{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Учи или умри. Как IT-компании победить в борьбе за студентов

Фаундер eCommerce-агентства Aero Владимир Синельников о конкуренции с вузами и образовательными платформами.

Когда к нам на курс backend-разработчиков записался вузовский преподаватель математики и информатики, мы поняли, что открыли eCommerce-академию очень вовремя. Академия для айтишников – это не благотворительный проект и не желание сделать мир лучше. Мы решаем очень понятную задачу – привлечение талантливых людей в команду. Веб-разработчиков, дизайнеров, аналитиков, продактов, которые хотят развиваться в электронной коммерции.

Дефицит IT-специалистов с каждым годом становится все острее, потому что все продвинутые компании хотят быть IT-компаниями. Booking – это не тревел-компания, а IT-компания, «Тинькофф-банк» – это не финансовая компания, а IT-компания, Ozon – это IT-компания, Avito – это IT-компания. Кадровый голод из традиционного IT-сектора распространяется на все отрасли экономики. Чтобы обеспечить себе приток «свежей крови» сегодня и завтра, компании запускают собственные образовательные программы.

Образовательная программа для IT-компании – это не эксперимент, не пиар, а суровая жизненная необходимость. Если у вашей компании нет такой программы, то у нее просто нет будущего.

Если такая программа у вас есть, то вы всего лишь поступаете, как все здравомыслящие руководители. Это значит, что даже в этом, совершенно непрофильном для вашего бизнеса деле, обучении студентов, вы вступаете в конкуренцию с другими IT-компаниями, с вузами и образовательными платформами. Значит, вы должны выработать новые конкурентные преимущества, которые уже не касаются вашего бизнеса, не касаются вашего HR-бренда, а касаются качества вашего образовательного продукта.

Вам придется сформулировать, чем ваша методология обучения отличается от конкурентов и насколько соответствует ожиданиям студентов, насколько эффективна ваша образовательная программа и способны ли вы реализовать обещания, которые даете студентам.

В общих чертах расскажу о наших принципах построения образовательного процесса.

Организация

Небольшие форматы. Вместо курсов, растянутых на несколько месяцев – интенсивы на выходные или вечерние курсы в течение месяца. Главное – погрузить студента в специфику отрасли (в нашем случае – eCommerce), увлечь, а остальному он научится на практике, если захочет развиваться в этом направлении.

Междисциплинарность. Мы используем методологию DevOps (development & operations), в которой разработчик глубоко погружен в процесс создания и развития продукта и взаимодействует с другими членами команды для решения общей задачи. Собственно, этот принцип справедлив и для других специалистов: будь то проектный менеджер или аналитик.

Только активное обучение. Наша программа основана на активности самих студентов и исключает пассивное слушание на занятиях. Мы используем так называемую систему перевернутого класса: всю теорию и тесты мы выносим в домашние задания, а на занятиях в группе студенты разбирают кейсы и общаются с наставниками, которые не так давно окончили вузы сами.

Самоорганизация. Мы работаем по методике BYOD (Bring Your Own Device). Это означает, что занятия проходят на ноутбуках студентов. Мы сделали это намеренно. У нас нет профессионально оборудованных классов, мы собираемся в непринужденной, доверительной обстановке, приучаем студентов к самоорганизации и навыку работы в любое время и любом месте.

Преподаватели. Наставники в eCommerce-академии Aero – это не теоретики, а практики, наши тимлиды, которые каждый день занимаются разработкой интернет-магазинов и делятся своим опытом.

Мотивация

Соревновательность. С самого начала мы поощряем стремление преодолевать трудности и поддерживаем дух соревнования в группе. На каждом занятии студенты получают от наставников обратную связь, чтобы студенты могли анализировать свои достижения и получать удовольствие от процесса обучения. По окончании курса каждый достигнет своего результата, но лучшие получат приглашение на стажировку со стипендией в Aero.

Сотрудничество. Мы сделали ставку на очное обучение, ведь ничто не дает такой сильный эмоциональный заряд, как групповая работа. На занятиях студенты учатся взаимодействовать, объективно оценивать друг друга и конструктивно воспринимать критику.

Творчество. В мире, в котором есть гугл, важно не владеть знаниями, а научиться их применять, синтезировать разные знания и создавать с их помощью что-то новое.

Содержание

Problem-based learning. Студенты должны получить в процессе обучения те навыки, которые потребуются им на практике. Многие компании учат информационным технологиям, и важно найти то направление, в котором вы сильнее. Ключевая экспертиза Aero – это eCommerce. Поэтому мы учим не абстрактным веб-разработке и дизайну, мы учим разработке и проектированию интернет-магазинов на примере проектов, которые уже сами реализовали. Студенты получают самый крутой материал: так как мы работаем с крупными клиентами, то проблемы на проектах сложные и комплексные.

Это не значит, что студенты должны научиться решать конкретные задачи. Важнее научиться выявлять проблемы, исследовать их, находить нужную информацию и выдвигать гипотезы для их решения.

Cамые современные технологии. Мы стремимся показать студентам все технологическое разнообразие и возможности, которые они смогут применять в дальнейшем. Поэтому мы разбираем в программе курса для backend-разработчиков такие технологии как Elasticsearch и кэширование от Varnish+ESI, рассказываем про применение систем очередей, работу с ESB, микросервисную архитектуру, стек ELK, мониторинг Zabbix. Конечно, в базовом формате мы даем о них общее представление, чтобы студенты понимали, в каком направлении развиваться. Ну а тем, кто хочет нырнуть поглубже, мы всегда готовы устроить настоящее погружение.

Ключ на старт

Первый курс eCommerce-академии Aero для backend-разработчиков стартует 14 мая в Ярославле, потому что там базируется наш основной офис веб-разработки. Обучение для первого набора бесплатное, но мы готовы брать только самых толковых и мотивированных. Поэтому для зачисления на курс студенты выполняют тестовое задание и проходят очное собеседование у нас в офисе.

За две недели мы получили около 70 заявок от backend-разработчиков и провели более 20 собеседований. Мы размещали информацию о курсе в двух вузах – ЯрГУ им. Демидова и ЯрГТУ, поэтому в основном приходят студенты этих вузов. Однако есть интересные исключения. Например, повысить свою квалификацию у нас хотят сотрудники ярославского офиса одной из федеральных веб-студий. Даже преподаватель математики и информатики из ведущего вуза приходил – тоже хочет погрузиться в веб-разработку.

Мы планируем набрать в группу из 10-12 человек, так как в большой группе будет страдать эффективность. По результатам курса мы возьмем в команду несколько стажеров.

Владимир Синельников из Aero и Александр Сербул из «1С-Битрикс» про специфику работы в eCommerce

Мы считаем важным, чтобы обучение в академии повышало «капитализацию» студентов. Для этого мы сертифицировали программу курса для backend-разработчиков и наших преподавателей в «1С-Битрикс». По окончании обучения студенты получат сертификат авторизованного учебного центра «1С-Битрикс», который при трудоустройстве подтвердит, что они умеют работать с платформой профессионально.

В ближайшее время мы запустим курс по продуктовой разработке в eCommerce в Москве. И если в Ярославле мы ориентируемся на студентов и новичков в профессии, то в Москве будем работать с опытными продактами и проджектами. По продакт-менеджменту немало общих курсов, но наш курс гораздо более специфичен и рассчитан на менеджеров, которые разрабатывают интернет-магазин как продукт и хотят повысить свою квалификацию.

Наша программа дает практический опыт в eCommerce, но даже не это самое главное. Мы хотим, чтобы после академии люди остались работать в электронной коммерции, с нами или без нас. Поэтому главная задача академии – заинтересовать студента eCommerce, это очень интересная и перспективная для профессионального развития область. Это высокие нагрузки, большая ответственность, гигантский охват: технологии электронной коммерции влияют на жизнь огромного количества людей, делают ее проще и интереснее.

0
3 комментария
Юлия Ветчинкина

Интересно будет потом, после определенной обкатки курса, почитать результаты. Выстрелил ли кто-то, насколько студенты вообще были мотивированы, что сработало, а что нет.

Ответить
Развернуть ветку
Ludmila Ignatieva
Автор

Самим интересно. Нам говорили, что студенты не хотят учиться, им учебы в вузе хватает. А оказалось, что без рекламы желающих набралось на несколько потоков. И много ребят хороших, заинтересованных

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ludmila Ignatieva
Автор

Итого: из 13 студентов — пятерых мы взяли на работу. Все успешно прошли стажировку и испытательный срок. Отличная конверсия.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда