«Стив Джобс мог с уверенностью говорить о том, в чём точно ошибался»

Ведущий разработчик Wolfenstein 3D, Doom и Quake Джон Кармак о сложных деловых взаимоотношениях со Стивом Джобсом. Конспект от DTF.

«Стив Джобс мог с уверенностью говорить о том, в чём точно ошибался»

Сооснователь id Software Джон Кармак рассказывает, что в подростковом возрасте он фанател от техники Apple, а также от самих Джобса и Возняка. В детстве он мечтал об Apple II, а спустя годы все его мысли были заняты компьютером NeXT, стоившим около $10 тысяч.

Когда id Software стала приносить Кармаку прибыль, вместо автомобиля он купил себе компьютер NeXT. Система пришлась по вкусу программистам компании, и вскоре вся id Software стала работать на NeXT. Сотрудники настолько фанатели от своих новых компьютеров, что даже планировали добавить на логотип Doom надпись «разработано на компьютерах NeXT», однако получили отказ.

«Стив Джобс мог с уверенностью говорить о том, в чём точно ошибался»

Позже, когда стало понятно, какую бешеную популярность приобретает Doom, до Кармака дошли слухи о том, что Джобс передумал и теперь утверждает, что был бы рад предоставить id Software право на использование бренда в логотипе. Несмотря на то, что поезд уже ушёл, Кармак всё же решил написать Джобсу — так они и познакомились.

После долгих лет знакомства я пришёл к выводу, что в глубине души Стиву были не слишком по душе игры, и ему бы хотелось, чтобы они не были так важны для его платформ. Я никогда не принимал это на свой счёт.

Джон Кармак

Позже Кармака пригласили в Apple, вернувшуюся под контроль Джобса, чтобы обсудить с ним будущее видеоигр и потребности разработчиков. Сооснователь id Software, по его собственным словам, поставил своей целью убедить Джобса задействовать OpenGL в качестве программного интерфейса для 3D-графики. Это далось ему с трудом и привело к многочисленным жарким спорам с Джобсом. Изначально тот полностью отвергал аргументы Кармака — он собирался создать собственный программный интерфейс для 3D-графики при помощи Pixar.

Иногда он меня раздражал, потому что он мог с абсолютной уверенностью говорить о том, в чём совершенно точно ошибался — например, о ценах на видеокарты или об объёме пропускной способности системы, доступный для расширений AltiVec. Но когда я знал, что разбираюсь в том, о чём говорю, я не прогибался ни перед кем.

Джон Кармак

В результате Кармаку всё-таки удалось убедить Джобса, и он считает это своим самым значительным непрямым вкладом в индустрию. Началась история сотрудничества.

«Стив Джобс мог с уверенностью говорить о том, в чём точно ошибался»

Кармак рассказывает о том, как однажды Джобс попросил его провести презентацию в день, на который была назначена свадьба разработчика. Свадьбу глава Apple «с очаровательной улыбкой» предложил отложить. Кармак отказался, но Джобс продолжал настаивать. В результате невеста Кармака предложила основателю Apple на один день «одолжить» ей Джона Лассетера для проведения консультации в её компании. После этого предложения Джобс, по словам Кармака, стал вести себя с ними очень холодно. Свадьба состоялась.

Когда Кармак готовил технодемо для Doom 3, ему пришлось иметь дело сразу с несколькими менеджерами Apple, которые убеждали его внести в демо изменения по причине того, что «Стив не любит кровь». Программист понимал, что Doom 3 вряд ли придётся Джобсу по вкусу, но отказываться от крови ради него не собирался. Когда Кармак довёл этот конфликт до самого Джобса, тот сказал: «Я доверяю тебе, Джон. Делай так, как считаешь нужным». После этой фразы все менеджеры разом отстали от Doom 3.

Позже Кармак и его жена занялись созданием игр для мобильных устройств — таких как Doom RPG и Orcs & Elves. Разработчик видел в мобильном рынке огромные перспективы и всеми силами пытался убедить Apple начать выпускать телефоны. Однажды Джобс позвонил ему домой в воскресенье, чтобы задать какой-то вопрос — Кармак воспользовался случаем и в течение долго времени убеждал его выпустить телефон.

Когда Джобс впервые представил iPhone, Кармак присутствовал в зале и сидел в первом ряду. На первый iPhone нельзя было устанавливать никакие сторонние программы — лишь веб-приложения для браузера Safari. Такое положение дел очень расстроило Кармака, строившего грандиозные планы на мобильные игры для iPhone. Своими мыслями он решил поделиться с Джобсом, когда презентация закончилась, однако дискуссия о безопасности системы явно не задалась.

В ответ он издевательски произнёс: «Ты ведь умный парень, Джон. Почему бы тебе не написать свою операционную систему?» В тот момент я подумал: «Пошёл ты, Стив!»

Джон Кармак

Сразу после ссоры Кармак дал комментарии прессе, и Джобс этого не оценил. Вскоре конфликт приобрёл серьёзные масштабы: один из сотрудников Apple рассказал Кармаку, что Джобс лично отдал распоряжение о том, чтобы создателю Doom не предоставляли доступ к SDK (набору средств разработки) iPhone.

Позже Кармак создал несколько успешных приложений для iOS и приобрёл «множество влиятельных союзников» внутри Apple, но с самим Джобсом он так и не помирился. Напрямую Джобс и Кармак вновь стали взаимодействовать лишь спустя несколько лет, во время релиза Rage для iOS, но разговора всё равно не состоялось.

После релиза я проводил разбор полётов с командой. Кто-то позвонил, но я был занят и поэтому сбросил. Спустя несколько минут кто-то сообщил мне, что мне должен был позвонить Стив. Упс. Все посмеялись над тем, что я «кинул трубку», но, как выяснилось, это было последним моим взаимодействием с ним.

Джон Кармак

С тех пор Кармаку так и не довелось пообщаться с основателем Apple — даже когда разработчик узнал о состоянии здоровья Джобса, он не смог найти в себе силы написать ему.

Я начинал несколько электронных писем, хотел сказать ему что-то важное и позитивное на прощание. Но я так их и не отправил, и теперь жалею об этом.

Джон Кармак
2525
31 комментарий

iddqd

17
Ответить

idkfa

1
Ответить

даже когда разработчик узнал о состоянии здоровья Джобса, он не смог найти в себе силы написать ему

Такое чувство, что Кармак не рассказал о конфликте что-то по-настоящему важное. Уж очень неадекватной выглядит его реакция. Да и Джобс надулся как-то уж чересчур.

Такие последствия свойственны таки более личным конфликтам (притом, глубоко личным), чем производственным. Разве нет?

--

10
Ответить
Комментарий удалён модератором

заводы стоят, а он всё в игрушки свои не наиграется

16
Ответить

Разработка игр очень крупная и важная ниша, и Джон один из первопроходцев в этом деле. Ваше пренебрежительное отношение к этому, говорит что вы не понимаете эту сферу.
З.Ы. просьба модераторов удалить комментарий ниже, ошибся веткой

5
Ответить