{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Карл Юнг

Предисловие переводчика
Я уже некоторые время интересуюсь идеями, изложенными здесь, и хочу сказать, что эта статья больше подходит для тех, кто уже знаком с общими положениями теории бессознательного и психоанализа в целом. Но сообразительные могут начать знакомство и с этой статьи, так как она достаточно приятно структурирована, и в сжатой манере вводит в курс дела. Тем более всю самую полезную инфу на эту тему я находил либо в книгах, либо в западных статьях (большинство русскоязычных, включая эту, - перевод).

Карл Юнг был ранним приверженцем Фрейда из-за их общего интереса в бессознательном. Он был активным членом Венского Психоаналитического Сообщества (ранее известного как Психологическое Общество По Средам).

Когда Межнациональная Ассоциация Психоаналитиков сформировалась в 1910, Юнг, по запросу Фрейда, стал ее президентом .

Венское Психоаналитическое Общество

Однако в 1912, во время лекционного тура по Америке, Юнг публично критиковал теорию Фрейда об Эдиповом Комплексе и его особое внимание к инфантильной сексуальности. В последующий год это привело к неминуемому расколу между ними, и Юнг отправился работать над своей психоаналитической теорией.

Большинство предположений Юнга о его аналитической психологии отражают его теоретические расхождения с Фрейдом. Например, Юнг согласился с Фрейдом в том, что детство и прошлое человека определяют его будущее поведение, но в тоже время он верил, что наше будущее (стремления) также формирует нас.

Разница между Юнгом и Фрейдом

Теория Либидо

Юнг (1948) не согласился с Фрейдом касательно роли сексуальности. Он верил, что либидо не просто сексуальная энергия, а общая психическая энергия.

Для Юнга, цель психической энергии была в мотивации индивида сотней разных способов, в том числе духовно, интеллектуально, и творчески. Это также мотивационный источник для поиска удовольствия и минимизации конфликта.

Теория бессознательного

Так же как и Фрейд (и Эриксон), Юнг рассматривал психику как состоящую из ряда отдельных, но взаимосвязанных систем. Главные три - эго, личное бессознательное, и коллективное бессознательное.

Согласно Юнгу, эго представляет сознательный разум, так как он включает в себя мысли, воспоминания и эмоции, которые человек осознает в данный момент. Эго, по большей своей части, отвечает за ощущение идентичности и преемственности.

Прямо как Фрейд, Юнг (1921, 1933) подчеркивал важность бессознательного в отношении личности. Однако, он предложил концепцию, где бессознательное состоит из двух слоев.

Первый слой зовется личным бессознательным, по сути, то же, что и бессознательное Фрейда. Личное бессознательное содержит временно забытую информацию и подавленные воспоминания.

Юнг (1933) выделил важную черту личного бессознательного, называемую комплексами. Комплекс - это сборник мыслей, чувств, отношений, и воспоминаний, которые объединены единой концепцией.

Чем больше элементов прикреплены к комплексу, тем больше его влияние на человека. Юнг также верил, что личное бессознательное куда ближе к поверхности, чем полагал Фрейд, и Юнгианская терапия куда менее озабочена подавленным детским опытом. Дело в настоящем и будущем, которые, по его мнению, являются ключом к анализу неврозов и их лечению.

Коллективное бессознательное

Однако, самое важное различие между Юнгом и Фрейдом - это понятие Юнга о коллективном (надличным) бессознательным. Это самый неординарный и противоречивый вклад в теорию личности.

Коллективное бессознательное - это универсальная версия личного бессознательного, включающая в себя ментальные паттерны, или следы памяти, общие для всех представителей человеческого вида (Юнг, 1928). Эти воспоминания предков, которые Юнг прозвал архетипами, представлены универсальными темами в разных культурах, выраженными в литературе, искусстве и снах.

Форма мира, в котором [человек] рождается, уже врожденна в нем, словно виртуальный образ.

Юнг, 1953, стр. 188

Согласно Юнгу, человеческий разум содержит врожденные характеристики "отпечатанные" в нем в результате эволюции. Эти универсальные предрасположенности исходят из нашей наследственной части. Страх темноты, или змей и пауков иллюстрируют это, и что интересно, эта идея была недавно возрождена в теории готовности (Селигман, 1971).

Однако, что важнее изолированных тенденций, это те аспекты коллективного бессознательного, которые развились в отдельные подсистемы личности. Юнг (1947) назвал их родовыми воспоминаниями и образными архетипами.

Архетипы по Юнгу

Юнгианские архетипы определяются как образы и основы, которые происходят из коллективного бессознательного, как было предложено Карлом Юнгом. Архетипы имеют универсальное значение во всех культурах, и могут проявляться во снах, литературе, искусстве или религии.

Юнг (1947) считает, что символы из разных культур часто очень схожи, потому что они появились из архетипов, общих для всей людской расы, являющихся частью нашего коллективного бессознательного.

