«На каком бы уровне бизнес ни был, всегда кажется, что мы только начинаем»

Интервью с создательницами мастерской по производству натуральной косметики «Брусника».

Екатерина Кривуляк и Анастасия Логинова
Екатерина Кривуляк и Анастасия Логинова

Анастасия Логинова и Екатерина Кривуляк с 2014 года занимаются производством натуральной уходовой косметики. Чуть ранее девушки также вместе руководили event-агентством «Призма», а ещё раньше стояли у руля таких стартапов, как танцевальная школа и частный детский сад. Одним словом, искали себя активно и в разных сферах.

Вопросы Анастасии и Екатерине задавала контент-директор компании «Творческий маркетинг» Галя Зверяева.

— У вас такой богатый бизнес-опыт, отчего же вы в итоге выбрали такое непростое направление, как производство. Да ещё и косметики. Сертификация, сроки годности, поиск нужных ингредиентов… Почему не выбрали направление попроще да повыгодней?

Анастасия: Все наши ранние проекты были из сферы услуг. Там стартапнуть просто – главное, смело наобещать, а потом ответственно выполнить. Так, чтобы заказчик пришёл в восторг. А производство, да, зверь крупный и сложный. Не могу сказать, что мы его уже окончательно обуздали. Нужно учесть очень много рисков и составляющих, чтобы всё получилось. Просчитывать ходы с ювелирной точностью. Продукт плохой, реклама хорошая – один раз возьмут, больше не будут. Продукт хороший, реклама плохая – будут ме-е-е-дленно узнавать, плохо покупать. А как узнать, что продукт хороший? Это как-то проверить надо. Одно дело, мы знаем плюсы своего продукта, другое – что о нём думают покупатели. Вот мы и ищем «золотое сечение».

А по секрету скажу: сертифицировать имеет смысл тот продукт, который уже одобрен покупателями.

Почему выбрали производство косметики? Причин несколько:

  • Мы всё равно занимались, занимаемся и будем заниматься красотой, уходом за кожей и здоровьем. Для себя, для подруг и теперь уже для наших любимых клиентов, которые верят нам и поверили нашим продуктам.
  • Производство мы ещё не организовывали, и нам интересно найти свой путь и создать дело хорошее, прибыльное и работающее. Это новый уровень для нас, вызов.
  • Здорово и приятно, когда мысль или идея становится осязаемой. Когда то, что ты нафантазировала, вдруг становится реальным. Более того, приятным и полезным не только для тебя, но и для других людей.

Екатерина: Бизнес в России, вообще, непростая тема. Зато интересная. Я уверена, что дело не в «простоте и выгодности», а в «нравится и интересно». Тогда как минимум жить радостно, а как максимум ещё и бизнес прёт.

— Правда ли, что всё началось с простого любопытства и желания научиться варить крем для себя?

Анастасия: Правда, правда и ничего кроме правды. Мы с Катей в столицу переехали из славного города Ульяновска. Может, в регионах жизнь и хуже, чем в Москве, но вот что точно лучше, так это водопроводная вода. Не понравилось мне, как стала выглядеть кожа. Пошла искать ответы. Человек я упорный и любопытный. Нашла сначала дорогущую косметику, которая работала, но денег на все нужные тюбики не хватало. Это побудило меня разобраться в сути задачи. Оказалось, что крем, это масло и вода, соединённые эмульгатором. Все составляющие стоят недорого, потому в домашних условиях сделать его реально и бюджетно. А мы из этого ещё и приключения делали – учили варить крема и подруг тоже, и устраивали девичники, мастер-классы проводили. Хоп-хей-ла-ла-лей. Каждая делала крем эксклюзивно для себя с теми маслами, которые подходили именно ей, и уносила заветную баночку домой. Такой маленький женский шабаш.

Екатерина: Мне кажется, истории многих косметических компаний начинаются именно с этого — с поиска лучшего для себя. Пока я изучала информацию по кремам, узнала столько, что уже было проще сделать самой, чем покупать что-то. Занятно, но даже самые первые кремы, где мы просто смешивали масла (без какой-либо толковой системы) с водой и эмульгатором, воспринимались кожей лучше и давали более заметный результат, чем покупные. Справедливости ради тогда, 10 лет назад, в России рынка натуральной косметики практически ещё не было. Сейчас уже можно найти очень достойные составы, но мы ж уже втянулись.

На съёмках телепередачи.
На съёмках телепередачи.

— Чем обусловлен акцент на натуральности? Вы в принципе против «химии» или есть какие-то морально-нравственные аспекты?

Екатерина: Нет! Мы за химию! Без неё, вообще, никуда в нашем деле. Вода – уже химия. Ну а уж крем, который, по сути своей, эмульсия, тем более. Мы, скорее, стараемся делать акцент на физиологичности, максимально натуральном происхождении ингредиентов, разрешённых международными экостандартами, и эффективности. Натуральность понятие очень скользкое. Совсем натурально — это мы ромашку сорвали. И? Только нюхать. Завариваем, настаиваем в масле – уже процесс химический. Нужно понимать, какие вещества перейдут в отвар, а какие – в масло. И для чего они, кстати. И что из них каким образом попадёт в кожу, а что останется сверху лежать или испарится.

— Ни у одной из вас нет химического или медицинского образования. Как в такой ситуации можно руководить химическим производством?

Анастасия: Ой, тут Форд вспоминается. Он же говорил, что я не могу все знать, но могу окружить себя людьми, которые знают то, чего не знаю я. А ещё нет ничего невозможного для человека с интеллектом, когда под рукой интернет. Возьмём для примера любого технолога косметического производства. Собирая любой продукт, например, крем, он учитывает огромное количество факторов. И физиологичность, увы, далеко не первый. Важнее срок хранения, отсутствие аллергических реакций и т. п. Всегда ли технологи пользуются сами тем, что создали? Вот это вопрос. А мы создаём косметику для себя, мы тестируем её на себе, и наш внешний вид, можно сказать, на её совести. Тут и захочешь, не накосячишь. Всё налицо. Буквально.

Екатерина: Абсолютно согласна, в наше время доступности любой информации знания не проблема. Было бы желание и попа поусидчивей. А дипломов, сертификатов и прочих важных бумажек, конечно, тоже хочется. Но не будем торопить события, будет продвигаться шаг за шагом, глядишь, и до дипломов дело дойдёт.

— Какие сюрпризы встретились вам в мире косметического бизнеса? Знаю, есть вопросы, которые вы не затрагиваете, не желая попадать под гнев более влиятельных конкурентов, расскажете подробней?

Екатерина: Хитрая какая! Как же мы расскажем, если не затрагиваем? Но попробую деликатно намекнуть. Я, например, была поражена спросом на контрактное производство. Выглядит это так: приходит к вам дядя и говорит: «О, у вас есть бальзам для губ! Круто! Давайте вы будете делать для меня всё то же самое только с моей этикеткой, а я буду продавать». А за ним второй дядя. С тем же предложением. То есть на рынке будет два бальзама для губ с одинаковым составом, условно «из одного котла», но с разными этикетками и, подозреваю, один бальзам при этом будет супер-пупер-регенерирующий, а второй офигенно-увлажняющий. Как тебе поворот?

Или вот ситуация на Интершарм. Крупнейшая в России косметическая выставка, на минуточку. Вы, говорят нам, косметикой для себя интересуетесь? Обратите внимание, у нас косметика салонная, её задача, чтобы клиентка вышла из салона вся такая красотка и фея, а через недельку-две вернулась обратно, чтобы снова стать красоткой и феей. Перевожу: нет у этой косметики задачи сделать ваши кожу и волосы здоровыми и красивыми в долгосрочной перспективе. А то вы ж не вернётесь.

Анастасия: О, да. Косметика из «общего котла» стала для меня большим сюрпризом. Возможно, это неплохо, просто разительно отличается от нашего подхода. Люди в основном занимаются продвижением и продажей. Мы же пока отличаемся физиологичностью и здравомыслием составов. Однако свои маркетинговые позиции тоже постепенно усилим.

— Вы давние подруги, вместе прошли огонь и воду. Вместе переживали взлёты и падения. Вместе «залезли» в телевизор. Бизнес и дружба, дружба и бизнес. Были ли моменты, когда каждая из вас говорила себе: «Всё! Больше никогда!»? Как вы с этим справились?

Екатерина: Конечно! Но только один из этих моментов был таким, когда я реально выбирала. Никогда или всегда. Выбрала. И слава богу, что тогда дал нам немножко мудрости, чтобы хватило именно на такое решение. Оно одно из самых верных оказалось в жизни. Может, нас воспитывали, что дружба важнее?

А все остальные моменты – уже так, мелочи и несовпадения взглядов, когда понимаешь, что мы сейчас о разном и, вообще, не понимаем, в какой точке это всё объединится, но стопроцентно объединится и так, что мы сами ещё удивимся.

Анастасия: И я на заре нашей дружбы принимала решение: бизнес или дружба. Как и Катя, выбрала дружбу, о чём до сих пор не жалею. А как можно жалеть о своём решении, если оно от силы принято. Бизнес я могу и сама, и с партнёрами, и ещё как-то реализовывать. А друзья – это же по-другому. Ну и ещё, мы хотим жить долго. Потому как интересно – столько всего в мире любопытного, и потом, в телевизор мы «залезли» пока только в России, есть куда расти. А друзья в вопросах долгожительства – первое дело. Так что больше друзей, бизнесов и лет жизни.

«На каком бы уровне бизнес ни был, всегда кажется, что мы только начинаем»

— На каком уровне ваш бизнес находится сейчас, с кем сотрудничаете, с кем пробовали сотрудничать? И какого уровня хочется достичь в идеале?

Екатерина: Вот тут сложный вопрос. Сейчас это уровень небольшой мастерской. Если пара магазинов, которые продают наши продукты, наш интернет-магазин, выставки, личные продажи и продажи через социальные сети. Мы очень постепенно и поступательно развиваемся, очень неспешно. Прямо сейчас у нас период осознания прошлого пути, выводов и планов на будущее. Не спешим и даём себе время на размышления и чувствования. Может, потому что мы женщины, и бизнес женский, а может, потому что устали бежать.

Анастасия: На каком бы уровне бизнес ни был, всегда кажется, что мы только начинаем. Такова природа развивателя внутри меня. Смотрю и представляю, как будет всё круто. Мы пока мало с кем сотрудничаем, в основном потому что ищем схемы приятные для себя, отрабатываем их и шлифуем. Как доведём до совершенства, будем запускать их с другими партнёрами. А вообще, чего уж, пользуясь случаем, приглашаю к сотрудничеству магазины. Давайте дружить. В идеале я мечтаю о международной интеллектуальной компании. Конечно, о лаборатории, конечно, о разработках. Так жить интереснее.

— Женский бизнес в сфере красоты часто мужчины считают ненастоящим, так, женским баловством. Вам есть что сказать по этому поводу?

Анастасия: Вот и пусть считают. Надо же нам где-то развлекаться, пока мужчины реальным делом заняты. А мы красотой пока займёмся. Чем красивее женщина, тем активнее мужчина.

— Как вы получаете обратную связь от потребителя? Что делаете с негативными отзывами? Как решаете проблему недовольного клиента?

Анастасия: Отзывы собираем. Часто сами приходят и рассказывают. Первый уровень контроля качества – это мы придирчивые. Очень строгие. На разработку нового продукта уходит до полугода. Пока все составляющие подберёшь, на здравомыслие проверишь. Непростая задача. Второй уровень цензуры – подруги. Выдаём всем и устраиваем допрос с пристрастием: «Ну как?». Если отзыв: «Ну ничё так», то думаем дальше. Если восторженный, расширяем круг. И так далее, пока не становимся в продукте уверенными. Дальше начинаем работу с упаковкой. Тоже задача задач, скажу я вам.

Перед недовольными клиентами извиняемся, конечно, выясняем, что случилось, и заменяем продукт за наш счёт, конечно.

Екатерина: Мы клиентов любим. И не только наших. У нас только спроси чего-нибудь околокосметическое, легко можно лекцию на полчасика получить. Почти со всеми постоянными дружим, поэтому отзывы получаем. Надеюсь, честные. И в основном положительные. Если клиент сомневается брать или не брать, то мы, скорее, предложим взять пробник, потестировать несколько дней и решить. Пусть лучше не купит, чем купит не подходящее себе.

«На каком бы уровне бизнес ни был, всегда кажется, что мы только начинаем»

— Ваш самый большой бизнес-страх?

Анастасия: Самый большой? Не знаю. Я, вообще, бизнеса как-то не боюсь. Просто беру и делаю то, что считаю хорошим и правильным, а там будь что будет.

Екатерина: Самый большой, который я помню, это решиться начать первый проект. А дальше всё, втянулись. Как-нибудь и куда-нибудь вырулим. Опять же, главное же не бизнес, а радость жизни.

— Каким будет ваш следующий глобальный шаг вперёд?

Анастасия: Наш следующий шаг – серия элитной косметики. С красивой этикеткой, дизайном, упаковкой. Тяга у нас к красоте проснулась со страшной силой. И ищем мы наши российские ответы для ухода, для наших женщин, таких, как мы, живущих в средней полосе России и имеющих похожее строение кожи. Все знают, что кожа восточных и европейских красавиц отличается от нашей. Потому и уход требует тоже другой. Если верите китайской и корейской косметике, зря вы это… Не доведёт она вас до добра, если вы не относитесь к тому же типу.

Екатерина: Э-м-м-м. А Настя что сказала? Про элитную линию и дорогую серию, да? Дело в том, что мы получили много отзывов, что косметика огонь, но хочется, чтобы её ещё и можно было на полочку поставить и гордиться. Чтоб хозяйке было в радость. И чтобы уровень доходов хозяйки был виден. А это тара, этикетка, описание, маркетинг. Как бы мы ни хотели обращать внимание только на составы, косметика — это в чём-то психология тоже. Взяла красивую баночку и уже немножко королева. А взяла алюминиевый тюбик и чуть-чуть золушка. Мы за королев, да.

Май, 2018 года.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

22
1 комментарий

Отличная идея, спасибо за ваши пост. Я например самостоятельно решила работать в бизнесе, так как мои друзья все имели свое дело (работу), которое их устраивает. Хотелось бы поделиться идеей о бизнесе в интернете, которую предоставила мне компания Qnet, с возможностью зарабатывать и строить бизнес в интернете. Что такое Qnet, вы можете узнать здесь: http://www.qnetblog.ru/. Бизнес, который предоставит вам свободу и возможность зарабатывать достойно без вложений, которые ударят по вашему кошельку.

Ответить