовка» и «Мабила magazine», а у Magnet был легендарный в ИТ-тусовке форум о мобильной связи Mabila.ua. В холдинг Magnet превратился позже.
«Как-то я встретился с одним из топ-менеджеров Magnet. Мы заговорили о том, что бумажная пресса долго не протянет, и он предложил мне место у них в компании, если вдруг всё станет совсем плохо. Я отказался, объяснив это тем, что может возникнуть конфликт интересов, и показал наш с Пашей сайт. Спустя некоторое время нас позвали на переговоры», — вспоминает Митяев.
Сергей говорит, что сделка была необходима, потому что они видели, что не успевают следовать намеченному плану. А так — создали себе работу, достигли финансовых целей — значит, жалеть не о чем.
По соглашению основатели Gagadget получали зарплату и 50% от продажи рекламы. Поначалу суммы были небольшие — прожить только на эти деньги было нереально, но Magnet очень лояльно к этому относился.
«Однажды Magnet отдал нам все деньги за проект, хотя должен был только половину. На пятую часть этой суммы мы устроили себе маленькую вечеринку — хотели отпраздновать важную веху в жизни. На неё мы позвали всех причастных к проекту и угощали их трёхлитровыми стаканами мохито», — смеётся Сергей.
В 2010 году партнёры уволились с основных работ и начали уделять всё время собственному проекту.
В 2011 году Magnet привлёк инвестиции. Вкладчик хотел полный контроль над проектом, поэтому партнёры снова были перед выбором: оставить всё как есть или продать свою долю, передать домен в управление компании, но при этом получить стабильную зарплату и деньги на развитие.
Основатели Gagadget выбрали второе, оставив себе лишь миноритарную долю проекта. Это позволило нанять двух журналистов и одного автора новостей.
Кризис 2008 года, Майдан, уход Паши
Экономический кризис 2008 года не сильно отразился на проекте: «Для рынка это было проблемой — доллар вырос с 5 до 8 гривен, а стоимость рекламы не изменилась. Но мы только начинали, поэтому рекламу продавали не так часто».
На старте продвижением партнёры особо не занимались: создали лишь аккаунт в Twitter, блог в LiveJournal и завели RSS. Сергей говорит, что все десять лет трафик рос сам по себе. Много переходов на обзоры дал «Яндекс.Маркет», от 4PDA и других российских агрегаторов тоже был толк.
В отличие от кризиса 2008 года, Майдан на Gagadget повлиял заметно — просела посещаемость — до 1,2 млн посетителей в месяц. Людей волновало, не какой телефон представила Samsung, а что будет со страной завтра. Восстановить прежний уровень удалось только к 2017 году.
В 2016 году Павел Урусов прекратил работу над проектом. «Паше просто надоели обзоры телефонов. К тому же его жена получила работу в Ирландии, и он переехал туда вместе с ней. Работать над проектом удалённо вряд ли получилось бы», — объясняет Сергей.
Сейчас на Gagadget есть менеджер проекта, который отвечает за бизнес-процессы, главный редактор и пять–шесть авторов. Сергей занимается спецпроектами.
В январе 2018 года сайт посетили 1,4 млн человек.
Методы монетизации меняли полностью несколько раз
Идея создания собственного медиа привлекала Сергея ещё и тем, что над ним не будет кого-то, кто бы мог запретить написать плохо о какой-то компании лишь из-за того, что у издания с ней годовой контракт.
Митяев говорит, что Gagadget тогда и Gagadget сейчас — два разных проекта. Они несколько раз полностью меняли методы монетизации, сейчас движутся в сторону нативной рекламы — именно этим занимается Сергей.
«Я работаю журналистом и инхаус-агентством в одном лице: предлагаю партнёрам проекты, сам пишу тексты и верстаю их», — говорит Митяев. Какие-то проекты запрашивают клиенты, какие-то — издание предлагает само. К примеру, один из спецпроектов был реализован при поддержке Motorola.
За спецпроекты можно сразу получать адекватные деньги. К тому же это полезные для читателей материалы. Но на Gagadget пробуют и другие варианты монетизации: контекст, CPA-модель, рекламу в блокировщиках рекламы, тестируют рекламу в видео и другие направления.
«Когда в прайсе появилась возможность опубликовать новость с плашкой "На правах рекламы", к нам повалили сеошники. Они продавали свои ссылки в этих публикациях — в 2013 году у сайта уже был хороший траст. Причём тексты были реально для роботов, а не для людей», — вспоминает Митяев.
Со временем было принято решение прекратить эту практику и начать продавать подобные публикации за $300. Количество заказов упало раз в десять, но из-за поднятой цены общий доход от этого источника не сильно снизился.
«Интернет сам меняет подход. Пользователей раздражают навязчивые баннеры и когда им что-то скрыто "впаривают". Зато они готовы читать интересные статьи и пользоваться полезными продуктами», — уверен Сергей.
Медиабизнес должен быть бескомпромиссным, но на компромиссы приходится идти постоянно: думать, что меньше навредит конкретным людям, компаниям или журналисту. Митяев убеждён, что это часть журналистской профессии.
«В теме устройств постоянные компромиссы связаны с тестовыми образцами. С одной стороны, ты хочешь первым выпустить обзор нового телефона, и производитель тебе в этом помогает — даёт не продажный образец. С другой стороны, не всегда понятно, какие проблемы связаны с не финальным железом или прошивкой, а какие останутся после старта продаж», — объясняет основатель Gagadget.
Журналистика в стране — это не о деньгах
Идти в журналистику ради денег Сергей не советует. По его словам, на этой профессии в стране выше $1000 зарабатывают единицы, причём почти все они пишут о политике.
Прелести о пресс-турах в гаджет-журналистике тоже преувеличены: «Когда я еду в отпуск за свои деньги, получаю намного больше удовольствия. В пресс-туре график расписан поминутно, а ещё нужно успеть материал подготовить, потому что через неделю информация о презентации никому не будет нужна».
Сергей уверен, что прелесть журналистики заключается в возможности доносить до читателей свои мысли. «В медиа ты работаешь с аудиторией, которая больше того количества людей, которое человек физически может встретить в жизни и донести до них что-то», — объясняет Митяев.
Соваться в медийный бизнес без опыта смысла нет
Митяев не советует создавать медийный бизнес, если нет опыта работы в этой сфере — необходимо понимать, откуда здесь берутся деньги.
«Нужен опыт работы именно в крупном издании, в маленьком необходимой базы не получишь. Рынок вроде тот же, но масштабы другие — ты не видишь, как всё устроено на самом деле», — добавляет Сергей.
Медийный бизнес — это продажа внимания аудитории, которое предварительно нужно заслужить усердным трудом.
«Каким способом продавать внимание — уже другой вопрос. Мир переполнен рекламой, ежедневно мы видим больше 200 рекламных объявлений — включается "баннерная слепота". Поймать внимание каждого человека становится всё сложнее и сложнее, приходится искать новые варианты», — рассказывает основатель Gagadget.
Без уникального контента авторитетное медиа не создать
Агрегировать контент — например, брать интересный пост из Facebook и договариваться с его автором о размещении на сайте — хорошо для всех. Автор получает известность и новых подписчиков, а издание — контент и трафик.
Но писать уникальные материалы тоже нужно — они формируют лицо медиа и повышают лояльность аудитории: «На ukr.net есть раздел с ИТ-новостями, где очень хороший трафик, но лояльных читателей там нет. У гиков по утрам не возникает желания почитать технологические новости на ukr.net, а вот на Gagadget или ITC — да».
Одной из проблем гиковской аудитории Митяев считает повышенную параноидальность — они везде видят рекламу: «Гики знают, что все устройства следят за тобой и постоянно пересылают данные. Эта паранойя переносится и на тексты: похвалил устройство — заплатили, поругал — заплатили конкуренты».
Так он купил квартиру в Киеве или нет?
Из статьи так и не стало ясно...
На еду еле хватает, какая квартира?!
Тонко
Тупо
Он довольно общительный чувак, можете у него на fb спросить.
mobile-review в сто раз круче
Только там "Главный аналитеГ" немного неадекват.
И сидит на зп у Самсы.
У нокии же :D
Да мягко сказано что неадекват. Он меня еще 8 лет назад забанил но все же почитываю
ведущий мобильный аналитик Mobile Research Group
Интересно, спасибо! Ребята несколько лет занимались проектом факультативно, не зарабатывая. Мне все понятно, не понятно только: как им не надоело? В теме гаджетов все более-менее одно и тоже: вот вышло устройство, вот вышло другое, вот первое обновилось и стало лучше второго. Сейчас на gagadget висит гигантский разбор роутера. Это правда кому-то интересно? Это правда кому-то поможет сделать осознанный выбор при покупке? В общем, слабо верится, что в течение 10 лет основателей может драйвить от подобного писательства. Наверное, их драйв был в наблюдении за ростом аудитории, в работе с инвесторами, в росте доходов. Круто было бы узнать об этом больше. Но, наверное, в юбилей не принято говорить о медиабизнесе с такой стороны.
Интересно. Гикам. Ну и заинтересованным особам.
Я только так роутеры и покупаю;))
Не верьте Митяеву. Кидает сотрудников.
Не верю
Пока у него работал в "Медиа Солюшнс" (выпускала упоминаемую здесь "Соту" и "Гаджет"), где Митяев был креативным директором, тоже б не поверил. Ещё до начала финкризиса в 2008 году я рассчитался. Полюбовно. Но компания задерживала "ковертную" часть ЗП, и Митяев обещал выплатить (у него были такие полномочия). Именно к нему я потом звонил 3 месяца подряд и он все время обещал. Важно, что компания рассчитывалась с сотрудниками, но когда в день рассчёта (мне сообщили об этом бывшие коллеги) я приехал в офис, Митяев заявил: Для тебя денег нет! Я понимаю, что кинула также сама компания, которая выплачивала деньги оставшимся. Но Митяев лично назначал ЗП, лично решал финвопросы и лично мне обещал 3 месяца подряд. И главное тупо кормил "завтраками", пока я не приехал. Сказал бы сразу, я б не рассчитывал, не ездил. Вот так. Вы можете не верить, но я не скрываюсь, не бот, моя ФБ страница доступна и я готов лично всё сказать в глаза Митяеву. Может, он уже видел. Но, естественно, промолчал.
А кто из них был под ником Технослав Бергамот? Помню даже в твиттере общались когда-то (лет 10 назад)
Митяев же
Лично я перестал заходить на их сайт только по одной причине: у них был (а может и есть) ооочень глючный плеер, который работал 2 дня в месяц. Задолбало: зашёл, в тексте ссылка на видео, видео не работает. Зачем тогда заходить? Что мешало поставить ютубовский? Загадка.
Мешало то что в ютубовский плеер не запихнешь свою рекламу.
Они в этом плеере преролы своих клиентов ставили, но их мало кто видел, т.к. плеер глючил и тормозил безбожно. И пару раз попытавшись посмотреть видос на ГГ и обломавшись я просто брал заголовок новости и гугл как правило сразу же показывал еще с десяток новостей на других сайта (в т.ч.и ютуб) - где уже нормально можно было посмотреть видео.
В начале 10-х делал один сайт на гаджетовую тему. Могу сказать, что сейчас понимаю насколько наивным и глупым я был взявшись за это дело. В настоящее время бы я на такую авантюру однозначно бы не решился. Огромная трата времени и денег, а выхлопа почти нет.
Я тоже такое практиковал, где-то в 2008-2009 году, потом забил на проект, но ссылки продавались хорошо) Золотые времена SEO)
Гаджеты быстро уходят, увы. Но вот софт и советы работают значительно лучше в плане постоянства трафика и дохода.
Это про медиа на тематику смартфонов\ноутов и еще авто , там такая же схема.
Там вам и пресс-туры пресловутые и обзоры платные. Устает он понимаешь от пресс-туров топовых брендов.
Если медиа более массовое по своей теме, например дети\здоровье - вся его "наука" коммуникации медиа с топ-брендом в топку. Там продукты основной тематики не меняются годами.
А все-таки, фраза про «не советую делать медиа» была произнесена героем интервью или нет? В тексте она не встречается.
P.S. Пользуясь случаем, передаю привет Паше Урусову и желаю ему профессиональных успехов.
Вообще ГГ какие то слишком обычные, без своего лица долго на рынке не протянешь. Вот есть украинские ребята keddr (у них там целая компания сайтов -komandda) - ребята работают в той же нише, (паралельно пытаясь развиваться и в автомобилях, фотографии, играх) так вот их подача гораздо интереснее, связано это прежде всего с харизмой основателей Ляпотой и Кременюком. Я не знаю как у них там с заработками, но общий оптимизм и постоянные улыбки на лицах не позволяют думать что там (в медийном бизнесе) все плохо. А возможно улыбки на их лицах лишь побочка от ихней церковной деятельности не знаю, но кеддр явно будет поживее ГГ.
Комментарий удален модератором