Для Юнга, наше примитивное прошлое - это основа человеческой психики, направляющая и влияющая на наше настоящее поведение. Юнг утверждал, что идентифицировал большое число архетипов, но особое внимание обращал на четыре.

Юнг обозначил эти архетипы, как Самость, Персона, Тень и Анима/Анимус.

Персона

Персона (или маска) - это внешнее лицо, которое мы представляем миру. Она скрывает наше настоящее Я, и Юнг описывал его, как "схожий" архетип. Это публичное лицо или роль, которую мы играем, и которая не показывает, кто мы есть (словно актер).

Анима/Анимус

Другой архетип - анима/анимус. Это зеркальный образ нашего биологического пола, то есть, бессознательная женственность в мужчинах и склонность к мужественности у женщин.
Каждый пол проявляет отношения и поведения другого в силу столетий совместной жизни. Психика женщины содержит аспекты мужественности (анимус), и психика мужчины содержит аспекты женственности (анима).

Тень

Следующий - тень. Это животная сторона нашей личности (как Ид Фрейда). Это источник и креативной, и деструктивной энергии. В соответствии с теорий эволюции, может получиться так, что архетипы Юнга отражают предрасположенности, которые однажды имели ценность с точки зрения выживания.

Самость

Наконец, самость, которая обеспечивает чувство единства в опыте. Для Юнга, главная цель любого человека - достигнуть состояния самости (схожее с самореализацией), и в этом отношении, Юнг (как Эриксон) двигается в сторону гуманизма.

Это, определенно, убеждение Юнга, и в его книге "Нераскрытая самость", он утверждал, что большинство проблем современной жизни вызваны "прогрессивным отчуждением человека от его инстинктивной базы". Один аспект этого - это его взгляды на важность анимы и анимуса.

Юнг утверждает, что эти архетипы - продукты коллективного опыта совместного проживания мужчин и женщин. Однако, в современной западной цивилизации мужчинам не рекомендуется проявлять женскую сторону, а женщинам - мужскую. Для Юнга, результатом было то, что цельное психологическое развитие обоих полов было подорвано.

Критическая оценка

Идеи (1947, 1948) Юнга не были столь популярны, как идеи Фрейда. Возможной причиной может быть то, что он не писал для обычных людей, неспециалистов, так что его идеи не получили такое широкое распространение, как идеи Фрейда. Также, это может быть связано с тем, что его идеи были более мистическими и мутными, и менее ясными.

Современная психология не восприняла теории Юнга с теплотой. Эрнест Джонс (Биограф Фрейда) говорил, что Юнг "погрузился в псевдо-философию из которой он так и не вылез" и большинство его книг выглядят скорее как мистическая спекуляция Новой Эры, нежели чем научный вклад в психологию.

Тем не менее, пока исследования Юнга были о древних мифах и легендах, его интерес к астрологии и увлечение восточной религией можно рассматривать в этом свете, также стоит помнить, что образы, о которых он писал, как факт, оказали неизгладимое впечатление на человеческий ум.

Более того, Юнг сам утверждал, что неоднократное повторение символов из мифологии в личной терапии и в фантазиях психотиков поддерживает идею врожденного коллективного культурного остатка.

В соответствии с теорий эволюции, может получиться так, что архетипы Юнга отражают предрасположенности, которые однажды имели ценность с точки зрения выживания.

Юнг предположил, что реакции человека на архетипы похожи на инстинктивные реакции животных. Одна из критик Юнга заключается в том, что нет никаких доказательств того, что архетипы биологически базируются на или схожи с животными инстинктами. (Рослер, 2012).

Недавние исследования предполагают, что архетипы, скорее, родились прямо из нашего опыта, нежели обусловлены чисто биологически, и что они отражения языковых или культурных особенностей (Айзендрат - Младший, 1995 ).

Впрочем, работы Юнга также внесли вклад в мейнстрим психологию, хотя бы в одном значительном отношении. Он первый выделил две основные установки или ориентации личности - экстраверсию и интроверсию (Юнг, 1923). Он также идентифицировал 4 базовые функции (мышление, чувство, ощущение и интуиция), которые в перекрестной классификации дают восемь чистых типов личности.

Психологи, такие как Ганс Айзенк и Рэймонд Кеттел, впоследствии развили эту теорию. Наравне с тем, что он стал культурной иконой для поколений студентов-психологов, Юнг выдвинул идеи, которые были важны для развития современной теории личности.

Автор оригинала попросил ссылаться на него в таком формате:
McLeod, S. A. (2018, May 21). Carl jung. Simply Psychology.

Перевод: Андреасян Артем

0
1 комментарий
Я не Робот

Кратко:
Юнг описал психику нормального человека
Фрейд описал психику сексуального маньяка

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда