Риск вырастить конкурента будет всегда. Чтобы его минимизировать, можно «привязать» франчайзи к себе. Например, самостоятельно арендовать перспективное торговое место, а потом передать его франчайзи в субаренду. Если франчайзи разорвёт контракт, ему придётся искать новую локацию. Вы же сохраните «наработанное место» для своего бренда.
Также есть практика поставки товаров и важного оборудования исключительно от франчайзера к франчайзи, со штрафами и санкциями при нарушении.
И конечно, основной договор коммерческой концессии должен предусматривать реальную ответственность франчайзи за отступления от него. Необходимо зарегистрировать договор в Роспатенте и юридически защищать свои торговые марки, знаки и технологии.
Другой важный вопрос — как сохранить лояльных клиентов при «расставании» с франчайзи. Это решается с помощью корпоративной IT-системы. Такая система хранит и обрабатывает контакты клиентов, их заявленные потребности и всю историю отношений. Франчайзи лишится этого «золотого запаса», если отключить его от общей базы.
Главное — не почивать на лаврах, постоянно модернизировать свою франшизу. Условия сотрудничества должны быть привлекательны и выгодны для франчайзи. Франчайзер должен всегда оставаться для франчайзи главной опорой: гарантом качества товара, поддержания известности бренда и лояльности клиентов. Всё это ведёт к стабильному доходу от сотрудничества.
Екатерина Сойак, генеральный директор EMTG, организатор крупнейшей в России и Восточной Европе выставки франшиз BUYBRAND Expo
Можно узнать, кого интервьюировали?
Были ли такие монстры и красавцы, как «Мосигра» к примеру?
Скорее какие-нибудь подражатели лайк-холдинга и прочие выкидыши бизнес-молодости
Мосигры нет. Мы опросили владельцев образовательных франшиз: языковых школ, школ скорочтения и развивающих центров. Среди них: LEGO Education Afterschool Program, GO! English, Kidspace, EIkids, Крошка.ру, SuperBall и 50 других компаний
слушайте, а просто соглашение о неконкуренции сроком лет на 15 подписать нельзя?
Нет