Насекомые - или где лежит граница нашей этичности?

Schmetterlinghaus, или дом бабочек. Известный аттракцион в историческом центре Вены, в котором я не была ни разу за все время проживания здесь. И вот сегодня я спонтанно отказалась от обеда в маке и купила на эти деньги входной билет. С порога меня тут же обдает влажностью, теплом и криком детей. Я захожу глубже в тесное помещение.

Насекомые - или где лежит граница нашей этичности?

И сразу же чуть не наступаю на огромного махаона, который сидит (или стоит?) на земле. Видимо, это его любимое место - крылья у него порваны в клочья. “Что ж, естественный отбор”, - подумала я. Повернулась идти дальше - и мой взгляд упирается в красивейшую бело-черную бабочку, которая запуталась в паутине и безжизненно свисает с оконной рамы. Тот факт, что паук в доме бабочек - сильнейший, меня, конечно, не удивляет. Но может стоило убрать паутину в помещении, которое называется “дом бабочек”?! Дальше я натыкалась на трупики бабочек по всему пути. Потому что найти их было легче, чем живых. И мне стало интересно, а почему так вообще можно? Если бы в вольере в зоопарке валялась куча дохлых зайцев, а в углу одного из них доедал какой-нибудь ягуар, это был бы скандал. А тут все в порядке, потому что бабочки ведь живут всего-то месяц в среднем. Получается, как бы и не живут вовсе. Тогда вопрос, где официально начинается и заканчивается наша этичность?

Меня не отпускало от увиденного. Пришла домой, ввела ключевые слова “этика” и “насекомые” в поисковике научных работ, и первым выпавшим результатом была статья ““Не говорите им, что это” - Еда будущего в школьных столовых”. Я полностью согласна с тем, что скоро бы будем хрустеть кузнечиками повсеместно, но в данном случае этот факт только добавил в мои размышления еще больше граней.
Ищу дальше какие-то исследования и параллельно удивляюсь тому, насколько я лезу в детали. То есть, неужели я становлюсь тем человеком, который будет кричать на каждом углу о том, что растения тоже живые и имеют чувства? Мда, докатилась. С другой стороны, в 1920 Джон Ватсон проводил совершенно немыслимые эксперименты со страхом у детей (известен как эксперимент в маленьким Альбертом). Александр Гумбольт в 1907 подвергал лошадей воздействию электричества в целях исследований. Так что общество развивается и начинает по-другому оценивать жизнь.

По словам исследователя этики животных Кристофера Фриланса, первые официальные сводки правил поведения с животными и их содержания появились в Англии в 1876, и вплоть до сегодняшнего дня все остальные страны постепенно присоединялись. При этом данные законы принимают во внимание млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, рыб и головоногих моллюсков. Почему? Потому что научно доказано, что эти типы живых существ испытывают боль и эмоции, которые влияют на их действия, поведение и общее состояние, то есть другими словами - они их, эти эмоции и боль, осознают.

С насекомыми в данном случае все сложнее. Например, если человек прикоснется к горячей сковородке - он автоматически одернет руку. Это рефлекс, который не контролируется. Но он также выразит боль, чаще всего громким “*ять”, из чего умные ученые делают вывод, что он испытывает боль. Насекомые же не имеют возможности как-либо выразить свое состояние, они действуют по лимитированным генетически заложенным схемам, еще и беззвучно. В 2007 году исследователь насекомых Каррутерс писал, что в частности пауки и пчелы имеют социальный строй, в котором они обмениваются между собой информацией о “хороших источниках пищи”. Это, в свою очередь, доказывает наличие цели и способностей к планированию, что подтверждает присутствие разума. Однако разум, с его точки зрения, не подразумевает сознание, что (грубо интерпретируя) избавляет насекомых от чувства разочарования, когда что-то идет не по плану. Посему, они не должны быть включены в список защиты с точки зрения этики.

Однако новые исследования 2016-го года, проведенные Барон и Кляйн, переворачивают вверх дном простое и понятное этическое разделение по Каррутерсу. Согласно их результатам, часть мозга насекомых отвечает за соединение ощущения внешних и внутренних стимулов, что с точки зрения этики может быть расценено как уникальных опыт и переживание. Что, как можно догадаться, ведет к признанию насекомых как сознательных живых существ.

На данный момент ученые уже достаточно давно активно ведут дискуссии на тему того, правильно ли мы относимся к насекомым. Ведутся исследования о том, испытывают ли мухи-дрозофилы эмоции (спойлер - кажется, да, но это не точно), длится ли период имаго у пессимистично настроенных бабочек дольше и прочее. С точки зрения защиты животных, с 2016-го года активно обсуждается вопрос, можно ли назвать гуманными средства от насекомых, которые продаются в масс-маркетах.

У меня нет какого-либо конкретного вывода или высокопарного призыва к действию. Нет, вопрос этики к насекомым и животным - это часть процесса социального становления человечества, через который мы познаем и создаем себя же. Через несколько веков он может снова повернуть вспять. А может и не повернуть.

Но что интересно этом всем вопросе - это человеческий эгоцентризм, которым пронизана сама идея этики животного мира. Ведь мы не ставим изначально вопрос таким ребром, что нужно охранять и ценить любого представителя животного мира. Нет, мы выбираем защищать только тех, кто может чувствовать, и к кому за счёт этого мы чувствуем эмпатию. Кого мы можем антропоморфизировать и пожалеть.

Этот вопрос, кстати, остро поднимается на данный вопрос в другой сфере этики - сфере ИИ и робототехники. Ученые вводят понятие технологической дискриминации по признаку антропоморфизма (то есть некоторые люди готовы дать какие-либо права роботам с человеческим видом, но не роботу с таким же функционалом, только в виде коробки). Но это уже совсем другая история.

Стоит ли официально регулировать условия содержания насекомых? Любые объяснения позиции - с радостью в комментарии
Да, стоит, они тоже живые
Нет, это уже слишком мелочно
Не знаю, но хочу подсмотреть, что думают другие
33
12 комментариев

Свободу комарам, клопам и тараканам!

2
Ответить

Такие лозунги нынче в просвещенной Канаде?

Ответить

С точки зрения защиты животных, с 2016-го года активно обсуждается вопрос, можно ли назвать гуманными средства от насекомых, которые продаются в масс-маркетах.Ебанулись, что ли?.. Гуманизм - человеколюбие. А не насекомолюбие.

1
Ответить

В ФБ посматриваю иногда публикации канала Trending Worlds. Сплошные истории про то, как люди спасают бездомных котиков и собакенов. Мимими. И никогда ни слова о тысячах погибших человек в Донбассе, в Сирии, в Ираке и т.п. Просто апофеоз мизантропии.
вопрос этики к насекомым и животным - это часть процесса социального становления человечестваЛол ))) Давно пора бить тревогу по поводу социальной деградации человечества

Ответить

Иван, я совершенно с вами согласна - погибшие в любых конфликтах заслуживают огласки, статей и репортажей. И эти статьи и репортажи ведутся определенными медиа - поверьте, я сама за ними тоже слежу. Да, их не настолько много, как других, не так много значащих новостей. Это, к сожалению, специфика многих новостных каналов.

Однако ученые, которые занимаются этикой в пыльных библиотеках - это не те, кто публикует новости. Это те, кто переосмысливают текущее состояние дел и выводят новые теории. Именно о них я и рассказываю.

В социуме разные дела делаются параллельно. Когда в городе прорывает трубу не должен останавливаться весь общественный транспорт и выключаться электричество. Если где-то идет конфликт - ученые не забросят свою работу и не пойдут в бой, вооружившись книгами. Они делают свое дело, в своей нише, и это лучшее, что они могут делать. А этика - это штука абстрактая. И высказанное вами мнение с определенной точки зрения совершенно обосновано.

1
Ответить

Кроме того, Trending Worlds - это страница новостного медиа The Epoch Times, которые взлетели в 2016-2017 годах благодаря распространению ложной информации на фоне выборов в США. Сейчас этот концерн является открыто националистическим и пропагандирует агрессивный политический настрой к Китаю (вся информация из открытого исследования The New York Times - How The Epoch Times Created a Giant Influence Machine)

Я это все к тому, что вряд ли это именно та страница, где стоит ждать новостей про погибших.

1
Ответить

Очень приятно было почитать эти размышления. Честно говоря, внимательный ответ на этот пост должен быть больше самого поста - поэтому очень лень его писать. Есть ли другие соцсети?

Ответить