Архитекторы и инженеры: противостояние

Архитекторы и инженеры: противостояние

На время проектирования любого более или менее сложного здания, архитекторы и инженеры волей-неволей становятся антагонистами, которыми движут противоположные цели.

Архитекторы хотят очистить здание от всех инородных объектов, к которым традиционно относятся инженерные помещения, шахты и площадки под массивное и шумящее оборудование, а инженеры стремятся максимально расширить свое присутствие в самых лучших местах здания.

Судьба проектирования, процесса строительства, а после – вековая жизнь здания во многом зависит от того, найдется ли такой талантливый главный архитектор проекта, который сможет не только понять, но и примерить позиции оппонентов, становясь на время проектирования профессиональным переговорщиком, выстраивая, как говорят «западные партнеры» систему сдержек и противовесов.

<p>Рис. И все же, архитекторы и инженеры – не противники, а союзники, и верное средство стать таковыми – лучше понимать работу друг друга</p>

Рис. И все же, архитекторы и инженеры – не противники, а союзники, и верное средство стать таковыми – лучше понимать работу друг друга

Каждый из участников проекта хотел бы жить в здании, наполненном эстетикой и гармонией, но наслаждение от внешней и внутренней красоты архитектуры пройдет, если из вентиляционных решеток сутками напролет будет издаваться визг вентиляторов и стон воздуховодов, а ливневка во время сильных дождей не будет справляться со своей задачей.

Сегодня мы увидим, насколько плотен клубок взаимосвязей между архитектурой и инженерными системами, выбрав в качестве примера сущую мелочь, о существовании которой даже многие профессионалы не имеют представления.

Истоки противостояния

За все то время, пока я работаю в сфере строительства (не по себе вспоминать, сколько Новых годов я встретил, думая об объектах, а не о шампанском), мою голову посетило немало идей, и ни одна из них не была настолько бесконечно мудрой, как эта: причина многих проблем в бизнесе до идиотизма проста.

Однако она стремится скрыть себя под массой сложностей, тысяч несвязных факторов, нюансов человеческих взаимоотношений и поведением фондового рынка. Но если убрать этот шум, то истина вызовет ухмылку или даже смех.

Помню, как наша крепкая монтажная компания, несмотря на ежегодный рост продаж, расширение географии объектов стала чувствовать себя все хуже и хуже. Работы становилось все больше, а денег – все меньше. Любой коуч мог бы на нашей беде неплохо заработать, но мы с директором лишили их такой возможности, когда закрылись в кабинете и отсеяли все лишнее, оставшись с одним-единственным важным для нас данным – не нужно подписывать невыгодные контракты. Согласитесь, мы поняли аксиому, которая доступна любому выпускнику детского сада. Но для нас это было шагом вперед.

Вернемся к противостоянию архитекторов и инженеров и попробуем приблизиться к простоте, лежащей в основе проблемы. Я сейчас буду тратить ваше время, чтобы дать ответ, который настолько очевиден, что на него никто не обращает внимание.

В последние годы нормативные требования к инженерному оснащению зданий ужесточаются, строения становятся все более многофункциональными, а архитекторы отпускают на волю свою фантазию, что приводит к тому, что для инженерии требуется все больше и больше пространства. Нельзя, как 50 лет назад, обойтись несколькими комнатами для электрощитовых, ввода городских сетей, а также площадкой для несколько скромных вентиляторов.

Технические зоны требуют для себя буквально тысяч квадратных метров. Ведь в современном здании насчитывается 20-25 типов таких зон, а количество отдельных помещений для оборудования может достичь сотни.

Наша компания невольно приобрела специализацию по виртуозному размещению оборудования в скромных и неудобных технических помещениях, экономя девелоперу полезных площадей на десятки и сотни миллионов рублей, но даже нам не под силу обвести вокруг пальца геометрию и физику.

Опыт последних лет показывает, что минимальные значения площадей инженерных помещений в современных зданиях таковы:

Архитекторы и инженеры: противостояние

Несколько дней назад у меня состоялся необычный разговор с одним иностранным архитектором, который мимоходом произнес фразу, которая стала сладкой музыкой для моей израненной неудобными техническими помещениями души. Он сказал, что это типовая проблема молодых архитекторов: «Они мало понимают в инженерии, поэтому оставляют для вас мало места».

Как проектируются современные здания?

Но я не могу выдать этот удобный для себя вывод в качестве истинной причины взаимного недопонимая. Копаем глубже.

С чего начинается славная история любого красивого здания? Девелопер, рассчитывая на финансовый успех своего высокорискованного предприятия, выдвигает в техническом задании для архитектурной концепции желаемые параметры: продаваемая площадь, количество машиномест и т.п.

Архитектор берется за карандаш и мышку и старается совместить свое чувство эстетики с жесткими рамками градостроительных ограничений и требований заказчика.

Конечно, в этом тонком творческом процессе нелегко найти время для решения мелких (на этом этапе) инженерных задач. Девелоперы же, заказывая архитектурные концепции, зачастую не выделяют несколько крупиц из бюджета проекта на то, чтобы архитекторы могли пригласить в качестве консультантов толковых инженеров и конструкторов.

А значит, архитекторы вынуждены обходиться собственными познаниями и опытом, стремясь в первую очередь получить заданные значения продаваемой площади, оставляя технические помещения на самый конец процесса. И скромные остатки помещений, отходящих к инженерам, архитекторы «распихивают» по самым неликвидным местам.

Все бы ничего, но вместе с рендерами в архитектурном буклете содержатся технико-экономические показатели (ТЭП) здания.

<p>Рис. Зачастую даже на стадии предконцепции архитекторы указывают полезную площадь или машиноместа, загоняя будущих инженеров-подрядчиков в западню</p>

Рис. Зачастую даже на стадии предконцепции архитекторы указывают полезную площадь или машиноместа, загоняя будущих инженеров-подрядчиков в западню

Концепция согласовывается заказчиком, и перетекает в этап разработки проектной документации.

В этом месте появляются инженеры и конструкторы, которые начинают обесценивать архитектурную задумку колоннами, пилонами, а главное – техническими помещениями. На этом этапе оказывается, что в даже в большом помещении, окруженном рампой и лифтами, венткамеры ставить бесполезно – воздуховодам просто не выбраться из нее; тепловой пункт в треугольную коморку Г.Поттера не влезет; холодильный центр требует больших зон обслуживания, поэтому в узкую, хоть и длинную, серую полоску отведенной технической зоны не поместится.

<p>Рис. Венткамера, окруженная рампой, лестницей и лифтами, которую в наказание инженеров еще и пронизывают шесть колонн и пилонов, фактически бесполезна</p>

Рис. Венткамера, окруженная рампой, лестницей и лифтами, которую в наказание инженеров еще и пронизывают шесть колонн и пилонов, фактически бесполезна

А значит, ТЭПы летят, машиномест становиться меньше, а часть свободных площадей оказывается непригодной для продажи. Архитектор рад бы свалить вину на негибких инженеров и конструкторов, но сделать этого не может, поскольку является в проекте генпроектировщиком. Сказать заказчику, что при разработке концепции не учитывались реальные требования смежников, нелегко. А даже если он осмелится на это, заказчик вряд ли пойдет к инвестору сообщить, что доходы ожидаются меньшими, чем было рассчитано на этапе концепции, а расходы – наоборот вырастут.

Поэтому архитектор и заказчик возвращают инженерные наработки их авторам с фразой: «Мы вам платим, ужимайтесь, но умещайтесь в то, что было в концепции». Слово «ужимайтесь» стало очень распространено в нашей сфере. Еще немного и оно станет фундаментом проектирования инженерных систем.

И тогда прямолинейные (как и было задумано физикой) воздуховоды и трубы завязываются в морские узлы, скромные технические помещения ломятся от оборудования, как пиршественный стол, а спрос на щуплых монтажников начинает расти.

<p>Рис. Архитектурные ограничения заставляют инженеров проектировать воздушные лабиринты, нарушая законы аэродинамики и здравого смысла</p>

Рис. Архитектурные ограничения заставляют инженеров проектировать воздушные лабиринты, нарушая законы аэродинамики и здравого смысла

И чем дальше, тем сложнее и запутаннее идет процесс проектирования, и все меньше у участников понимания причин происходящего. Но они элементарные:

1. Девелопер, заказывая архитектурную концепцию, даже ее самую начальную версию, должен выделить бюджет на обязательное привлечение к работе инженеров и конструкторов (если заказчик ожидает кроме облика получить более или менее достоверную цифру полезной площади или количества машиномест).

2. Архитектор и девелопер должны понимать, что на концепции ожидаемую картину нельзя приукрашивать и выдавать желаемое за действительное. Ведь на стадии «Проект» всплывут неприятные неожиданности, к ним добавятся обязательные несчастья этапа «Рабочая документация», которые усугубятся во время строительства.

Есть большая, но скучная книга про крах больших проектов в мире, в которой среди множества букв и цифр можно разглядеть один ключевой факт. В основе провальных проектов или перерасходов средств во всем мире лежала одна причина – неправильная оценка ожиданий на самом первом этапе. Неточности в самых первых цифрах, расчетам которых уделяется меньше всего времени и внимания, приносят больше всего неприятностей.

И это в самой полной мере относится к проектированию зданий.

Подведем итоги

Непривлечение инженерных консультантов к разработке архитектурной концепции приводит к тому, что значения ТЭПов остаются приукрашенными, и чтобы их сохранить инженерам ничего не остается, как:

· нарушать законы физики и требования нормативов;

· тратить намного больше времени и сил на проект, пытаясь впихнуть километры коммуникаций в крохотное пространство;

· применять в проектах более дорогое и мощное оборудование;

· обрекать монтажников на сложный монтаж, который обойдется заказчику значительно дороже, и на него уйдет масса времени и нервов;

· а когда это все, наконец, закончится – превратить спокойную и размеренную работу службы эксплуатации в ежедневный челендж.

Я очень хорошо осознаю, что, если инженеров не ставить в рамки, они не оставят места ни для чего другого в здании. Но не нужно эти рамки превращать в гильотину.

Александр Иванов 
Руководитель мастерской "Траст Инжиниринг"

Это была первая часть статьи. Во второй части я бы хотел привести конкретный инженерный пример, показывающий, во что выливается легкая небрежность на стадии концепции. Окажите уважение инженерам по вентиляции, посмотрев на мир их глазами, хоть несколько минут…

1515
10 комментариев

Так от Архитекторов тоже требуют "% коммерческой площади" на участке и побеждает не тот, у кого лучше и красивее а тот, кто смог повысить этот %.

Для достижения этого показателя и режутся все остальные помещения, последняя мода "пвсевдотехнические" помещения.
Которые проектируются как технические для надзоров, но подразумевается что после ввода объекта в эксплуатацию туда расширится коммерция.

1
Ответить

Да, но, кстати, борьба за техпомещения ведется не только у нас. Я слышал историю, когда иностранный подрядчик сначала на объекте расставил все оборудование, а потом окружил его стенами, чтобы не осталось ничего лишнего, кроме самого необходимого. Но больше всего девелоперы не любят, когда в техническом помещении остается хоть какое-то свободное место.
Их понять можно

Ответить

Ого, это извечный спор дизайнеров и строителей. Как только дизайнеры начинают понимать, что не все, что нарисовано можно сделать вживую, они становятся профессионалами.

Ответить

Очень точно сказано!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Архитекторы хотят очистить здание от всех инородных объектов, к которым традиционно относятся инженерные помещения, шахты и площадкиАвтор, вы описали не архитектора, а дизайнера. Если архитектор хочет ущемить инженерные системы в здании - его надо вышвырнуть с объекта пинком обратно в тот заборостроительный, откуда он вылез. И нанять нормального

Ответить