Франчайзинг - коротко о главном

Франчайзинг является одним из способов увеличить и расширить границы деятельности компании ради повышения прибыли.

По данным franshiza.ru, на сегодняшний момент на внутреннем рынке России насчитывается около 3095 франшиз, рынок франшиз показывает уверенный рост.

Однако помимо очевидных достоинств, такой способ масштабировать свой бизнес как франчайзинг, может таить в себе и определенные риски.

Итак, несколько советов начинающим франчайзерам.

В чем ценность правильно упакованной франшизы?

· Привлечение инвестиций на развитие вашей сети

· Создание собственного рынка сбыта

· Возможность максимально быстро занять свободную нишу на рынке

· Возможность успешно реализовать проект развития сети

Что включает в себя процесс создания франшизы?

· Исследование рынка

Необходимо изучить конкурентов и потенциальных франчайзи, чтобы сформулировать уникальное торговое предложение, бьющее точно в цель. Найти маркетинговые каналы.

· Стратегия

· Процессы: аналитика, обучение, сопровождение, выстраивание работы управляющей компании, отбор франчайзи, отчетность, контроль

И только потом (после создания) – упаковка франшизы!

Что надо иметь для запуска франшизы?

· Подробное коммерческое (франчайзинговое) предложение

Предложение должно быть составлено таким образом, чтобы потенциальный клиент видел (i) преимущества покупки именно вашей франшизы, (ii) почему он должен заплатить именно такой паушальный взнос и далее регулярно платить роялти.

· Торгово-экономическое обоснование франчайзинговой деятельности для будущего франчайзи

· Стратегию развития франчайзинговой сети

Поэтапный план работы по созданию, продвижению, управлению и продаже вашей франшизы со всеми бюджетами, этапами и сроками.

· Проработанные бизнес процессы по продвижению, управлению и продаже франшизы

· Готовую программу обучения для франчайзи и соответствующую инфраструктуру

· Готовые и апробированные инструменты для взаимодействия с франчайзи, для обмена информацией и документами, в том числе в рамках контроля и отчетности

· Готовый пакет документации для работы с франчайзи

И только потом - публикация коммерческого (франчайзингового) предложения на топовых сайтах с высокой посещаемостью!

Типичные ошибки в работе с франчайзи:

· Большинство франчайзеров допускают базовую ошибку: упаковка франшизы вместо ее создания!

· Не продуманы инструменты удержания франчайзи (не юридические, а экономические и ценностные).

! Франчайзи должно быть выгоднее и перспективнее оставаться во франшизе, нежели чем искать другую сеть, либо работать самому. Необходимо помнить, что франчайзи не только клиент, но и партнер.

· Не работающая финансовая модель франчайзера

! На паушальном взносе и роялти много не заработаешь. Должны быть дополнительные источники доходности. Необходимо искать дополнительный канал монетизации.

Дополнительным источником дохода может быть продажа сопутствующего товара, продажа рекламной продукции, продажа сырья и расходников.

· Франчайзер ничего не знает про рынок

! Франчайзер не понимает кто конкуренты по схожим объемам инвестиций, по продукту; кому может быть интересна франшиза и какие услуги им требуются от франчайзера. Как результат - слабо сформированное коммерческое предложение и плохо проработанные маркетинговые каналы.

· Слабая система сопровождения и контроля

! По статистике около 10% франчайзи не довольны такими процессами как: контроль на запуске точки, аттестация персонала, а также качеством сервиса и продукции, системой отчетности, сбором роялти.

· Отсутствие внятной финансовой информации у Франчайзи

! Потенциальный франчайзи хочет понимать сколько ему потребуется инвестировать в бизнес и когда он окупится.

Франчайзи хотят слышать, что их деньги тратятся на развитие сети, а не в полном объеме «в карман» франчайзера. Желательно доносить до франчайзи, куда именно тратятся паушальный взнос и роялти. Например, паушальный взнос покрывает расходы франчайзера на открытие и маркетинг новой точки франчайзи, а роялти покрывает расходы франчайзера на сопровождение и продвижение сети.

Что надо помнить начинающему франчайзеру:

· У фискальных органов до сих пор сохраняется установка, что франшиза это про уход от налогов, а не нормальная предпринимательская деятельность

Задача франчайзера – свести к нулю любые косвенные признаки дробления! Только такой подход поможет отстоять свою позицию в спорах с ИФНС.

· Сохраняется высокий уровень «франчайзи-террористов» (требования досрочного расторжения договора, возврата паушального сбора и роялти, компенсации убытков и т.п.).

Задача франчайзера максимально отработать все риски подобных требований! Минимизировать риски можно, в том числе путем наличия хорошо прописанного договора с франчайзи и разработанной и доведенной до франчайзи еще на преддоговорной стадии финансовой модели франшизы.

· По статистике 75% франчайзинговых сетей закрываются в течении 1 года с момента запуска

Задача франчайзера успешно реализовать свой проект развития сети.

Начать дискуссию