Офтоп Welcome E-Queo
1 996

"HR-атеизм или почему пришло время сжигать дипломы и резюме"

Инвестор в EdTech-проекты Дмитрий Костомаров рассуждает о том, почему HR-функция требует трансформации

В закладки
Дмитрий Костомаров считает, что современная система отбора соискателей устарела и требует трансформации.

Несколько лет подряд я встречаюсь с HR-отделами крупных корпораций, хожу на различные мероприятия и форумы. Все говорят об одних и тех же проблемах. О том, что нет людей. Все сложно с квалификацией у тех, кто есть. Что воронка отбора кандидатов широкая, а на выходе ноль. Одна корпорация потрясла данными: расходы на привлечение сотрудника выше, чем приносимые им доходы за "жизненный цикл" работы в компании.

Знаете, что удивительно во всех диалогах и монологах на тему? Как истерическая девица, обвиняющая в своих бедах исключительно окружающий мир, опытные менеджеры видят проблему исключительно вне своего поля.На самом же деле дело не в мире, а элементарном невежестве.Современные исследования мозга, памяти и восприятия, в какой-то степени объяснили, почему человек такой, как он есть. Если ежедневно не использовать знания или навыки, происходит деградация опыта. Просто потому, что наш мозг каждую ночь очищает то, что он считает ненужным, с неправильной эмоциональной окраской. Поэтому полученный год назад диплом просто нужно сжечь, если вы не начали работать по специальности. За это время большая часть ключевой информации и способность ее использовать исчезнет. Так зачем же нужен диплом?

HR-индустрия отвечает нам, что сам факт его получения говорит о способности человека к обучению, но это же чушь несусветная. Способность к обучению, ее систематизации и практическому использованию легко измеримая величина. Современные методы тестирования, имеющие под собой семидесятилетнюю историю научных исследований и практического применения, позволяют отвечать не только на эти вопросы. Собственно, тесты на подвижность ума выявляют способность к обучению, умение мыслить стратегически и абстрактно, быстро и эффективно решать возникающие проблемы, а тесты на обобщение - проверяют способность ориентироваться на прошлый опыт и использовать его в дальнейшей деятельности. Содержание актуальной для работы информации проверить ещё проще.

В общем, я бы для начала сжёг дипломы, но на этом не стал останавливаться. Ибо второй ингредиент "символов HR-веры" - резюме, лежит за гранью не просто здравого смысла, но и человеческой логики. По сути, резюме - это некое обобщение прошлого опыта и успехов человека, написанное в максимально позитивном для него ключе. То есть, ложь. HR, кстати, это понимает и требует рекомендаций, проверки репутации, например, звонком бывшему работодателю.

Знаете, чем люди со здравым смыслом отличаются от остальных? Тем, что у них нет модели поведения, базирующейся на отдельном профессиональном шаблоне. Провел карточкой перед турникетом и ты "профессионал". Говоришь на жаргоне, сидишь на митингах и несёшь невероятную ахинею, гордясь тем, что на визитке написано название компании. То есть эти же люди, когда выходят на улицу и знакомятся, например, с молодым человеком, не опираются на рекомендации его бывших, а при приеме на работу считают это нормальным.

Где-то внутри эйчары все всё же понимают, что чушь лежит в основе отбора кандидатов и пытаются спасти ситуацию третьим символом: интервью, собеседованием, любым видом шаманского ритуала заглядывания в общее с ним будущее. Я уж молчу, что человек в искусственной ситуации ведёт себя иначе, чем в рабочей, а нормальный сотрудник едва ли имеет частый опыт тренировок в странном навыке убедить чужих людей, что с ним будет как минимум хорошо, а как максимум ещё и полезно.

Итак, мы имеем три "символа веры": диплом, резюме, интервью. А также миллионов людей, вынужденных приспосабливаться к странным ритуалам для того, чтобы реализовать простую на первый взгляд сделку: квалификация плюс способность их использовать на практике, обмениваются на деньги. Но на этом царство абсурда не заканчивается.Корпорации считают, что они уникальны, но на самом деле, в зависимости от уровня развития и психотипа высшего менеджмента, они просто копируют известные общественные формы.Мои любимые корпорации - детские сады. Они принимают не сотрудников, а маленьких детей, носятся с ними, непрерывно обучают, уговаривают работать и увольняют только если Ванечка или Машенька демонстрируют отчаянно независимое поведение или занимаются вредительством с размахом. Для корпораций HR -- это боги, выполняющие роль воспитателей, а бизнес видит сотрудников в качестве случайного подарка в свободное от каких-нибудь "образующих" мероприятий время.

Уважаемые корпорации, государственные и общественные учреждения!Образованность, квалификация и мотивация сотрудника - его забота. Он взрослый человек.Ваша забота: сложить в удобном виде все, что он должен знать и уметь. Проверить его базовые способности работать в вашей сфере. Дать возможность доказать, что он подходит под ваши требования (разумные желательно) инструментальными методами и на практике, и автоматически. Без дипломов, резюме и собеседований принять на работу лучших из тех, кто это сделает. Тут вам и мотивация на лицо - кто дошел до конца, демонстрируя профессионализм, тот и мотивирован на достижение результата. А результат - это то, что приносит деньги акционерам.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Welcome E-Queo", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 21, "likes": 17, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 36176, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 12 Apr 2018 10:38:06 +0300" }
{ "id": 36176, "author_id": 161564, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/36176\/get","add":"\/comments\/36176\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/36176"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "possessions": [] }

21 комментарий 21 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
1

Палка о двух концах.
Думал так же пока работал на, когда дорос до набора сотрудников в свою команду, получили статистические для себя данные (несколько лет), что сотрудники с вышкой на голову выше и продуктивнее чем без нее.
Наличие диплома это не показатель квалификации человека, а показатель его осознанного выбора продолжать саморазвитие, пусть и головами других (преподавателей). Что позволит в будущем гибко применять свои навыки в рабочей среде, позволит получать результат от модных нынче понятий soft skill, agile и т.д. Если выбрать путь после школы бросить все и завоевать мир, то это удается единицам и работают уже на них, а не они на кого-то. Остальная часть, не сумевшая завоевать этот мир становятся кем дает рынок, а не тем кем они реально хотят быть. А есть такие которые и не хотят. Сидит себе в 30 лет на кассе за 20 тыс. в столице и большего не надо, никаких амбиций. Такие люди "якоря" для работодателя.
А квалифицированных работников все равно надо мотивировать на результат. Без этого светлая голова обладающая, цитирую "знанием и умением", даст только то, что он знает и умеет. Бизнес же в свою очередь всегда находится в инертном состоянии и должен реагировать на окружающие изменения. Следовательно как и все кто в нем крутится, от учредителя, до уборщицы, которая то и дело вырывает сетевые провода из ПК и останавливается работа целого отдела. Сидят и ждут другого такого который "знает и умеет" воткнуть провод обратно!
И именно из резюме и интервью зачастую уже видно, насколько гибкий сотрудник и профессионал своего дела. А тесты при устройстве на работу, типа ЕГЭ, это провальный вариант, потому, что слишком узкий.

Ответить
0

Современные технологии проверки квалификации это далеко не только тесты. Симуляции, интерактивные задания, игры. Много более эффективных способов. Явно более успешных, чем пытаться угадать по резюме и общению на собеседовании, что там и как.

Ответить
0

Согласен. Потому и написал, что палка о двух концах.
Просто ты категоричен в своих заявлениях. Но при этом не даешь ни совета, ни вектора, что делать малому и среднему бизнесу, которые не могу выделить ресурсы на составление таких интерактивных заданий. В рамках компании, небольшой, стабильной с 20-25 человеками в штате, на каждого не распишешь. Но абсолютно согласен, что те HR-ы, которые сумеют это реализовать будут получать не меньше топов, но опять же на взлете. Когда все устаканится и будет каждый второй слизывать друг у друга, этот рынок поползет вниз.

Ответить
1

К сожалению малый и средний бизнес мне знаком меньше, чем большие корпорации. Они страдают от количества паразитирующего персонала. Однако по ощущению МСБ просто должен перестать пытаться угадывать, а идти путем пробы и практики. Если нанимается например техник на сервис надо его не собеседовать, а ставить к подьемнику на пару часов, платя часовую ставку. Если менеджер по продажам по телефону, на телефон и так далее. Я тоже по сути Малый бизнес и никогда не смотрю на CV. Прошу внятно описать, какую пользу принесет человек в проекте. Если скатывается на "я на прошлом месте" возвращаю из приятных воспоминаний и обсуждаем его планы на будущее со мной. Если таковых в диалоге не выходит, заканчиваем. Выходит - пробуем. С сотрудником, как с женщиной. Пока не попробуешь, не узнаешь, насколько хороша и на какой тип отношений рассчитывать)

Ответить
0

Ну и про дипломы, что они "не нужны" это НЕ так часто они нужны, Не все офисные планктон - менаджеры/ продажники /маркетологами или нанимаються как масс побор.

Бьюсь об заклад что высокооплачиваемый молодой сотрудники типа программист / аналитик / дизайнер с корочкой хорошего вуза вызовет у вас доверия в несколько раз больше!

Есть целый ряд направлений где корочка/экзамены/сертификация молодым специалистам просто необходима по закону / проф. стандартам, где ошибка сотрудника это жизнь человека или пападалового на много денег - сотрудники вузов, юристы, экономисты, финансисты, бугалтера, вся фармацевтика, строитество, все коммуникации электрика, газ, все силовые структуры, МЧС и т.д.

Ответить
1

Я принципиально не смотрю резюме. Прошу написать, какую пользу человек планирует принести и почему. Нанимая, мы должны смотреть в будущее, а не в прошлое

Ответить
0

Дмитрий
- Сейчас есть образование в школе и вузах, ваше будущее про блоки/компетенций не пришло и ориентироваться на него нет смысла
- вы говорите что резуме не нужно а после говорите что нужна база людей с компетенциями это она и есть ))
P.s про подход спрашивать чем человек полезен + тестирование - имеет право на жизнь. Но люди часто не умеют рассказывать - скажем грузчики и программисты ))
И не стоит лукавить, что вы не спрашиваете про опыт человека, думаю разработка сайтов для друзей / школы или работа/ стажировка по сервисам яндекса различается на порядок.

Ответить
2

Спрашиваю. Но не применительно к тому, что он умел раньше, а что он умеет в данный момент. Для многих людей вопрос парадоксален, но за год не использования вымывание знаний 90%, навыков ~ 60%. Поэтому и важно убедится, какой объём сохранился. С другой стороны, я просил мою старшую дочь, 23 года, которая сожгла свой диплом PR помочь причесать личный сайт. Она взяла YouTube за вечер изучила Wordpress и сделала работу, которую я заказал. Заработала ₽. Мой вопрос был к ней не знает ли она WordPress, а сколько ей нужно времени и размер финансовой мотивации, чтобы сделать мне сайт.
Аналогично она освоила дизайн и верстку, под какой то заказ и стала этим заниматься. Это новый мир. И я не настаиваю на исключительной правоте. Я за эволюцию. Просто жанр провокации вызывает больше эмоций)

Ответить
0

Просто жанр провокации вызывает больше эмоций)

По этому поводу, спорить не буду )

Ответить
0

Дмитрий.
Вы написали, что резюме не нужны для найма в колл центр и для тех кто работает на с подемником на складе.
Это форменная чушь!!! на масс подборе резюме нужно.

1/ Если люди не будут оставлять в бд скажем работных сайтов (или моб. приложений), то менаджер не сможет отфильтровать кандидатов по городу, опытом работы кассиром или грузчиком с опыт управления высоким подемником тд

Им (звонит может и робот не важно) просто некуда будет звонить, если нет базы резюме.

2/ другой вариант, вы получили 60 водителей (все это звонки от которые обычно уже есть в бд с резюме со многими параметрами) но в Самару вы можете нанять ровно 4х как без резюме вы сможете выбрать тех 8-12 человек, что попросити придти для собеседования / тестирования ?

Ответить
1

Несомненно в базах данных должны хранится сведения о квалификации. Будущее состоит в полном разрушении текущей системы образования и профессиональной подготовки и выстраивания блоковой модели, где каждый человек будет приобретать некий набор знаний и навыков над базовыми инструментами (читать, писать, считать, общий гуманитарный багаж знаний о прошлом и окружающим мире), приобретение которых через любой источник просто получает подтверждение методами инструментальной оценки и становится квалификационным свидетельством, имеющим срок годности. Именно эти свидетельства, цифровые, заменят резюме. И такие платформы и продукты мы и разрабатываем. Нужно заменить фантазии о себе - данными о себе.

И

Ответить
0

Собственно, о такого рода интервью я и говорю )

Ответить
1

Найти людей в it трудно, но без фильтра по резюме будет ещё сложнее. Диплом конечно роли уже не играет при первичном отборе (ну кроме вмк, мех мата, физтеха и пр) , тут только проверочные задания и собеседование.

Ответить
0

Как можно набрать водителей в службу такси на авто компании?

Ответить
0

П.ч. "Он не будет у нас работать"...

Ответить
0

Соглашусь с автором. В нашей стране культурно принято идти в ВУЗ, на кого нибудь, а дальше видно будет. Встречал таких людей, - хорошие специалисты, отличные! Не всегда с ними просто, но однозначно интересно.

Ответить
0

Спасибо

Ответить
0

Ересь какая-то, извините :) Может, для набора в колл-центр подойдёт - да.

Ответить
0

Старая школа

Ответить
0

По поводу вышки согласен. Среди разрабов, HR, менеджеров - самые сильные кого встречал не имеют профильного образования, а многие и вообще вышки не имеют.
Но что они точно имеют так это огромный опыт. Так что по поводу резюме как такового совсем не согласен.
Опыт работы в каких именно компаниях, какой именно был круг задач и какие были успехи - это определяющее

Ответить

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }