Lifelong learning в коммуникациях или как остаться в индустрии?

Плохие новости для специалистов индустрии коммуникаций — ваши знания безвозвратно устарели, хорошие — есть выход. Чтобы остаться в индустрии еще на ближайшие 5 лет, — становись студентом.

В закладки

Индустрия коммуникаций в России развивается около 20 лет. Однако до сих пор важнейшей проблемой остается нехватка профессиональных кадров. Стать экспертом в сфере коммуникаций сложно уже хотя бы потому, что навыков требуется много, для каждого проекта они свои, а технологии и практики меняются стремительно. Чтобы оставаться на плаву, обновлять инструментарий и актуализировать свои знания необходимо постоянно. Это не преувеличение, хотя данный факт и не требует оставаться вечным студентом. Просто подход к обучению в сфере коммуникаций необходим особый.

Индустрия коммуникаций — это все профессии, где в центре всего - взаимодействие с людьми. Рынок специалистов по коммуникациям очень неоднороден. С одной стороны, коммуникаторы требуются в любом бизнесе независимо от масштаба или сферы деятельности. С другой, их компетенции и статус в компаниях кардинально разнятся: одни занимаются написанием бесконечных пресс-релизов, другие ведут соцсети, третьи организовывают мероприятия, четвертые коммуницируют с благотворительными фондами. Одни являются едва ли не ассистентами HR отдела, другие практически управляют бизнесом.

Для многих профессий в сфере коммуникаций до сих пор нет профстандарта. Что должен уметь контент-менеджер? Что требуется от event продюсера? За какие бизнес-показатели отвечает GR специалист? Едва ли половина работодателей в индустриях event, PR, digital понимают, зачем нужен тот или иной алгоритм и как его можно улучшить. Отсюда и разброс компетенций, ожиданий работодателей и, собственно, качества. Отсюда и разброс зарплат: например, PR-менеджер в Москве может получать от 35 до 285 тысяч рублей (данные hh.ru).

Всё упирается в проблему образования. В его отсутствие. Объясню на простом примере. Чтобы водить трамвай, вы просто учитесь это делать на государственных курсах и в резюме указываете квалификацию. Если через 3-5 лет трамваи заменили на новые, можно пройти курс повышения квалификации и продолжить работать. Ещё через 3-5 лет водителя трамвая, вероятно, заменят роботы. Как впрочем все автоматизируемые профессии. Все предельно просто и понятно.

Гораздо сложнее с индустрией коммуникаций. Она полностью обновляется в течение двух лет (и это кстати хорошая новость, ведь роботы с таким пока не справляются). Это значит, что стандарт традиционного высшего образования здесь в принципе не может соответствовать рынку. Какой бы диплом по журналистике, маркетингу или менеджменту вы ни получили в университете, он скорее всего устареет уже к моменту выпуска. Не сильно улучшает ситуацию и тот факт, что преподаватели в большинстве вузов — чаще исследователи, чем практики. Таким образом, большинство специалистов, потратив 5 лет жизни, получают устаревшую теоретическую базу без какого-либо прикладного значения… Не весело, согласитесь?

Предположим, после вуза вы устроились на работу пиарщиком в крупную компанию, может даже государственную, и занимались тем, что общались с деловыми СМИ, выпускали релизы и устраивали традиционные пресс-конференции и туры. Прошло два года, вы захотели устроиться PR-менеджером в небольшой стартап. Позиция та же, название то же, но компетенции требуются уже совершенно другие: придется разрабатывать стратегию продвижения в цифровой медиасреде, срочно подтягивать английский, налаживать контакты с инфлуенсерами, посещать международные конференции, брифовать копирайтеров и креативщиков. То есть почти ничего общего с тем, что вы делали до этого. Практически всему придется учиться заново. Без отрыва от работы. Схватывать на лету.

Именно поэтому повторю, непременный фактор успеха в сфере коммуникаций — это lifelong learning. Да, да, учиться и еще раз учиться. Но как, у кого и когда? Читать книги, слушать вебинары и онлайн-курсы, учиться у коллег? Первые два пункта требуют слишком высокой самоорганизации. Кроме того, они не дают погружения в социум и обратной связи, а потому не столь эффективны. Учиться у коллег — безусловно, но только у тех, кто доказал свою успешность и получил заслуженное признание, а таких еще надо удачливо встретить.

Идеальное решение, на мой взгляд, — дополнительное профессиональное обучение. Дополнительное образование хорошо встраивается в принцип lifelong learning, отвечая на главный запрос индустрии. Преподавать могут и должны только успешные практики. Занятия — в интерактивной форме, а студенты должны учиться не на абстрактных задачах, а на брифах индустрии и живых проектах. При грамотном подходе и качественном образовательном контенте обучение займет академический год — достаточное время для получения навыков и инструментов по одному из пяти актуальных направлений индустрии: digital-коммуникации, корпоративные коммуникации, event-маркетинг, employer brand development и цифровая трансформация. Они четко подстраиваются под текущий запрос индустрии, а целый отдел аналитиков отвечает за мониторинг рынка труда. Итог, который мог бы утроить и рынок, и самого специалиста - диплом дополнительного образования, который станет настоящим фильтром для отбора кадров. Своеобразным "пропуском" в индустрию.

Погружение в индустрию — важное уникальное преимущество офлайн-обучения перед любыми онлайн-курсами. Сегодня офлайн — преимущество качественно иного порядка, только офлайн, по моему глубокому убеждению, можно сформировать сообщество новых профессионалов — #продвинутые — объединение специалистов, которое призвано построить новую индустрию коммуникаций. Важную роль в этом процессе играет творческая среда, в которой можно не только приобретать профессиональный навыки, но обмениваться опытом, заводить полезные знакомства, инициировать яркие коллаборации. И это тоже важная часть философии lifelong learning, которая подразумевает не только обучение знаниям и умениям, но и эффективное взаимодействию с проф.сообществом.

Именно такой вектор образования мне кажется наиболее верным для специалистов по коммуникациям. Это не значит, что профстандарта здесь быть не может, но этот стандарт подвижен, он выясняется в диалоге.

Ну и напоследок. Непрерывное обучение — это не только профессиональное образование (которое, безусловно, фундамент всего). Это еще и самосовершенствование. Частью lifelong learning будут и лекции по истории искусств, и тренинги по публичным выступлениям, и изучение иностранных языков, и занятия сквошем, и посещение выставок. Ваше обучение складывается из взаимодействия с окружающим миром. Это одновременно и всестороннее развитие личности, и содействие развитию общества. А главное,— это только ваша ответственность.

Надежда Макова, директор Московской школы коммуникаций MACS

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Надежда Макова", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0440\u043e\u0434\u0432\u0438\u043d\u0443\u0442\u044b\u0435"], "comments": 0, "likes": -2, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 37341, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 37341, "author_id": 168093, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/37341\/get","add":"\/comments\/37341\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/37341"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

Комментариев нет 0 комм.

Популярные

По порядку

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления